kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята работают по группам и в парах. Постановка прблемы: как правильно определить часть речи.Работа над составлением алгоритма "Как определить часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"»

Урок русского языка УМК «Гармония»

Тема: «Отличие глаголов от имен су­ществительных».

Цели: рассмотреть комплекс призна­ков, руководствуясь которыми следует оп­ределять принадлежность слова к имени существительному или глаголу (вопрос, на который отвечает слово, что обозначает, как изменяется) на примере «конфликт­ных» слов; расширить представления уча­щихся о значении глаголов; развивать уме­ние делать выводы, умозаключения; созда­вать элементы алгоритма работы и умение пользоваться ими; развивать коммуника­тивные способности, формировать навыки сотрудничества в групповой самостоятель­ной работе.


Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке продолжим работу над темой «Части речи» и узнаем, глаголы ли слова лежать, сидеть, бег, ходьба. Ис­пользуя полученные знания, вам предстоит вывести новый алгоритм работы.

Учащиеся разделены на четыре группы (на столах карточки: «Группа 1» и т.д.). В каждой группе учитель назначает руково­дителя. Во время урока ученики работают группами и в парах.

II. Актуализация изученного материала.

Повторение изученного о частях речи. Блицопрос.

На столе у каждой группы карточка с вопросом. Представитель от группы читает вслух вопрос и дает ответ после предвари­тельного совместного обсуждения.

Вопросы:

1. Перечислите известные вам части речи .

2. На какие две группы делят части речи?

3. Перечислите самостоятельные части речи.

4. Перечислите служебные части речи.

- Как изменяются имена и глаголы? (Имена изменяются по падежам, а глаго­лы — по временам.)

Изменение имен существительных и глаголов (работа в группах).

Каждая группа получает карточку с за­данием: изменить по падежам имя сущест­вительное. Каждый учащийся в группе по очереди пишет па карточке падежный воп­рос и заданное имя существительное, соп­ровождая свои действия словесными пояс­нениями. Другие участники группы слуша­ют, если необходимо, помогают, исправля­ют ошибки.

Руководители групп меняются карточ­ками и проводят взаимопроверку.

Образец карточки (для каждой группы предлагаются разные слова).

Измените но падежам слово столица.

Падеж

Вопрос

Имя существительное

Им. п.



Р. п.



Д. п.



В. п.



Т.п.



П. п.




— Ученики из другого класса выполня­ли задание: распределяли слова по време­нам. Все ли верно они выполнили? (Уча­щиеся в группах обсуждают, выходят к доске и исправляют ошибки, меняя местами карточки.)

На доске карточки со словами:

Настоящее время

танцую читаю

Прошедшее время

танцевал читал

Будущее время

буду танцевать прочитаю

III. Постановка учебной проблемы.

— Что общего у этих слов? (Глаголы.) Глаголы ли слова лежать, сидеть, бег, ходьба? (Слова записаны па доске.)

Ознакомьтесь с высказыванием Антона на странице 84 в учебнике. («Когда люди лежат, они ничего не делают. Значит, ле­жать — не действие. Это слово — не глагол. А бег и ходьба — это действия. Значит, эти слова — глаголы».)

Вы согласны с рассуждениями Антона?

IV. Формулирование проблемы.

— С какой проблемой столкнулись? (Как правильно определить часть речи?)

Что предстоит выяснить на уроке? (Как действовать, чтобы не ошибиться в опреде­лении частей речи.)

Действительно: как же действовать, чтобы не ошибиться в определении частей речи у таких «конфликтных» слов. (Сооб­щить школьникам значение слова конф­ликт — спор, разногласие.)

V. Поиск решения.

- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос, вспомните три особенности, по ко­торым слова делятся на части речи.

На какой вопрос отвечает.

Что обозначает. Как изменяется.

На какую особенность слов обратил внимание Антон? (Что обозначает слово.)

— Какие особенности он не учел? (На какой вопрос отвечает слово, как изменя­ется.)

Вспомните, как вы действовали раньше, чтобы определить часть речи. (На доску вы­вешиваются таблицы после ответов уча­щихся.)

1. Определяли, на какой вопрос отвечает слово.

— Можно ли ошибиться в вопросе? (Можно.)

Достаточно ли только определить воп­рос, на который отвечает слово? (Нет.)

2. Узнавали, что обозначает слово.

— Можно ошибиться в том, что обознача­ет слово? Слово может называть действие, но не быть глаголом. (Можно и здесь допус­тить ошибку.)

Так можно ли только по этим двум осо­бенностям определять часть речи у «конф­ликтных» слов? (Нельзя.)

Какая еще одна особенность частей речи нам поможет найти верное решение? (Как может изменяться слово.)

Что же еще мы должны определить у слова?

3. Определить, как слово изменяется.

— Раньше мы учитывали эту особен­ность? Почему? (Нет. Не знали, как могут изменяться слова различных частей речи.)

Вам уже известно, как могут изменяться слова различных частей речи? (Да.)

Вспомнить это нам поможет таблица упражнения 255 (тетрадь-задачник № 2 М.С. Соловейчик).

Обсуждение и выполнение работы в группах.

Фронтальная проверка.

— Как нужно изменить слово, чтобы оп­ределить, глагол это или имя? (По време­нам, по падежам. Если слово изменяется по надежам — это имя, если изменяется по вре­менам — это глагол.)

Как изменить слово, чтобы отличить имя существительное от имени прилага­тельного? (По родам. Имена существитель­ные по родам не изменяются.)

Итак, подведем итог. Какие особенности слова необходимо учитывать, чтобы пра­вильно определить часть речи? (Надо знать, на какой вопрос отвечает слово, что обозначает, как оно изменяется.)

Проверьте свои выводы по учебнику.

Знакомство с правилом (упражнение 254).

Верный ли вывод вы сделали о том, какие особенности необходимо учитывать, чтобы правильно определить часть речи? (Верный.)

VI. Применение новых знаний.

Упражнение 256. Запишите в столбик слова, которые поставили вас перед пробле­мой: как правильно определить часть речи (лежать, сидеть, бег, ходьба). Определите их части речи, учитывая три особенности.

Как будем действовать, чтобы определить, какой частью речи является слово лежать! (Определить, на какой вопрос отвечает слово, что обозначает слово, как изменяется.)

Как попробуем изменить слово, чтобы определить, глагол это или существитель­ное? (По временам, по падежам.)

(По одному представителю от группы выходят к доске и объясняют, как надо действовать.) Над каждым словом необхо­димо писать, как слово изменяется, только потом, какой частью речи оно является.

Работа над составлением алгоритма «Как определить часть речи»-.

Каждая группа получает алгоритм с пропущенными этапами работы.

— Допишите пропущенные этапы рабо­ты в алгоритме «Как определить часть ре­чи», опираясь на свои знания, умения.

Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно узнать:

на какой вопрос отвечает слово;

______________________________________;

_ _____________________________________;


п о временам по падежам?


э то_______ это __________


Изменяется ли но родам?

нет да?

это_____ это _____

После групповой работы представители групп называют пропущенные этапы. По ходу объяснения учащимися действий по определению пропущенных этапов учитель на доску вывешивает следующий алгоритм. Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно узнать:

на какой вопрос отвечает слово;

что обозначает;

к ак может изменяться:


п о временам? по падежам?

это глагол это имя


изменяется ли по родам?

нет да


это им. суш. это им. прил.


VII. Развитие умения применять новые знания.

— Есть ли в тексте слова, которые назы­вают действия, но не являются глаголами? (Гудок, тиканье, крик, стук, шелест.) Дока­жите это, используя алгоритм при рассуж­дении. Выпишите их. Образуйте глаголы от данных слов.

Работа в парах.

Каждый ученик получает карточку с двумя группами слов ( предлагаются три ва­рианта) и заданием: определить часть речи, рассуждая по составленному алгоритму.

1-й вариан т

Движение

Двигать

2-й вари ант

Вечер

Вечереет

3-й вариант

Объяснять

Объяснение

Обманывать Обман

Молчать Молчание

Стучать

Стук

При работе с первой группой слов уча­щиеся друг другу в паре объясняют, как на­до действовать для определения частей ре­чи. Со второй группой слов каждый работа­ет самостоятельно. Учащиеся, которые быстро справятся с заданием, получают до­полнительное: придумать и записать свою группу «конфликтных» слов, определив, к какой части речи они относятся.

Проверка работ производится учителем после урока.

VIII. Итог урока.

— Какую проблему мы поставили перед собой в начале урока?

- Какое решение этой проблемы нашли?

-Что нового удалось вам на уроке создать, работая в группах? (Алгоритм.)

Поблагодарите друг друга за работу, за помощь и поддержку, которую вы оказыва­ли на уроке, работая в парах и группах.

(Учитель может дать оценку работы каждой группы.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"

Автор: Елена Алексеевна Панфилова

Дата: 12.03.2023

Номер свидетельства: 627325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ""
    ["seo_title"] => string(89) "stsienariiurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiesamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "332715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465131654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка по теме «Общее понятие о частях речи »."
    ["seo_title"] => string(73) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-chastiakh-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "309548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458819684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект  урока по русскому языку по теме :" Одушевленные и неодушевленные имена существительные " "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odushievliennyie-i-nieodushievliennyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "107159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403178379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства