kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 3 класс «Слова с двойными согласными»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Слова с двойными согласными»

Тип урока: открытие новых знаний

Личностные УУД:

  •  уметь проводить самооценку на основе критерия  успешности учебной

деятельности.

Метапредметные  УУД:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне планировать

свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД:

  • организовать свою деятельность, свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах поведения и обобщения в школе

и следовать им.

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Цель

Добиться осознанного усвоения способов действия по определению в слове удвоенных согласных.

Задачи

1) Познакомиться со способами определения удвоенных согласных в словах.

2) Развитие орфографической зоркости на основе введения новой орфограммы.

3) Совершенствовать умение разбирать слова по составу.

4) Развивать фонематический слух.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс «Слова с двойными согласными»»

Конспект урока русского язык


Тема урока: «Слова с двойными согласными»

Тип урока: открытие новых знаний


Личностные УУД:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне планировать

свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • высказывать свое предположение.

Регулятивные УУД:

  • организовать свою деятельность, свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и обобщения в школе

и следовать им.

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Цель

Добиться осознанного усвоения способов действия по определению в слове удвоенных согласных.



Задачи

1) Познакомиться со способами определения удвоенных согласных в словах.

2) Развитие орфографической зоркости на основе введения новой орфограммы.

3) Совершенствовать умение разбирать слова по составу.

4) Развивать фонематический слух.




1

Ход урока:

1. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,

СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ!

Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.

2. Актуализация знаний. Задание «Найди лишнее слово»(работа на карточке)

- Подчеркните «лишние» слова, выделите орфограммы.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Труд, ложка, вода, луг, узкий.

3. Золото, варенье, бежать, зима, пирог.

4. Местность, областной, честно, счастливый, береза.

Проверка.

3. Выход на тему урока. Создание проблемной ситуации.

На доске открывается работа учеников, которые вставляли в слова пропущенные буквы.

Лена: Дима:

антенна антена

алея аллея

искусство искуство

група группа

- Проверяем работу ребят.

-Лена написала слово «антенна» с двумя буквами «н», а Дима с одной.

-Поднимите руки, кто согласен с Димой, кто с Леной?

Так проверяются все слова. Цель этой работы- показать разброс мнений детей о написании слов.

-Какую работу выполняли ребята? (Вставляли пропущенные буквы).

-Сколько же букв вставляли дети в некоторые слова? (2 буквы)

-Как называются такие согласные? (двойные).

-В русском языке называют их удвоенные согласные, т.е. согласная буква написана в слове 2 раза.

- Лена и Дима выполняли одно задание, а сделали его по-разному, и у нас в классе получилось много разных мнений.

2

-Почему же так получилось? (Не знаем, как писать такие слова).

-Какой вопрос у нас возник? ( В каких словах надо писать удвоенные согласные, в каких нет, как это узнать).

-Значит, какая задача стоит перед нами? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет.)

-Кто же назовет тему урока? (Слова с двойными согласными).

4. Изучение нового материала.

Объяснение написания группы слов методом выдвижения гипотез

1) Выдвижение первой неверной гипотезы, ее проверка

-Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет?

Карточка №1 . Анна, Эмма, Римма, Инесса

-Прочитайте и запишите первую группу слов. Подчеркните удвоенные согласные. Обратите внимание, что называют эти слова. Что пишется в этих словах? (Это имена людей, в них пишется удвоенная согласная)

- Давайте сделаем первое предположение (Двойные согласные пишутся только в именах)

-Кто согласен с этим мнением?

-Есть ли другие слова, не имена, с удвоенными согласными?

- Верно ли наше предположение, что двойная согласная пишется только в именах? Нет, оно неверно)



2) Выдвижение второй неверной гипотезы, ее проверка.

Карточка №2. Телеграмма, сумма, ванна, тонна, касса, класс.

- Прочитайте и запишите вторую группу слов. Подчеркните удвоенные согласные.

-Назовите удвоенные согласные (мм, нн, сс )

- Сделаем второе предположение. (В словах могут быть только эти двойные согласные, других не бывает)

-Кто согласен с этим мнением?

-А может, кто-то назовет слова с другими удвоенными согласными?

- Значит, верно ли наше второе предположение? ( Нет, оно неверно)



3



3) Выдвижение третей неверной гипотезы, ее проверка.

-Определим , какой частью речи являются записанные нами слова? (Существительные).

-Какое предположение у вас возникло? (Только в существительных встречаются удвоенные согласные)

-Кто согласен с этим мнением?

Карточка №3. Дует холодный ….. ветер. Над цветами …… пчёлы.

Слова для справок: весенний, осенний, жужжали

- Вставьте пропущенные слова в предложения, определите какой частью речи они являются.

- Каким словом вы не воспользовались? Почему?

- Верно ли наше предположение, что только имена существительные могут быть с двойными согласными? (Нет)

Физкультминутка для кистей рук

Мы капусту рубим, рубим

(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)

Мы морковку трем, трем

(Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту жмем, жмем

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

Уф, устали!

(Энергично встряхиваем руками.)


4) Выдвижение верной гипотезы, ее проверка.

-А может, существует какое-то правило?

-Давайте произнесем эти слова. (Учитель интонирует долгий звук на месте удвоенной согласной).

-Что заметили при произношении? ( В словах есть долгий согласный звук, который можно потянуть)

-А есть ли специальные буквы, обозначающие длинные, долгие согласные звуки? ( Нет).

-Поэтому люди договорились долгие согласные звуки обозначать двумя буквами.



4

-Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь надо обратить внимание, чтобы определить, есть в слове удвоенная согласная или нет? (Необходимо произнести слово. Если услышишь долгий согласный звук, то его на письме надо обозначить удвоенной согласной буквой).

-Мы открыли первый способ, как узнавать, есть ли в слове удвоенная согласная. Как же мы будем узнавать слова с удвоенными согласными? (Дети повторяют вывод)

5)Наблюдение над группой слов, написание которых надо запомнить.

-Ребята, у нас есть ещё слова. Мы уже знаем способ определения в словах удвоенной согласной. Попробуем применить этот способ к этим словам.

-Что мы должны проверить? (Слышится ли долгий согласный звук ).

Суббота, кристалл, суффикс, теннис, коллектив

-Прочитаем эти слова вслух.

-Что вы заметили? (Не во всех словах слышится долгий согласный звук)

-Как же тогда быть?

-Вы затруднились, и это не случайно, так как написание этих слов с удвоенной согласной никак нельзя объяснить.

Большинство слов с удвоенной согласной в корне заимствовано из других языков- греческого, латинского, французского, итальянского. Написание двойной согласной в одном и том же слове в разных языках часто не совпадает, поэтому правописание данных слов необходимо запомнить.

- Ребята, а чем можно воспользоваться, чтобы узнать, как пишется слово?

(Можно воспользоваться словарём)

- Давайте проверим наши выводы. Учебники, с.121, правило.



5. Физминутка.    

Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.



5





6. Закрепление.

  1. Графический диктант. Работа в парах.

-Проведем графический диктант. Выполните работу на листочках. (Учитель диктует слова, дети порядковым номером слова пишут буквы орфограммы).

Суббота, русский, Инна, жужжать, коллектив, шоссе, перрон, аллея, ввернуть, телеграмма.

-Сейчас поменяйтесь листами.

-Посмотрите, что у вас должно получиться.

Появляются ответы на доске. Проверка по образцу.

1 бб, 2 сс, 3 нн, 4 жж, 5 лл, 6 сс, 7 рр, 8 лл, 9 вв, 10 мм.

-Поднимите руки, у кого нет ошибок.

2) Разноуровневые  задания

- А сейчас вы поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные».


Карточка №1. Прочитай слова.. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова. Выдели орфограммы.

 Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.

Карточка №2. Прочитай текст. Подчеркни в  тексте слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.

Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Кирилл - хоккеист. Инна играет в теннис. Римма ходит в бассейн. А у Вовы всегда отличный аппетит!

Карточка №3. Прочитай. Вставь вместо точек слова, подчеркни удвоенные согласные.

1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .

2. Тенистая ……………………….. привела нас в лес.

3. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

4 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.

 Слова для справок: класс, коллектив , аллея, грипп, пассажиры.



7. Рефлексия учебной деятельности.

1) «Исправь ошибки» (Один ученик читает стихотворение и показывает, как он написал слова с удвоенными согласными)

6

- Зачем опять учить слова,

Ведь я учил уже вчера?!

И я уверен, что на «пять»

Смогу их, без сомненья, написать:

Аллея, касса, сонн и вана,

Перрон, шоссе, хокей, програма,

Гррупа, русккий, акурратно.

Ну что, друзья, тут непонятно?

- Все ли слова ученик написал верно? Давайте разберёмся.

Игра «Светофор». Зажигаем зелёный огонёк, если слово написано верно, а если нет, то зажигаем красный огонёк.

2) – Ребята, давайте вернёмся к работе двух учеников, с которой мы начали сегодняшний урок. Как нужно писать все эти слова?

3) - Чему учились сегодня на уроке? Где нам пригодятся эти знания?

-. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.

-Ребята, оцените себя.

Поднимите зелёный круг – «я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся»

Поднимите синий круг – «на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился».

Поднимите красный круг – «задания были очень сложными для меня. Нужна помощь»



Домашнее задание. (упр.234 с.122)















7
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка 3 класс «Слова с двойными согласными»

Автор: Байкова Светлана Васильевна

Дата: 14.12.2019

Номер свидетельства: 531851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок русского языка "Слова с двойными согласными" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-slova-s-dvoinymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "239689"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444839024"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (разработка с презентацией)"
    ["seo_title"] => string(86) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiedvoinaiarolbukvieioiuiarazrabotkaspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "280524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453387456"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка 3 класс "Двойные согласные в корне слова." "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-dvoinyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425754248"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация к уроку русского языка 3 класс "Двойные согласные в корне слова." "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-3-klass-dvoinyie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425754635"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства