Этапы работы | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | – Добрый день! – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – А хотите ли вы учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. СЛАЙД – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетради и правила посадки при письме. Записываем: 22 января. Классная работа. СЛАЙД | Здороваются с гостями Отвечают на вопросы (Да!)(Нет!) Получают эмоциональный настрой на урок Записывают число, классная работа | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2. Актуализация знаний Цели: организовать актуализацию умений | (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме). мм пп лл сс – Можно ли сказать, что это слоги? – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. Проверка. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, с) – Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? А есть ли среди записанных вами слов слово с удвоенной согласной? Разберём его по составу. В какой части слова удвоенная согласная? -Определите тему нашего урока? ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКЕ Двойные согласные в корне слова. | Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный. л, м, п, с Согласные, удвоенные. Двойные согласные в корне слова. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД) |
3. Выявление места и причины затруднения . | Словарь СЛАЙД – Поиграем в игру «Доскажи словечко» 1) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … (класс) 2) Простудился я вчера Голова болит с утра Я закашлялся, охрип У меня наверно … (грипп) 3) Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее Этот путь зовут … (аллея). – Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? Как написали? - Ребята, задание было для всех одинаково, а почему написали по-разному? | (класс) (грипп) (аллея). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | - Сколько мнений в нашем классе?
- Какие?
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете?
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Какова цель нашего урока? На центральной доске открывается цель урока – Сегодня мы отправимся в город, который называется ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. СЛАЙД Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? ТАБЛИЦА – Какие орфограммы корня мы знаем? – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова. Например, … – О правописании парной согласной? Например, … – О непроизносимой согласной? Например, … Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенной согласной? – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова? – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть. – А с помощью каких задач мы достигнем нашей цели НА ДОСКЕ Сформулировать правило, научиться применять его, выяснить способы образования двойных согласных, запомнить как можно больше слов с двойными согласными. - Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания? | Два. Нужно писать 1 согласную или нужно писать2 согласных в слове. Мы этого ещё не знаем. Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова. Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне. Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная. Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением. Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук. Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо. Предположения детей. Активными, внимательными, помогать друг другу. Сформулировать правило, научиться применять его, выяснить способы образования двойных согласных, запомнить как можно больше слов с двойными согласными. Эту тему мы изучаем для того, что бы грамотно писать сочинения, изложения, диктанты, письма другу, сообщения, рефераты и т.д. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | 1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными СЛАЙД Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов. – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет? 1) Спросите, не повысив то (н, нн)а: Что больше центнер или то (н, нн)а? СЛАЙД 2) Если в доме много (с, сс)ора, Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. – Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие) СЛАЙД 3) Кто получит низкий ба (л, лл), Не придёт на школьный ба (л, лл). 4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб), Чем получить ангину или гри (п, пп) – Назовите слова, сходные по звучанию. – В чем их различие? (Написание, лексич. значение) 2. Проблемный вопрос: Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? ВЫВОД – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? А как же тогда найти выход из ситуации? Вывод. - Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с удвоенными согласными? Дети коллективно обсуждают написания слов, находят ошибки и исправляют их. СЛОВАРЬ | Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго. Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать. Предположения детей. Чтобы правильно написать слово с удвоенными согласными, надо это слово запомнить. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI.Первичное закрепление Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Физминутка Цель: -уметь переключать внимание, снять утомление мышц туловища. | Происхождение слов – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. (латин польс. греч. франц.) СЛАЙД АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. (Зачитать из словаря) .Французское Русское Clssse Класс Profession Профессия Gruppe Группа СЛАЙД – Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил. МИЛЛИОН БАССЕЙН ШОССЕ КРОССВОРД СЛАЙД Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (ПОКАЗАТЬ). А этимологический словарь (ПОКАЗАТЬ) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано. – Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить. - Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании слова с удвоенными согласными?
СЛАЙД Классификация слов РАБОТА В ПАРАХ – Распредели слова по группам Работа по учебнику Прочитайте слова в рамке на с.34 СЛАЙД – На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? класс коллектив группа колонна троллейбус антенна аллея -А у нас есть в классе ребята с особенными именами. Кто это? Определите их в группы Кирилл Инна ……………………………………… – А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? СЛАЙД колонна теннис пассажир класс телеграмма килограмм Сделайте вывод. Обрати внимание: В словах галерея, юный, длина нет удвоенной согласной! Работа в группах -Составить рассказ на тему «Наш класс», используя слова: класс, цветы, масса, музей, коллекция. СЛАЙД Оценка. | Чтобы правильно написать слово с удвоенными согласными, надо это слово запомнить. Работают в парах. По буквам нн, лл, нн, пп. В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро. К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй — слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения. Работают в группах. Оценивают работу групп. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникатив-ные |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | -Запишите за 2мин как можно больше слов с двойными согласными. Карточки СЛАЙД Двойные согласные в именах литературных героев. СЛАЙД - Сегодня к вам в гости пришли литературные герои. Кто это? - Кто из них может быть "лишним" в этой компании? Объясните почему. - Кто придумал этих героев? - Знаете ли вы ещё литературных героев, в именах которых была бы удвоенная согласная буква? | Выбирают карточки разного уровня. У двух героев имя начинается на букву "ч", двое имеют удвоенную согласную букву в имени, два слова изменяются, а слово Чиполлино – нет. Джанни Родари, Алан Милн, Эдуард Успенский Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс (Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинный чулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К.Ролин). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
К концу подходит наш урок Пора нам подвести итог. СЛАЙД – С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? – Чему учились на уроке? – Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? – Как проверить написание двойных согласных в корне слова? – Какой новый секрет русского языка вы узнали? – Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? Оцените свою работу на уроке СЛАЙД -На кружках напишите двойные согласные, прикрепите их на карточку на доске …………………………………………….. Д/З Слайд По выбору -у.61с.33(записать загадку и отгадку) -у.66 с.34 (составить 5-6 предложений по рисунку) | Двойная согласная в корне слова. Правильно писать с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами. Нужно знать, как они пишутся. Нельзя, их нужно запомнить. Их невозможно проверить | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
-Ребята, оцените себя.
Сочинить рассказ о спорте с использованием слов с двойными согласными или выучить запоминалку и записать её по памяти.
Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания.
Если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.
- И сегодня вы поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.
Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл - хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!
Прочитай. Вставь вместо точек слова, подчеркни удвоенные согласные.
1.Дети нашего ……………… - это дружный …………………………… .
2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .
3. По широкому ……………………….. мчались машины.
4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .
5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
6 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.
Двойные согласные в корне слова.
Цель.