3. Выход на тему урока. Создание проблемной ситуации.
На доске открывается работа учеников, которые вставляли в слова пропущенные буквы.
Лена:Дима:
антенна антена
алея аллея
искусство искуство
група группа
- Проверяем работу ребят.
-Лена написала слово «антенна» с двумя буквами «н», а Дима с одной.
-Поднимите руки, кто согласен с Димой, кто с Леной?
Так проверяются все слова. Цель этой работы- показать разброс мнений детей о написании слов.
-Какую работу выполняли ребята? (Вставляли пропущенные буквы).
-Сколько же букв вставляли дети в некоторые слова? (2 буквы)
-Как называются такие согласные? (двойные).
-В русском языке называют их удвоенные согласные, т.е. согласная буква написана в слове 2 раза.
- Лена и Дима выполняли одно задание, а сделали его по-разному, и у нас в классе получилось много разных мнений.
2
-Почему же так получилось? (Не знаем, как писать такие слова).
-Какой вопрос у нас возник? ( В каких словах надо писать удвоенные согласные, в каких нет, как это узнать).
-Значит, какая задача стоит перед нами? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет.)
-Кто же назовет тему урока? (Слова с двойными согласными).
4. Изучение нового материала.
Объяснение написания группы слов методом выдвижения гипотез
1) Выдвижение первой неверной гипотезы, ее проверка
-Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет?
Карточка №1 . Анна, Эмма, Римма, Инесса
-Прочитайте и запишите первую группу слов. Подчеркните удвоенные согласные. Обратите внимание, что называют эти слова. Что пишется в этих словах? (Это имена людей, в них пишется удвоенная согласная)
- Давайте сделаем первое предположение (Двойные согласные пишутся только в именах)
-Кто согласен с этим мнением?
-Есть ли другие слова, не имена, с удвоенными согласными?
- Верно ли наше предположение, что двойная согласная пишется только в именах? Нет, оно неверно)
2) Выдвижение второй неверной гипотезы, ее проверка.
- Прочитайте и запишите вторую группу слов. Подчеркните удвоенные согласные.
-Назовите удвоенные согласные (мм, нн, сс )
- Сделаем второе предположение. (В словах могут быть только эти двойные согласные, других не бывает)
-Кто согласен с этим мнением?
-А может, кто-то назовет слова с другими удвоенными согласными?
- Значит, верно ли наше второе предположение? ( Нет, оно неверно)
3
3)Выдвижение третей неверной гипотезы, ее проверка.
-Определим , какой частью речи являются записанные нами слова? (Существительные).
-Какое предположение у вас возникло? (Только в существительных встречаются удвоенные согласные)
-Кто согласен с этим мнением?
Карточка №3. Дует холодный ….. ветер. Над цветами …… пчёлы.
Слова для справок: весенний, осенний, жужжали
- Вставьте пропущенные слова в предложения, определите какой частью речи они являются.
- Каким словом вы не воспользовались? Почему?
- Верно ли наше предположение, что только имена существительные могут быть с двойными согласными? (Нет)
Физкультминутка для кистей рук
Мы капусту рубим, рубим
(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)
Мы морковку трем, трем
(Пальцы обоих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту жмем, жмем
(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)
Уф, устали!
(Энергично встряхиваем руками.)
4) Выдвижение верной гипотезы, ее проверка.
-А может, существует какое-то правило?
-Давайте произнесем эти слова. (Учитель интонирует долгий звук на месте удвоенной согласной).
-Что заметили при произношении? ( В словах есть долгий согласный звук, который можно потянуть)
-А есть ли специальные буквы, обозначающие длинные, долгие согласные звуки? ( Нет).
-Поэтому люди договорились долгие согласные звуки обозначать двумя буквами.
4
-Какое наблюдение мы с вами сделали? На что же в первую очередь надо обратить внимание, чтобы определить, есть в слове удвоенная согласная или нет? (Необходимо произнести слово. Если услышишь долгий согласный звук, то его на письме надо обозначить удвоенной согласной буквой).
-Мы открыли первый способ, как узнавать, есть ли в слове удвоенная согласная. Как же мы будем узнавать слова с удвоенными согласными? (Дети повторяют вывод)
5)Наблюдение над группой слов, написание которых надо запомнить.
-Ребята, у нас есть ещё слова. Мы уже знаем способ определения в словах удвоенной согласной. Попробуем применить этот способ к этим словам.
-Что мы должны проверить? (Слышится ли долгий согласный звук ).
Суббота, кристалл, суффикс, теннис, коллектив
-Прочитаем эти слова вслух.
-Что вы заметили? (Не во всех словах слышится долгий согласный звук)
-Как же тогда быть?
-Вы затруднились, и это не случайно, так как написание этих слов с удвоенной согласной никак нельзя объяснить.
Большинство слов с удвоенной согласной в корне заимствовано из других языков- греческого, латинского, французского, итальянского. Написание двойной согласной в одном и том же слове в разных языках часто не совпадает, поэтому правописание данных слов необходимо запомнить.
- Ребята, а чем можно воспользоваться, чтобы узнать, как пишется слово?
(Можно воспользоваться словарём)
- Давайте проверим наши выводы. Учебники, с.121, правило.
5. Физминутка.
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).
Карточка №2. Прочитай текст. Подчеркни в тексте слова с удвоеннымисогласными. Запомни, как они пишутся.
Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Кирилл - хоккеист. Инна играет в теннис. Римма ходит в бассейн. А у Вовы всегда отличный аппетит!
Карточка №3. Прочитай. Вставь вместо точек слова, подчеркни удвоенные согласные.
1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .
2. Тенистая ……………………….. привела нас в лес.
3. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
4 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.
Слова для справок: класс, коллектив , аллея, грипп, пассажиры.
7. Рефлексия учебной деятельности.
1) «Исправь ошибки» (Один ученик читает стихотворение и показывает, как он написал слова с удвоенными согласными)
6
- Зачем опять учить слова,
Ведь я учил уже вчера?!
И я уверен, что на «пять»
Смогу их, без сомненья, написать:
Аллея, касса, сонн и вана,
Перрон, шоссе, хокей, програма,
Гррупа, русккий, акурратно.
Ну что, друзья, тут непонятно?
- Все ли слова ученик написал верно? Давайте разберёмся.
Игра «Светофор». Зажигаем зелёный огонёк, если слово написано верно, а если нет, то зажигаем красный огонёк.
2) – Ребята, давайте вернёмся к работе двух учеников, с которой мы начали сегодняшний урок. Как нужно писать все эти слова?
3) - Чему учились сегодня на уроке? Где нам пригодятся эти знания?
-. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.
-Ребята, оцените себя.
Поднимите зелёный круг – «я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся»
Поднимите синий круг – «на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился».
Поднимите красный круг – «задания были очень сложными для меня. Нужна помощь»