kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлен Урок — путешествие с применением элементов взаимопроверки, взаимопомощи, с использованием разных способов соорганизации детей (работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя существительное"»


Урок - обобщение по русскому языку.

3 класс

Тема : « Имя существительное»

Провела: учитель начальных классов МБОУ лицей № 94

Асеева В.С


Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных и при возможности его изменять.


Задачи: формировать личностные УУД: чувство гордости за свою Родину, доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;

познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других;


Оборудование: мультимедийная установка,

карточки для группового задания (9 шт.).


Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

- Доброе утро! Проверяем готовность к уроку. Необычный день у нас и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо ? Видеть вас мы очень рады.

- Я надеюсь что сегодня на уроке русского языка у нас состоится интересная встреча.

Учитель: В класс спешат Кто ?

Ученики: ученики.

Учитель: Что ? несут они в портфеле ?

Ученики: ручки, книжки, дневники.

Учитель: как же сделали открытие удивительное ?

Ученики: помогло узнать слова нам имя существительное.

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает,

На вопросы кто ? и что ?

Всегда отвечает.

- О какой части речи я рассказала ?

- Об имени существительном.

- Что мы называем именем существительным ?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто ? или что ? и обозначает предмет, событие, явление природы.

II.Объявление темы урока

Учитель: Обобщение темы «Имя существительное». Мы многое знаем об этой части речи. А что еще можно о ней узнать ? Поставим цели урока после повторения изученного материала. А пока мы все вместе повторяем, два ученика будут выполнять индивидуальные задания.

III.Повторение изученного материала.

Учитель: На улице апрель. Слышим звонкую капель.

На наших капельках – слова. Что вы можете о них сказать ?

Ученики: это имена существительные.

Учитель: Почему части слов изображены красным цветом ?

Ученики: это орфограммы.

Учитель: Давайте проверим их написание. На какие группы можно разделить эти слова ?

Ученики: Одушевленные и неодушевленные, существительные мужского, женского и среднего рода, существительные в единственном числе и во множественном числе.

Учитель: Наши капельки собираются в ручейки и сейчас мы послушаем учащихся, которые сделают обобщение по данной части речи.

IV.Постановка целей урока.

Учитель: Какие цели мы сегодня ставим на уроке ?

Ученики: Знать морфологические признаки имени существительного, особенности определения рода некоторых имен существительных и изменение по числам.

V.Чистописание.

- А теперь кто из вас самый внимательный.

- Определите какая буква встречается в каждом слове.

- Это буква «е».

- Мы напишем эту букву в минутке чистописания.

- Прочитайте пословицу. «Делу время, потехе – час».

- Объясните смысл этой пословицы. Найдите имена существительные. Определите их род. Как вы это сделали ?

- Давайте повторим правило, как определить род имен существительных.

- Запомни:

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род – оно, мое !

Это правило твое !

VI.Словарная работа.

- Составьте слова из слогов.

Словарная работа: кенгуру, шампунь, экскурсия, автобус, метро, учитель.

- Определите род имен существительных. Выделите окончания.

- Какое предложение вы можете составить с этими словами ?

- Мы с вами сегодня отправимся на экскурсию по родному городу.

- Я буду вашим экскурсоводом.

- Кто такой экскурсовод ?

- Экскурсовод (гид), человек, который проводит экскурсии по достопримечательным местам. А у нас, как вы знаете их много.

- В путь.

- И так ребята, садимся в автобус. Поехали.

VII.Обобщение изученного материала.

1.Игра «Верю – не верю» – определение рода имен существительных.


Кенгуру – ср.р.

Домино – ср.р.

Сани – ж.р.

Рога – ж.р.

Шаль – ж.р.

Желе – ср.р.

Шимпанзе – м.р.

Не верю, м.р.

Верю

Не верю, не опр.

Не верю, м.р.

Верю

Верю

Верю


2.Ребята ! Случилось неожиданное ! Наша карта порвана на четыре части каким – то озорником. Он хочет помешать нашей экскурсии. Но я надеюсь, что ему это не удастся. Ведь мы сейчас дружно соберемся в группы, выполним задание, восстановим карту.

- На какие группы можно разделить имена существительные ?

- Нарицательные и собственные.

- Как пишутся имена собственные ?

- С большой буквы.

Работа в группах.

- Молодцы ребята. Мы собрали карту и теперь можем ехать на нашу экскурсию.

- К каждому нарицательному имени существительному подберите подходящее собственное имя существительное.

- Сделаем это в форме теста.

- Обведите кружочком правильный ответ.

- Проверим.


нарицательные

собственные

озеро

памятник

улица

реки

Кашкадан

Салавату Юлаеву

Пушкина

Башкирии


- Проверяя мы будем проезжать эти места.

- Запишите нарицательные имена существительные в тетради. Определите их род.

- Как вы определили род имени существительного «река» ?

- Давайте решим эту проблему.

- Какие у вас будут предложения ?

- Как определить род имени существительного во множественном числе?

Алгоритм.

  1. Надо поставить имя существительное в единственное число (реки – река).

  2. Подобрать к нему слова: он мой, она моя или оно моё (река – она моя, ж.р.).

Запомни ! : если существительное употребляется только во множественном числе, оно вообще не имеет рода. (Например: ножницы, грабли, штаны).

- Мы справились и с этой проблемой и теперь отдохнем.

3.Изменение числа имен существительных.

В каждом слове «спряталось» другое слово. Найдите его, но запишите во множественном числе.

осы точки

дочки львы

столы ели

колья зубы

4.Исследование. Работа в парах.

Лаборатория 1 и 2


Прочитайте слова. Устно определите форму числа каждого имени существительного.

Качели, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки, каникулы, хлопоты.

Попробуйте изменить форму числа данных существительных


Лаборатория 3 и 4


Прочитайте слова. Устно определите форму числа каждого имени существительного.

Детвора, смелость, Москва, Россия, восток, молоко, пальто, Никита.

Попробуйте изменить форму числа данных существительных.


Физминутка «Две руки».

5.Найдите имена существительные, которые соответствуют данным морфологическим характеристикам.

1 ряд

Сущ. – нариц, одуш, м.р., мн.ч.

2 ряд

Сущ. – собств., неодуш., ж.р., ед.ч.

3 ряд

Сущ. – нариц., неодуш., ср.р, ед.ч.

Слова: Жители , город, Уфы, счастье, республики, здоровье, труд, Башкортостан, спорт.

6.Порядок разбора существительного как части речи. Работа по вариантам.

На березке распускаются зеленые листочки.

Порядок разбора имени существительного как части речи

1)Начальная форма.

2)Постоянные признаки: собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род;

3)Непостоянные признаки: число.

7.Работа по учебнику.

Стр. 60, упр. 6.

VIII.Рефлексия.

я на уроке - путешествовал

познакомился с новыми словарными словами

играл

работал в паре

работал в группе

узнал, что такое морфология

узнал о морфологических признаках имени существительного

разбирал имена существительные по морфологическим признакам

мы в паре - друг другу помогали

друг другу объясняли

определяли род имен существительных

заполняли таблицу

дружно работали


мы в группе — работали над предложениями

разбирали предложения


IX.Итогр урока.

Я знаю … Я умею …

X. Домашнее задание.

Стр. 12, упр. 16.

Спасибо за урок.

- Ты молодчина и ты молодчина. Какого рода ? Общего рода.


Комментарий к уроку:

В данной методической разработке представлен Урок — путешествие с применением элементов взаимопроверки, взаимопомощи, с использованием разных способов соорганизации детей (работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа).Использованы технологии проблемного, деятельностного обучения, имеют место элементы игры. Направлен на создание ключевых компетентностей.

Это обобщающий урок по теме «Имя существительное», на котором даны первичные представления о понятии Морфология и морфологических признаках. Урок насыщен разнообразным материалом, развивающим творческое мышление, охватывает все подразделы данной темы, логично продуман. Высокая вовлеченность детей, связь с жизнью формируют метапредметные, предметные, личностные результаты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Имя существительное"

Автор: Асеева Вера Сергеевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку русского языка. Имя существительное."
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "256811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448210345"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку русского языка "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_k_uroku_russkogo_iazyka_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "661086"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1733573855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация для урока русского языка " Имя существительное.Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418364856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок русского языка "Имя существительное и его роль в речи. Закрепление""
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-i-iegho-rol-v-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "288490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454644607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства