Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Сложные имена прилагательные".»
Конспект урока по русскому языку 3 класс.
Технология проблемного обучения
Автор: Леканова Валентина Александровна
Место работы, должность: РК, г.Сыктывкар, МОУ СОШ №9, учитель начальных классов
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Программа: «Школа России»
Тема урока: Сложные имена прилагательные.
Цель урока: Формирование понятия сложные имена прилагательные и умения находить и записывать сложные имена прилагательные.
1тип урока - открытия нового знания (ОНЗ).
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
предметные:
- научатся находить сложные имена прилагательные в тексте;
- получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного;
- получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное;
- научатся определять части речи, употребляя правильную систему постановки вопросов.
личностные
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-развивать чувство эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;.
регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-различать способ и результат действия;
-развивать умение формулировать цели своей деятельности;
- развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
познавательные :
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использовать таблицы для решения задач урока;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
коммуникативные :
-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование урока: учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Канакина В.П., презентация, карточки для групповой работы.
Этап
Цель
ПР
Деятельность учителя и учащихся:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Л.: мотивационная основа учебной деятельности
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;
-Проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. Присаживайтесь.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
П.: - научатся определять части речи, употребляя правильную систему постановки вопросов.
Р.:-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
П: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
1.Наш мир разноцветный, куда ни глянь все имеет свой собственный цвет или несколько. Есть множество разных цветов и оттенков(Презентация)
Давайте вспомним цвета и оттенки.(синий,зелёный,..)
К какой части речи относятся эти цвета и оттенки.(к прилагательным)
Вспомните, что такое имя прилагательное? (ответы) Сегодня урок новых знаний.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? О прилагательных и цветах.
2 Минутка чистописания. Откройте тетради, запишите число. Что напишем на 1 строчке,2,3
Что означает слово дефис? ( короткая чёрточка, которая разделяет части слов, меньше тире)
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затрудненияявляется осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Р.: - развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
К.:-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ;
- В чём причина затруднения? ( не знаем, что такое сложные прилагательные)
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Р.: -развивать умение формулировать цели своей деятельности;
П.:-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Сформулируйте тему урока .( Сложные имена прилагательные))
- Цели урока ( узнать что такое сложные имена прилагательные, научиться их находить и правильно записывать)
- Составьте план
1. Узнать, что такое сложные прилагательные.
2. Научиться находить их и записывать.
3.Узнать, какую роль они играют в речи.
- Что нам поможет в нашей работе?(учебник)
5.Реализация построенного проекта.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
П.: - получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного;
Л.:-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Р.: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
-различать способ и результат действия;
П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использовать таблицы для решения задач урока;
К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1.Откройте с. 67 упр. 116. Прочитаем текст. О ком прочитали? Что это за текст. Почему? (Описание пингвина. Какой пингвин.)
Найдите сложное слово, запишем в тетрадь ( Золотоволосые). Что оно означает?(золотые волосы).Как оно образовалось? Прил. (цвет)Сущ Соединит. О)
Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него заберётся(дефис).
Из скольки слов состоит сложное прилагательное?
Как пишется? ( раздельно или через дефис)
Сделаем таблицу.
3. Через дефис
Цвет-Цвет Прил-Прил
Ярко - красный
Сине - зелёный
Слитно (о,е)
ЦветСущ ПРил.Сущ.
голубоглазый
чернобровый
Проверим наши выводы с правилом в учебнике.
Какого правила не хватает в учебнике?( о слитном написании.)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
П.: - получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного;
Л.: -адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Р.: - развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
П.: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Давйте упражняться.Упр.117
-даны простые имена прилагательные, образуйте от них сложные имена прил., пользуясь таблицей и запишите их себе в тетрадь через запятую.
*серебристо- белый
*темно-каштановый
*ярко-красный
*светло-желтый
*бледно-розовый
*черно-белый
Выполнение упражнений .
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
П.: -- получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного;
Л.: -способность к оценке своей учебной деятельности;
Р.: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- прочитайте и подчеркните сложные прилагательные.
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.
П.: - получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное;
Л.:-развивать чувство эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;
Р.: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
П.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Работа в паре. Задания. Найти пару сложному прилагательному.
*серебристо- белая ( машина)
*темно-каштановые ( волосы)
*ярко-красный ( галстук)
*светло-желтая (бумага )
*бледно-розовый (телефон)
*черно-белое (кино)
Проверим, какие пары у вас получились.
Составьте и запишите предложения из этих словосочетаний.
(По дороге ехала серебристо- белая машина У девочки были темно-каштановые волосы На груди у мальчика развевался ярко-красный галстук)
Какая роль сложных прилагательных прилагательных? (Украсить речь, Представить лучше предмет)
Заполните таблицу Знаю. Умею.
Знаю
Умею
1.Что такое сложное прилагательное
2.Написание сложного прилагательного
3.Роль сложного прилагательного в речи.
9. Рефлексия УД на уроке.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Л.:-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
Р.: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
-Возьмите листочки с лесенкой знаний и поставьте себя на верхнюю ступеньку, если у вас в таблице все +. Если есть и + и минусы, поставьте себя на 2 ступеньку. Если все -, то на нижнюю ступеньку. Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Кто на 2ступеньку? Кто на 1ступеньку? Что мы можем пожелать детям, кто поставил себя на 1 и 2 ступеньку?
- Ребята, давайте по цепочке каждый из вас скажет, что ему понравилось на уроке, в чем были затруднения, над чем стоит ещё поработать.