Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"
Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"
На уроке ребята работают по группам и в парах. Постановка прблемы: как правильно определить часть речи.Работа над составлением алгоритма "Как определить часть речи"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Отличие глаголов от имён существительных"»
Урок русского языка УМК «Гармония»
Тема: «Отличие глаголов от имен существительных».
Цели: рассмотреть комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определять принадлежность слова к имени существительному или глаголу (вопрос, на который отвечает слово, что обозначает, как изменяется) на примере «конфликтных» слов; расширить представления учащихся о значении глаголов; развивать умение делать выводы, умозаключения; создавать элементы алгоритма работы и умение пользоваться ими; развивать коммуникативные способности, формировать навыки сотрудничества в групповой самостоятельной работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня на уроке продолжим работу над темой «Части речи» и узнаем, глаголы ли слова лежать, сидеть, бег, ходьба. Используя полученные знания, вам предстоит вывести новый алгоритм работы.
Учащиеся разделены на четыре группы (на столах карточки: «Группа 1» и т.д.). В каждой группе учитель назначает руководителя. Во время урока ученики работают группами и в парах.
II. Актуализация изученного материала.
Повторение изученного о частях речи. Блицопрос.
На столе у каждой группы карточка с вопросом. Представитель от группы читает вслух вопрос и дает ответ после предварительного совместного обсуждения.
Вопросы:
1. Перечислите известные вам части речи .
2. На какие две группы делят части речи?
3. Перечислите самостоятельные части речи.
4. Перечислите служебные части речи.
- Как изменяются имена и глаголы? (Имена изменяются по падежам, а глаголы — по временам.)
Изменение имен существительных и глаголов (работа в группах).
Каждая группа получает карточку с заданием: изменить по падежам имя существительное. Каждый учащийся в группе по очереди пишет па карточке падежный вопрос и заданное имя существительное, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Другие участники группы слушают, если необходимо, помогают, исправляют ошибки.
Руководители групп меняются карточками и проводят взаимопроверку.
Образец карточки (для каждой группы предлагаются разные слова).
Измените но падежам слово столица.
Падеж
Вопрос
Имя существительное
Им. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т.п.
П. п.
— Ученики из другого класса выполняли задание: распределяли слова по временам. Все ли верно они выполнили? (Учащиеся в группах обсуждают, выходят к доске и исправляют ошибки, меняя местами карточки.)
На доске карточки со словами:
Настоящее время
танцую читаю
Прошедшее время
танцевал читал
Будущее время
буду танцевать прочитаю
III. Постановка учебной проблемы.
— Что общего у этих слов? (Глаголы.) Глаголы ли слова лежать, сидеть, бег,ходьба? (Слова записаны па доске.)
Ознакомьтесь с высказыванием Антона на странице 84 в учебнике. («Когда люди лежат, они ничего не делают. Значит, лежать — не действие. Это слово — не глагол. А бег и ходьба — это действия. Значит, эти слова — глаголы».)
Вы согласны с рассуждениями Антона?
IV. Формулирование проблемы.
— С какой проблемой столкнулись? (Как правильно определить часть речи?)
Что предстоит выяснить на уроке? (Как действовать, чтобы не ошибиться в определении частей речи.)
Действительно: как же действовать, чтобы не ошибиться в определении частей речи у таких «конфликтных» слов. (Сообщить школьникам значение слова конфликт — спор, разногласие.)
V. Поиск решения.
- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос, вспомните три особенности, по которым слова делятся на части речи.
На какой вопрос отвечает.
Что обозначает. Как изменяется.
На какую особенность слов обратил внимание Антон? (Что обозначает слово.)
— Какие особенности он не учел? (На какой вопрос отвечает слово, как изменяется.)
Вспомните, как вы действовали раньше, чтобы определить часть речи. (На доску вывешиваются таблицы после ответов учащихся.)
1. Определяли, на какой вопрос отвечает слово.
— Можно ли ошибиться в вопросе? (Можно.)
Достаточно ли только определить вопрос, на который отвечает слово? (Нет.)
2. Узнавали, что обозначает слово.
— Можно ошибиться в том, что обозначает слово? Слово может называть действие, но не быть глаголом. (Можно и здесь допустить ошибку.)
Так можно ли только по этим двум особенностям определять часть речи у «конфликтных» слов? (Нельзя.)
Какая еще одна особенность частей речи нам поможет найти верное решение? (Как может изменяться слово.)
Что же еще мы должны определить у слова?
3. Определить, как слово изменяется.
— Раньше мы учитывали эту особенность? Почему? (Нет. Не знали, как могут изменяться слова различных частей речи.)
Вам уже известно, как могут изменяться слова различных частей речи? (Да.)
Вспомнить это нам поможет таблица упражнения 255 (тетрадь-задачник № 2 М.С. Соловейчик).
Обсуждение и выполнение работы в группах.
Фронтальная проверка.
— Как нужно изменить слово, чтобы определить, глагол это или имя? (По временам, по падежам. Если слово изменяется по надежам — это имя, если изменяется по временам — это глагол.)
Как изменить слово, чтобы отличить имя существительное от имени прилагательного? (По родам. Имена существительные по родам не изменяются.)
Итак, подведем итог. Какие особенности слова необходимо учитывать, чтобы правильно определить часть речи? (Надо знать, на какой вопрос отвечает слово, что обозначает, как оно изменяется.)
Проверьте свои выводы по учебнику.
Знакомство с правилом (упражнение 254).
Верный ли вывод вы сделали о том, какие особенности необходимо учитывать, чтобы правильно определить часть речи? (Верный.)
VI. Применение новых знаний.
Упражнение 256. Запишите в столбик слова, которые поставили вас перед проблемой: как правильно определить часть речи (лежать, сидеть, бег, ходьба). Определите их части речи, учитывая три особенности.
Как будем действовать, чтобы определить, какой частью речи является слово лежать! (Определить, на какой вопрос отвечает слово, что обозначает слово, как изменяется.)
Как попробуем изменить слово, чтобы определить, глагол это или существительное? (По временам, по падежам.)
(По одному представителю от группы выходят к доске и объясняют, как надо действовать.) Над каждым словом необходимо писать, как слово изменяется, только потом, какой частью речи оно является.
Работа над составлением алгоритма «Как определить часть речи»-.
Каждая группа получает алгоритм с пропущенными этапами работы.
— Допишите пропущенные этапы работы в алгоритме «Как определить часть речи», опираясь на свои знания, умения.
Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно узнать:
на какой вопрос отвечает слово;
______________________________________;
_ _____________________________________;
п о временам по падежам?
э то_______ это __________
Изменяется ли но родам?
нет да?
это_____ это _____
После групповой работы представители групп называют пропущенные этапы. По ходу объяснения учащимися действий по определению пропущенных этапов учитель на доску вывешивает следующий алгоритм. Чтобы определить, какой частью речи является слово, нужно узнать:
на какой вопрос отвечает слово;
что обозначает;
к ак может изменяться:
п о временам? по падежам?
это глагол это имя
изменяется ли по родам?
нет да
это им. суш. это им. прил.
VII. Развитие умения применять новые знания.
— Есть ли в тексте слова, которые называют действия, но не являются глаголами? (Гудок, тиканье, крик, стук, шелест.) Докажите это, используя алгоритм при рассуждении. Выпишите их. Образуйте глаголы от данных слов.
Работа в парах.
Каждый ученик получает карточку с двумя группами слов ( предлагаются три варианта) и заданием: определить часть речи, рассуждая по составленному алгоритму.
1-й вариан т
Движение
Двигать
2-й вари ант
Вечер
Вечереет
3-й вариант
Объяснять
Объяснение
Обманывать Обман
Молчать Молчание
Стучать
Стук
При работе с первой группой слов учащиеся друг другу в паре объясняют, как надо действовать для определения частей речи. Со второй группой слов каждый работает самостоятельно. Учащиеся, которые быстро справятся с заданием, получают дополнительное: придумать и записать свою группу «конфликтных» слов, определив, к какой части речи они относятся.
Проверка работ производится учителем после урока.
VIII. Итог урока.
— Какую проблему мы поставили перед собой в начале урока?
- Какое решение этой проблемы нашли?
-Что нового удалось вам на уроке создать, работая в группах? (Алгоритм.)
Поблагодарите друг друга за работу, за помощь и поддержку, которую вы оказывали на уроке, работая в парах и группах.