Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Состав слова"»
Урок по русскому языку
в 3 классе
по теме «Состав слова»
Выполнила: Поескова Анна Георгиевна,
учитель начальных классов
МБОУ « Лицей №2»г. Михайловска,
Ставропольского края
Тема урока: Состав слова.
Тип урока: урок повторения.
Основные цели:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Повторять и закреплять изученные орфограммы.
Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки суффикса.
Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
различать и выделять основные части слова,
формулировать словообразующую роль каждой части слова,
объяснять причины изменения формы слова,
конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка. Путешествовать будем на поезде «Состав слова” по станциям, которые сейчас вспомним. (Дети составляют кластер по частям слова). Но сначала повторим правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
–Итак, в путь! Наш поезд отправляется и быстро набирает ход. Весело застучали по рельсам его вагоны. А чтобы в дороге не было скучно, каждая группа получает задание, которое надо выполнить по дороге до первой остановки.
Дети под музыку песенки «Голубой вагон» рассаживаются по группам.
2.Постановка цели и задач урока.
Каждая группа получает задание на карточке.
1 группа. Вспомнить, что такое корень слова, однокоренные слова, подобрать однокоренные слова с корнем ход.
2 группа. Вспомнить, что такое окончание слова, для чего оно служит, образовать новые формы слова ход, пользуясь падежными вопросами.
3 группа. Вспомнить, что такое приставка, для чего она служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные приставки.
4 группа. Вспомнить, что такое суффикс, для чего он служит, образовать новые слова с корнем ход, используя разные суффиксы.
(дети выполняют задания на карточках)
- Молодцы ребята, давайте откроем учебники на стр. 70 и сравним правильно ли вы справились с заданием. (упр.111,читают правила ,сравнивают свои выводы с выводами авторов учебника)
2.Основная часть
Ребята, Н. Шанский, когда- то сказал «Разбор слова по составу помогает правильно написать слово, чётче и точнее представить его значение» .
- Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей)
-А мы ребята продолжаем своё путешествие? Первая наша остановка называется корень.
- Как-то много лет назад посадили странный сад. Не был сад фруктовым – был он только словом. Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
- Давайте посоревнуемся. Кто больше подберёт родственных слов к словам –лес, окно, род?
3. Работа с окончаниями
- Мы продолжаем своё путешествие. Сейчас мы закроем глаза и попробуем представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать, и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.
“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.
- Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.
1.
Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании.
( Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. )
-Это однокоренные слова или формы одного и того же слова?
-Выполнение упр.115 на стр.72
- А теперь сами придумайте слово, попробуйте изменить его. Как еще можно изменить? Запишите в тетрадь и выделите окончание. Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.
4. Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.
- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)
5.Закрепление.
- Мы продолжаем свое путешествие. И вам ребята следующее задание:
1. Дифференцированная работа
На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).
1-й уровень
Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.
А) нос, носит, носик, носатый
Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня
В) циркуль, цирк, цирковой, циркач
2-й уровень
Карточки: собери слово
3-й уровень
Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное, разбери по составу.
оклеспере, подниквод, ушкизба
2. Работа с текстом
- Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.
На доске записан текст с пропущенными орфограммами.
Ё. (на)опушке (у)строил н.ру –
Будет з.ма очень тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щать (по)в.сне.
– Объяснить орфограммы, записать текст.
– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, 2 суффикса.
6.Наше путешествие подходит к концу. И вам последнее испытание.
- Разберите слова по составу.
Заморозки, городок, подберезовик, лес, наушники.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итог урока.
-Ура!!Мы удачно заканчиваем своё путешествие..Я думаю, что сегодняшний урок принес вам массу позитива и пополнил вашу копилку знаний.
-Какую цель мы ставили на уроке?( повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
На следующих уроках мы продолжим над составом слова, будем учиться находить в словах известные нам части слова.
Рефлексия: Сейчас мы запишем наши впечатления об уроке.( Дети пишут синквейн “Урок”)
1. Урок –путешествие был – полезный, познавательный…