Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: «Путешествие по миру «Что такое основа слова?»»
Открытый урок русского языка по теме:
«Путешествие по миру «Что такое основа слова?»
Дата: 18.11.2020 г.
Учитель: Котова В.В.
Класс: 3В
Тема урока: Что такое основа слова?
Цель: сформировать умение о понятие основа слова.
Задачи урока:
формировать умение различать основу слова в предложениях и т.д.
способствовать развитию связной речи, логического мышления, умению сравнивать и делать выводы, формировать коммуникативные навыки работы в группах;
воспитывать аккуратность, умение слушать учителя и товарищей, уважать чужое мнение, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы, расширять кругозор учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепление умения различать основу слова
Метапредметные:
формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно воспринимать оценку учителя;
Личностные:
определять, формулировать, понимать и сохранять в памяти учебную задачу;
закреплять полученные знания;
выработка умения быть внимательным и аккуратным;
способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;
воспитание вежливого общения с учителем и товарищами;
Методы обучения: словесный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, карточки для работы индивидуально, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
I. Организационный момент.
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь.
Чтобы каждый проявлять себя умел.
Организация рабочего места, приветствуют учителя
Регулятивные: волевая саморегуляция;
Личностные: действие смыслообразования;
II. Актуализация знаний.
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении?
Слово делится на части,
Ах какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
На конце любого слова
Что – то долго ищет Вова
Изменяемая часть
С другим словом держит связь
Все же он его найдет
Даже в рамочку возьмет
Перед главной частью слова
Строго пишется она
И при помощи той части образуются слова.
После главной части слова
Обозначен уголком
Его если заменить
Другое слово можно получить.
- Так о чем же идет речь в стихотворении?
- Молодцы, я рада, что вы усвоили материал прошлых уроков.
- Прочитайте фразу, написанную на доске: (слайд 2)
Грызть гранит науки.
- Как вы понимаете смысл этой фразы?
Слушают учителя.
(о частях слова: корень, приставка, окончание, суффикс)
( Вперед! Грызть гранит науки!)
Познавательные: общеучебные:
умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности;
- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор.
Кисти вверх, вниз (4 раза) вправо, влево.
Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
- Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к работе.
- Откройте тетради, запишите
18 ноября.
Классная работа.
( Буквосочетания :ос (в), ва (н), но (с)) – прописываем
- Посмотрите на буквосочетания.
- Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания?– ОСНОВА
Повторяют за учителем, делают записи в тетради.
(Из них можно составить, какое слово?).
Личностные: определять границу знания/незнания;
Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия;
V. Работа над темой урока.
- Посмотрите какое же слово получилось?
- Кто может объяснить значение слова основа?
- Где мы можем найти информацию о значении слова?
- Откройте толковый словарь в учебнике на с. 152 и найдите значение слова основа.
- Мы не нашли ответ в толковом словаре нашего учебника, что можно еще сделать?
- Прочитайте как дается толкование в словаре Ожегова.( слайд 4)
Значение слова Основа по Ожегову:
Основа. Продольные нити ткани, переплетающиеся с утком Spec
Основа. Вся часть слова до окончания.
Основа. Источник, главное, на чем строится что-нибудь, является сущность чего-нибудь.
Основа. Исходные, главные положения чего-нибудь.
Основа. Опорная часть предмета; остов.
- Как вы думаете, какое значение подходит к нашему уроку?
- Кто из вас уже догадался, какая же тема урока?
Откроем учебник на стр.95 прочитаем ПРАВИЛО.
(Основа)
Находят правильный ответ.
(Основа слова.)
Познавательные: постановка и формирование проблемы;
ли.
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Физминутка. – слайд 7
Вовочка остановил поезд. Предлагаем нам немного поиграть. Я называю слово, а вы должны мне будете сказать, как делается разбор слова. ( Называю 1 слово- кидаю мяч 1 чел. Отвечает и кидает тому человеку, кому пожелает. )
А теперь давайте покажем Вовочке, как мы умеем работать по учебнику и выполним 1 упр.
Работа с учебником – 8 слайд
- Откройте учебник на с. 95, прочитайте правило что такое основа слова.
- Как же выделить основу слова?
- Молодцы!
- Прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу. ( 9 слайд)
Алгоритм анализа:
Определяю окончание, для этого изменяю форму слова
Выделяю основу
Выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова
Выделяю приставку
Выделяю суффикс
Познавательные: общеучебные: работа с информацией;
Регулятивные: прогнозирование
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия
Работа по учебнику с. 97 упр.183 – делаем 3 колонки.
Если кто-то случайно забыл алгоритм, где мы можем найти информацию? (памятка «Как разобрать слово по составу» с. 146)
- Упражнение 181 с. 96
(Пользуясь памяткой, разобрать по составу слова)
Итог урока.
-Что проходили на уроке?
- Ребята, а приставка, корень, суффикс и окончание – это вместе что? (ОСНОВА СЛОВА)
Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие по МИРУ. Вовочка был очень рад познакомится с таким дружным классом. Но Вовочке уже пора и на прощание он нам оставил письмо.
Слушают учителя, выполняют работу.
Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Личностные: что я для себя внес?
VIII. Домашнее задание.
- Придумать и записать 7-10 слов, где присутствуют все части слова, разобрать слова по составу.
Записывают ДЗ
Приложение 1
Задание. Если ты согласен с данным высказыванием поставь знак «+», если ты с ним не согласен поставь знак «-».
1. Текст – это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой
2. У любого текста должна быть главная мысль
3. «Снег идёт! Вы только посмотрите… Вся земля побелела! Снежинки планируют, как парашютики! Зима пришла.» Тема этого текста – Новый год
4. Заглавие текста должно совпадать с первым предложением в тексте
5. Основная мысль в тексте – это то послание автора, которое он хочет передать нам в этом тексте, чему хочет нас научить
Задание. Если ты согласен с данным высказыванием поставь знак «+», если ты с ним не согласен поставь знак «-».
1. Текст – это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой
2. У любого текста должна быть главная мысль
3. «Снег идёт! Вы только посмотрите… Вся земля побелела! Снежинки планируют, как парашютики! Зима пришла.» Тема этого текста – Новый год
4. Заглавие текста должно совпадать с первым предложением в тексте
5. Основная мысль в тексте – это то послание автора, которое он хочет передать нам в этом тексте, чему хочет нас научить