Тема урока: Сложные имена прилагательные.
Цель урока: Формирование понятия сложные имена прилагательные и умения находить и записывать сложные имена прилагательные.
- получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного;
- получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное;
- научатся определять части речи, употребляя правильную систему постановки вопросов.
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-развивать чувство эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им;.
- развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
-развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Этап | Цель | ПР | Деятельность учителя и учащихся: |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Л.: мотивационная основа учебной деятельности -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности; | -Проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. Присаживайтесь. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | П.: - научатся определять части речи, употребляя правильную систему постановки вопросов. Р.:-развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез; П: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | 1.Наш мир разноцветный, куда ни глянь все имеет свой собственный цвет или несколько. Есть множество разных цветов и оттенков(Презентация) Давайте вспомним цвета и оттенки.(синий,зелёный,..) К какой части речи относятся эти цвета и оттенки.(к прилагательным) Вспомните, что такое имя прилагательное? (ответы) Сегодня урок новых знаний. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? О прилагательных и цветах. 2 Минутка чистописания. Откройте тетради, запишите число. Что напишем на 1 строчке,2,3 Что означает слово дефис? ( короткая чёрточка, которая разделяет части слов, меньше тире) 3. Возьмите карточки. Задание: прочитайте и подчеркните сложные прилагательные. Красивый, черноглазый, коричневый, светло-зелёный, тяжёлый, краснощёкий, тёмно- красный, сильный, крепкий, чернобровый, цветной, чёрно-белый. |
3.Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затрудненияявляется осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Р.: - развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; К.:-использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ; | - В чём причина затруднения? ( не знаем, что такое сложные прилагательные) |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Р.: -развивать умение формулировать цели своей деятельности; П.:-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; К.:-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | - Сформулируйте тему урока .( Сложные имена прилагательные)) - Цели урока ( узнать что такое сложные имена прилагательные, научиться их находить и правильно записывать) - Составьте план 1. Узнать, что такое сложные прилагательные. 2. Научиться находить их и записывать. 3.Узнать, какую роль они играют в речи. - Что нам поможет в нашей работе?(учебник) |
5.Реализация построенного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | П.: - получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного; Л.:-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; Р.: -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; -различать способ и результат действия; П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; -использовать таблицы для решения задач урока; К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 1.Откройте с. 67 упр. 116. Прочитаем текст. О ком прочитали? Что это за текст. Почему? (Описание пингвина. Какой пингвин.) Найдите сложное слово, запишем в тетрадь ( Золотоволосые). Что оно означает?(золотые волосы).Как оно образовалось? Прил. (цвет)Сущ Соединит. О) Ярко-жёлтые- яркий, жёлтый (прил.+ прил.) Изумрудно- зелёные- изумрудный, зелёный(прил. +прил.) Как увидит сложное цветное прилагательное, так обязательно в него заберётся(дефис). Из скольки слов состоит сложное прилагательное? Как пишется? ( раздельно или через дефис) Сделаем таблицу. 3. Через дефис | Цвет-Цвет Прил-Прил | Ярко - красный | Сине - зелёный | Слитно (о,е) | ЦветСущ ПРил.Сущ. | голубоглазый | чернобровый | Проверим наши выводы с правилом в учебнике. Какого правила не хватает в учебнике?( о слитном написании.) |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | П.: - получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного; Л.: -адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Р.: - развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности; П.: -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | Давйте упражняться.Упр.117 -даны простые имена прилагательные, образуйте от них сложные имена прил., пользуясь таблицей и запишите их себе в тетрадь через запятую. *серебристо- белый *темно-каштановый *ярко-красный *светло-желтый *бледно-розовый *черно-белый Выполнение упражнений . |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | П.: -- получат возможность научиться определять основные признаки сложного имени прилагательного; Л.: -способность к оценке своей учебной деятельности; Р.: -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - прочитайте и подчеркните сложные прилагательные. Красивый, черноглазый, коричневый, светло-зелёный, тяжёлый, краснощёкий, тёмно- красный, сильный, крепкий, чернобровый, цветной, чёрно-белый. |
8.Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. | П.: - получат возможность находить в тексте имя существительное, к которому относится прилагательное; Л.:-развивать чувство эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им; Р.: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; П.: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | Работа в паре. Задания. Найти пару сложному прилагательному. *серебристо- белая ( машина) *темно-каштановые ( волосы) *ярко-красный ( галстук) *светло-желтая (бумага ) *бледно-розовый (телефон) *черно-белое (кино) Проверим, какие пары у вас получились. Составьте и запишите предложения из этих словосочетаний. (По дороге ехала серебристо- белая машина У девочки были темно-каштановые волосы На груди у мальчика развевался ярко-красный галстук) Какая роль сложных прилагательных прилагательных? (Украсить речь, Представить лучше предмет) Заполните таблицу Знаю. Умею. | Знаю | Умею | 1.Что такое сложное прилагательное | | | 2.Написание сложного прилагательного | | | 3.Роль сложного прилагательного в речи. | | | |
9. Рефлексия УД на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Л.:-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Р.: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | -Возьмите листочки с лесенкой знаний и поставьте себя на верхнюю ступеньку, если у вас в таблице все +. Если есть и + и минусы, поставьте себя на 2 ступеньку. Если все -, то на нижнюю ступеньку. Кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Кто на 2ступеньку? Кто на 1ступеньку? Что мы можем пожелать детям, кто поставил себя на 1 и 2 ступеньку? - Ребята, давайте по цепочке каждый из вас скажет, что ему понравилось на уроке, в чем были затруднения, над чем стоит ещё поработать. - вы все молодцы, хорошо работали на уроке. На этом наш урок закончен. |