kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языкана тему:"Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – сказка. По технологии Фисиковой.Уропострое н в новой технологии, с соблюдением всех принцмпов Н.Т. 

Урок: русский язык

Тема: состав слова

Цель: Проверить основные знания учащихся о составе слова.

Задачи :

- повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

-совершенствовать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость;

-Способствовать развитию внимания, памяти, интересу к результату работы;

- прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку

- Помощь учащимся осознать практическую значимость учебного материала.

- Содействовать развитию умений анализировать и делать выводы, логически мыслить;

Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, раздаточный материал, карточки со словами.

oj

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языкана тему:"Состав слова" »

Урок – сказка. По технологии Фисиковой

Урок: русский язык

Тема: состав слова

Цель: Проверить основные знания учащихся о составе слова.

Задачи :

- повторить знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

-совершенствовать умение разбирать слова по составу, орфографическую зоркость;

-Способствовать развитию внимания, памяти, интересу к результату работы;

- прививать интерес к внеклассному чтению, к русскому языку

- Помощь учащимся осознать практическую значимость учебного материала.

- Содействовать развитию умений анализировать и делать выводы, логически мыслить;

Оборудование: предметные картинки с изображением сказочных героев, раздаточный материал, карточки со словами.

Ход урока


1.Организация класса к уроку.

Сообщение темы и постановка учебной задачи.


Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказку, где нам понадобятся наши знания о составе слова. Мы с вами должны будем помочь добру победить зло.

А для того, чтобы попасть в сказку мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова.

По щучьему велению,

По нашему хотению

Пусть мы окажемся в сказке.

(Открывается доска с иллюстрациями к сказке «О рыбаке и рыбке»)

2. Мотивация к учебной деятельности
Учитель.
Дорожка привела нас к воротам. 
Чтобы открыть ворота в сказку мы должны вспомнить 5 золотых правил
(На доске висит схема, учащиеся поясняют краткую запись)

  1. Пишу красиво, аккуратно.

  2. Начала предложения пишу с большой буквы, 
    В конце ставим точку.

  3. Помню о красной строке.

  4. Использую перенос слов.

  5. Проговариваю слова по слогам.

Мы открыли дверь, и попали в сказку

Вопросы

- Кто герои этой сказки?

- Кто волшебный помощник?

- Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

- О каком герое мы говорили на прошлом уроке? (О старухе.)

- О ком хотели бы узнать подробнее сегодня? (О старике.)


  1. Нравственный урок и сказка

Итак сказка начинается.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

И выло у них старое разбитое корыто.

А на корыте слова написаны: корень, суффикс, приставка, окончание, основа. А дед знать не знает, ведать не ведает, что значат эти слова. А вы знаете?

Задание 1.

Дайте определение корня слова.

Дайте определение приставки.

Дайте определение суффикса.

Дайте определение окончания.

Дайте определение основы слова


2 задание

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

- Как вы понимаете пословицу?

- Какое значение имеет пословица к нашей сказке?


  1. Воспитание добрых чувств

1 задание

- Ребята, вам жалко старика? Почему?

- А как автор относится к старику: жалеет его или осуждает?

(В результате учебного спора дети приходят к выводу, что для ответа на этот вопрос нужно обратиться к тексту.)

Ученики зачитывают отрывок:

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты...»

Автор ласково называет героя, сочувствуя ему, жалея его.

Учитель:

- А как бы вы поступили на месте старика? Почему?



- Ребята давайте проанализируем действия старика

Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;

  • сказал ласковое слово рыбке;

  • уважительно разговаривает со старухой;

  • рассказал старухе о рыбке;

  • подчинился старухе;

  • возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем по действиям):

  • добрый

  • бескорыстный

  • искренний

  • доверчивый

  • покорный

  • слабый характером

  • честный

  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

  • избежать гнева, брани старухи;

  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она потребовала невозможного..

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.

  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.

2 Задание «Лишнее слово»

Найдите среди данных слов «лишнее» характеризующие старика. Объясните свой выбор и разобрать слово по составу.

ОБОГАТИТЬ МОРСКОЙ ЦЕПОЧКА ОСИНА
ОБОДРИТЬ МОРИТЬ КАРТОЧКА БЕРЁЗА
ОБНОВИТЬ МОРЯК НОЧКА ОБЛАКО
ОБЕЛИТЬ ПРИМОРЬЕ ЗВЕЗДОЧКА КЛЁН

(Лишнее слова: обновить – приставка об-, обогатить – 4 слога…

морить – корень имеет другое значение, приморье – 3 слога…

ночка – суффикс -к-, ночка – 2 слога…

клён – нулевой корень, облако – не обозначает дерево…)

Словарная работа со словом «морить»


3 задание

Игра «Хорошо – плохо».

- Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

(Хорошо, когда есть стремление достичь большего.)


- Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь.


- Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?


- Это плохо. Почему?

  1. Сказка и речевая зарядка


- Ребята давайте проанализируем действия старика

Действия старика (дети называют действия, зачитывая соответствующий отрывок сказки, а учитель выписывает их на доску):

  • отпустил рыбку, ничего не попросил;

  • сказал ласковое слово рыбке;

  • уважительно разговаривает со старухой;

  • рассказал старухе о рыбке;

  • подчинился старухе;

  • возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

2. Характер старика (определяем по действиям):

  • добрый

  • бескорыстный

  • искренний

  • доверчивый

  • покорный

  • слабый характером

  • честный

  • терпеливый

3. Цель старика (формулируют ученики с помощью учителя). Запись на доске:

  • избежать гнева, брани старухи;

  • освободиться от зависимости старухи;

остановить старуху, когда она потребовала невозможного..

5. Мораль (формулируют дети).

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.

  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.

- Как можно назвать сказку по новому ? После того как вы проанализировали все действия.

Задание

Отгадайте слова.

Его корень в слове цена, приставка в слове осмотр, суффикс в слове тетрадка, окончание в слове книга (оценка).

Его корень в слове подкладка, приставка в слове записать, суффикс в слове дымка, окончание в слове лисица (закладка).

Его корень в слове пришкольный, приставка в слове одуванчик, суффикс в слове задачник, окончание в слове лебедь (школьник).

Его приставка в слове вьюнок, корень в слове подсолнух, суффикс в слове стёклышки, окончание в слове яблоко (солнышко).

Его корень в слове смертельно, приставка в слове бессильный, суффикс в слове посильная, окончание в слове зелёный (золотая рыбка).

  1. Развитие мышления и воображения

Каждому придумать свой конец сказки. Если бы старуха не попросила последнее желание.



  1. Сказка и математика



Задание.

С помощью геометрических фигур выразить сюжет сказки



 - С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.

Задание для групповой работынарисовать схему-цепочку композиции этой сказки.

В результате дети нарисовали следующие цепочки:

1+2+3+4=0

(Каждая группа поясняет свою схему.)

Учитель: - Какая фраза из этой сказки стала крылатой? Как вы её понимаете?

Какой вывод мы можем сделать?

Остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, всё потерять по собственной вине.



  1. Сказка и экология

- Почему старик ловил рыбу?

- Как вы думаете, чем полезна рыба?



Рыба до 20% состоит из очень ценного белка (протеина) со всеми жизненно важными аминокислотами. Различные соединения аминокислот в продукте и определяют ее высокую биологическую ценность. По своей ценности рыба занимает второе место после материнского молока, опережая коровье молоко и мясо.



4 задание от золотой рыбки



Вспомните, на какие правила записаны слова в каждом столбике и подберите ещё три слова.

ВЛЕТЕТЬ В ОКНО ПОДЪЁМ СДАВАТЬ МЕШОЧЕК ЛЕДОК

ДОЙТИ ДО ЛЕСА РАЗЪЕЗД СБРОСИТЬ КЛЮЧИК ПРЯМОЙ

ОТПЛЫТЬ ОТ БЕРЕГА ОБЪЁМ СДВИНУТЬ ЗАМОЧЕК СОВЯТА

ОБЪЁМСБЕЖАТЬ С ГОРЫ СЪЁЖИЛСЯ СБЕЖАТЬ САДИК КОЛЬЦО

(1 столбик – правописание предлогов и приставок, 2 столбик – правописание разделительного ъ, 3 столбик – правописание приставки с-, 4 столбик – правописание суффиксов -ек,-ик, 5 столбик – правописание в корне слова безударных гласных проверяемых ударением).



  1. Подведение итогов урока

"Сказка - ложь, да в ней намек, добру молодцу урок".

Чему учит нас эта сказка?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языкана тему:"Состав слова"

Автор: Шунькина Дарья Сергеевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181476

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства