kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Основа слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В интересной форме обучающиеся знакомятся с понятием "основа слова" и закрепляют зания по теме "состав слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Основа слова"»

Русский язык

Тема урока: Основа слова.

Цели урока:

Образовательные:

-формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.

- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: опорные таблицы по теме «Состав слова», словообразовательный словарь, индивидуальные ученические проекты по теме «Состав слова», картинка с изображением ящерицы, учебник.


Ход урока:


  1. Организационный момент.



«Воля и труд дивные всходы дают»

- Прочитайте девиз урока.

- Как понимаете слова?

- Вы готовы приложить свою волю в работе на уроке?

- Будем грамотно писать.

- Тайны слова «познавать»



II. Проверка домашнего задания.

III.Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Правила я знаю и успешно повторяю»

2. Чистописание.

- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.

Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания. ( Буквосочетания :ос, ва, но)

Посмотрите на буквосочетания.

Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?

Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).

IV.Объявление темы и цели урока.

-Посмотрите какие же слова получатся? (Основа слова)

-Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)

-Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)

-Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)

-О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)











V.Работа над темой урока.

-Рассмотрите схему частей слова. Назовите часть слова, с которой вы еще не познакомились. Верно, это основа слова. Можете ли вы сказать как найти эту часть в слове?

1.Работа с учебником. Изучение правила с.95.

Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.



2.Игра «Крестики – нолики».

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.

  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

  2. Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)

  3. Корень – это главная часть предложения. (-)

  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)

  5. Основа – это часть речи.(-)

  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (-)

  8. Основа – часть слова без окончания. (+)

  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)

Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.



+

0

0

+

0

+

0

+

+



-У кого нет ошибок?

3. Работа с основами однокоренных слов и формы слов.



Учебник с.95 упражнение 179.По заданию упражнения 2 человека работают у доски. Проверка.

4. Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.

-Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)

-Чем отличаются?

-Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.

-Вторую?

-Выделите окончания в словах.

-В словах какой группы это легче сделать? Почему? Сможете выделить -основу в словах? Попробуйте это сделать.

-Что можете сказать об основах однокоренных слов?

-Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?

-Продолжите высказывания:

В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).

В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).

Вывод повторяем несколько раз.





VI.Физкультминутка.

Плаваем мы как дельфины
И летаем как орлы,
Дружно ходим как пингвины,
Выше зайца прыгнем мы.
Мы быстрее волка мчимся
И тихонечко садимся.



VII.Закрепление изученного материала.

1. Знакомство со словообразовательным словарем.

-Изучение статьи на страничке для любознательных.

-Изучение форзаца «Словообразование». (Слова школа, береза, желтый)

2. Представление индивидуальных мини- проектов «Состав слова».



3. Работа в группах.



- Составление алгоритма разбора слова по составу.

4. Работа со схематическими карточками по упр.183.

«Засели слово в свой домик».





VIII.Динамическая пауза.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хлопай-топай». Я вам говорю утверждения, а вы отвечаете да-хлопай, нет-топай.

- Основа слова может быть равны корню.

- В основу слова может входить окончание.

- Основа слова – это часть слова без приставки.

- В основу слова никогда не входит окончание.

- Основа слова - это часть слова без корня.


IX.Творческая работа.

Упражнение 188.

-Рассмотрите схемы слов. Прочитайте. Догадайтесь какие пословицы зашифрованы. Запишите их. Взаимопроверка.



X. Рефлексия.

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита. (Перемена)



XI.Итог урока.

Наш урок близится к завершению. Подведем его итог.

-Над какой темой работали?

-На какие вопросы ответили? Или что узнали об основе?

-Что такое основа слова?

-Что узнали о месте основы в слове?

-Какую роль выполняет основа в слове?

-Где можете использовать полученные знания?









XII.Домашнее задание.

Выучить правило с.95, выполнить упражнение184.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Основа слова"

Автор: Радченко Марина Борисовна

Дата: 31.12.2018

Номер свидетельства: 493448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Технологическая карта урока "Основа слова""
    ["seo_title"] => string(46) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "276058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452674896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства