1. Тема урока: Изменение глаголов по числам и родам
2. Возраст обучающихся: 9-10 лет
3. Название предмета :Руский язык
4. Авторы: Климанова Л.Ф.
5. Вид урока: Урок изучения нового материала
6. Тип урока: Урок «открытия» нового знания
7. Цель урока: формировать умение изменять глаголы по временам, по числам, родам( гл. прошедшего времени)
8. Планируемые результаты:
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
5. Осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
1.Целостное восприятие окружающего мира.
2. Способность к рефлексивной самооценке собственных действий.
3. Понимает смысл понятий «Отечество», «Отчизна», «Родина».
10. Оборудование :Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, мультимедийная доска , карточки, схема- опора, учебные ноутбуки.
Общая часть |
Предмет | Русский язык | Класс | 3 |
Тема урока | Изменение глаголов по числам и родам. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Распознавать глагол определять его признаки ( как изменяется глагол),выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. | Извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, наблюдений для решения учебной задачи; освоение норм коммуникативного взаимодействия. | Целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий; понимать смысл понятий «Отечество», «Отчизна», «Родина». Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Цель урока | формировать умение изменять глаголы по временам, по числам, родам( гл. прошедшего времени) |
Формы организации учебной деятельности: | Парная,групповая, фронтальная |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Время глаголов ( настоящее, будущее, прошедшее), род, число. Отечество. |
Средства ИКТ, используемые на уроке, оборудование | Мультипроектор, экспозиционный экран, устройство для воспроизведения CD, мультимедийная доска , карточки, схема- опора, учебные ноутбуки. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Учебник « Русский язык» КлимановаЛ.Ф. ,рабочая тетрадь к учебнику « Русский язык» Климанова, карточки, схема- опора, карточки- задания- История города Одинцова |
Этап урока
| Цель
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный
| Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Долгожданный дан звонок, начинается урок. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. | Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Как цветок, упавший с поднебесья, На дубравы, рощи и поля. Вырос Одинцово наш чудесный - Древняя Московская земля! -Каллиграфия Ребята, в каком городе вы живете? На доске :город Одинцово - Прочитайте эти слова. Что общего вы заметили? Чем отличаются эти имена существительные? -Ребята, поднимите руку, кто родился в городе Одинцово? - Словарная работа. Назовите одним словом : Это место, где человек родился и постоянно проживает. Запишем: ОТЕЧЕСТВО. Подберите синонимы к слову отечество. Запишите…. (Родная земля,Отчизна, Родина, Россия). ____________________________________________________ В дни удачи и в трудные годы Мысль одна согревает меня - Что мы все из Отечества родом, По Отечеству, значит, родня. __________________________________ Мой друг! И вблизи, и в любой дали Запомни хорошее, звонкое слово: Есть город под небом Московской земли С лирическим именем - Одинцово. Одинцовская земля –уникальный район . Это один из самых зеленых , экологически чистых и благоустроенных районов Подмосковья. Но всегда ли город Одинцово был таким красивым, современным городом, как сейчас? В жизни нашего города, как любого другого, есть прошлое, настоящее и будущее. А ведь прошлое- это наше наследие. «У народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего». -Обратимся и мы ко времени. ___________________________________________ ИСТОР, справка: Село Одинцово по древним актам известно с 1627 года как владение бояр Исленьевых. Многие из современных подмосковных городов возникли из сельских поселений. К ним относится и нынешний районный центр Одинцово. __________________________________________________ Свое название он получил от прозвища боярина великого князя Дмитрия Донского – Андрея Ивановича Одинца. __________________________________________________ В 1673 году приобрел эту вотчину боярин Артамон Сергеевич Матвеев. ___________________________________________ При нем в Одинцово была построена деревянная церковь и оно превратилось в село. ___________________________________________ В 1957 году поселок наконец стал городом. Составьте предложения , используя шкалу времени и данные слова. -Какая часть речи нам помогла путешествовать и не заблудиться в шкале времени? ( Глагол) -Что объединяет все эти глаголы? -Чем они отличаются? - Назовите тему предыдущих уроков. « Времена глаголов» - Итак, Компьютерный тест « Времена глаголов» ( работа в парах) Вы прекрасно справились с тестом... А готовы ли вы путешествовать дальше по страницам истории Одинцовского района....Но при этом совершать новые открытия для себя в области русского языка? Задание: Найдите лишнее слово. -Находится ,красуется, защищали, стоитт, горжусь | Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Учит подбирать слова- синонимы Работа в парах. По очереди работают в группе доказывая правильность выполнениязадания. Читают задание с экрана., объясняя выполнение задания | Выполняют задание, добавляют, формулируют правила. | Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные- самоопредление, оценивание. Коммуникативные: распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Постановка учебной задачи Выход на тему, цель, учебные задачи. | Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | -НИЧТО не вмешивается в человеческие судьбы так жестоко и безжалостно, как война. Ни раз она нарушала мирную жизнь людей нашего района. Разве мы забудем это, хоть давно уж нет войны? Одинцовские рассветы птичьим щебетом полны. Ольга Сорокина Прочитайте текст , подчеркните глаголы и определите время глаголов. В истории Одинцово нашла отражение война с Наполеоном. Ночью на 1 сентября 1812 года при отступлении на Москву недалеко от Одинцово останавливались русские войска под предводительством Кутузова. На следующий день в селе появились французы. Военные действия частично разрушили Одинцово и унесли жизни десятков местных жителей. Стремительному развитию посёлка помешала Великая Отечественная война. Немцы упорно рвались к Москве. 12 октября 1941г. Сталин назначил Георгия Константиновича Жукова главнокомандующим Западного фронта. В тот же день он прибыл в район Перхушково и в деревне Власиха развернулся штаб фронта. Именно отсюда Советская Армия начала свой победоносный поход против фашистской Германии. _________________________________________ -Что объединяет все эти глаголы? ( прошедшего времени) Докажи, что в рассказе употреблены глаголы прошедшего времени. ( по вопросу, суффикс –л-) ( ТАБЛИЦА) - Как изменялись глаголы на протяжении всей статьи? ( По числам... по родам....) О чем мы будем сегодня говорить? Как изменяются глаголы? | Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "изменение глагола… Как?», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | . Действуют четко по инструкции. Производят взаимооценку,. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Открытие «нового» знания | Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. Подведение детей к самостоятельно му выводу | Соотнеси картинки с глаголом. Составь предложение. ……….видел…………… ……..видел……………….. ………видел…………… - Сделай вывод…Как изменяется глагол прошедшего времени? А как еще? ……..видел_...... ( по числам) Физкультминутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают слова , обсуждают в группе, делают вывод, читают сравнивают и добавляют свои доказательства. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Проверка понимания способа действия.
| Собери картинку….. - Перед вами конверт.. Откройте его. Соберите пазл. Кто узнал, что изображено на полученных картинках? ( достопримечательности города Одинцово) Составьте предложения , используя глаголы на слайде и фотографии . - Глаголы какого времени вы использовали сейчас в речи? Докажи. ( ПАМЯТКА) ___________________________________________ -Давайте проверим. Как изменяется глагол настоящего времени… Сделайте вывод ( ПАМЯТКА) Физкультминутка Раз, два- выше голова! Три, четыре- руки шире! Пять, шесть- тихо сесть! Я пройду по улицам зеленым, По дорогам, паркам и садам. Буду помнить наше Одинцово, Никому его я не отдам! -Глаголы какого времени употреблены в стихотворении? Назовите их! Докажи ( Памятка) ___________________________________________ Соедини слова по смыслу Я построю…… Мы построим …… Он построит…… Она построит…. Сделайте вывод..как изменяется глагол будущего времени…. Посмотрите ..наша таблица заполнена..но не до конца. В 4 классе мы с вами узнаем , что глаголы изменяются по лицам. А сегодня. Глядя на нашу схему опору, кто может сделать вывод. .Как изменяются глаголы? | Выводят образец короткого доказательства | анализируют, через наблюдение делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи |
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения изменять глаголы будущего времени | Каким будет наше будущее, зависит от только от нас. Измени текс, поставив глаголы в будущее время Сейчас город Одинцово - снова большая строительная площадка. Жители первых городских пятиэтажек переезжают в новые красивые дома по индивидуальным проектам. На улице Маковского строится широкая дорога, которая через несколько лет свяжет Минское и Можайское шоссе. Разворачивают городской парк между улицами Интернациональная и Неделина, задуманного еще сорок лет назад. Когда я вырасту, то….. Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть! В.Маяковский | Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями | Выполняют задания, доказывают, делают выводы | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Подведение итогов | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; раскрытие и понимание смысл понятий «Отечество», «Отчизна», «Родина». Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Этап разъяснения домашнего задания | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Объяснение. | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Оцените себя на уроке. Если у вас все получилось….поставьте звездочку. Если что- то не получилось, не все удалось- нарисуйте тучку. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с карточками, Оценка своей работы. | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |