Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Основа слова"»
Русский язык
Тема урока: Основа слова.
Цели урока:
Образовательные:
-формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу;
-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: опорные таблицы по теме «Состав слова», словообразовательный словарь, индивидуальные ученические проекты по теме «Состав слова», картинка с изображением ящерицы, учебник.
Ход урока:
Организационный момент.
«Воля и труд дивные всходы дают»
- Прочитайте девиз урока.
- Как понимаете слова?
- Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке?
- Будем грамотно писать.
- Тайны слова «познавать»
II. Проверка домашнего задания.
III.Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Правила я знаю и успешно повторяю»
2. Чистописание.
- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания. ( Буквосочетания :ос, ва, но)
Посмотрите на буквосочетания.
Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).
IV.Объявление темы и цели урока.
-Посмотрите какие же слова получатся? (Основа слова)
-Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)
-Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)
-Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)
-О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)
V.Работа над темой урока.
-Рассмотрите схему частей слова. Назовите часть слова, с которой вы еще не познакомились. Верно, это основа слова. Можете ли вы сказать как найти эту часть в слове?
1.Работа с учебником. Изучение правила с.95.
Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:
Опора, фундамент у слова – основа.
В ней смысл заключён и понятно нам слово.
Приставка и суффикс к ней в гости приходят,
А корень живёт, никуда не уходит.
2.Игра «Крестики – нолики».
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
Корень – это главная часть предложения. (-)
Окончание – изменяемая часть слова.(+)
Основа – это часть речи.(-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
Основа – часть слова без окончания. (+)
Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
+
0
0
+
0
+
0
+
+
-У кого нет ошибок?
3. Работа с основами однокоренных слов и формы слов.
Учебник с.95 упражнение 179.По заданию упражнения 2 человека работают у доски. Проверка.
4. Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.
-Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
-Чем отличаются?
-Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
-Вторую?
-Выделите окончания в словах.
-В словах какой группы это легче сделать? Почему? Сможете выделить -основу в словах? Попробуйте это сделать.
-Что можете сказать об основах однокоренных слов?
-Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
-Продолжите высказывания:
В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
Вывод повторяем несколько раз.
VI.Физкультминутка.
Плаваем мы как дельфины И летаем как орлы, Дружно ходим как пингвины, Выше зайца прыгнем мы. Мы быстрее волка мчимся И тихонечко садимся.
VII.Закрепление изученного материала.
1. Знакомство со словообразовательным словарем.
-Изучение статьи на страничке для любознательных.
-Изучение форзаца «Словообразование». (Слова школа, береза, желтый)
2. Представление индивидуальных мини- проектов «Состав слова».
3. Работа в группах.
- Составление алгоритма разбора слова по составу.
4. Работа со схематическими карточками по упр.183.
«Засели слово в свой домик».
VIII.Динамическая пауза.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопай-топай». Я вам говорю утверждения, а вы отвечаете да-хлопай, нет-топай.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}