Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Приветственное слово учителя: | Проверяют готовность к уроку |
Самоопределение к учебной деятельности. Ребята, наш урок сегодня необычный. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство. – Чем занимаются в детективных агентствах? Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? 1) Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. Какими качествами должны обладать детективы? Быть очень внимательным Должен уметь все слышать и видеть и наблюдать. - Вы получаете Оценочный лист детектива, на котором вы оцените свою работу после каждого этапа. (Комментирую работу с ОЛ.) -Вы готовы к работе? Тогда начнём! | Отвечают на вопросы Высказывают предположения |
. Актуализация знаний Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти- ЭКСПРЕСС-ОПРОС «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа) ЦЕЛЬ: проверить свои знания по русскому языку. Вопросы: Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.) Главное правило переноса слов? (По слогам.) Как называется орфограмма, в которой согласный, пишется, но не произносится? (Непроизносимая.) Как пишутся предлоги со словами? (раздельно) Как проверить безударный гласный в корне слова? (Поставить под ударение) Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Букв а, у, и после шипящих?) Как пишутся приставки со словами? (слитно) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое) Какова роль разделительного твёрдого знака? (разделяет согласную от гласной) Сколько гласных букв в алфавите?(10) Рефлексия: Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы Заполняют ОЛ |
Чистописание. - Открываем тетради детективов. . Запишите число, классная работа. -Каждый детектив должен быть очень внимательным. Это, ребята, первое препятствие, и нам с ним надо справиться. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. На табличку ты внимательно Быстро посмотри. Какая буква часто повторяется Ты скорей найди! З А В Т Р А КМ К П М М В О Б Е ДМ Х У Ж И Н В М М К К О М О Л О К ОМ Т М К Ш М Правильно ли мы справились с первым заданием? (Проверка по щелчку). Буква М. Эту букву будем прописывать. Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне). Запишите М м до конца строки. Подчеркните простым карандашом букву, написание которой вам понравилось больше всего. Оцените свою работу. | Записывают число, классную работу Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым. . Прописывают букву М. м. Заполняют ОЛ |
5. Словарная работа А мы снова обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их. Что вы можете сказать об этих словах? Эти слова ещё говорят нам о том, что если хочешь быть здоровым, то всегда нужно помнить о правильном питании и обязательно нужно пить молоко и кушать молочные каши и супы. Спишите слова, поставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Молодцы! Оцените свою работу. | Завтрак, обед, ужин, молоко Они словарные Заполняют ОЛ |
6. Постановка учебной цели (проблема). Внимание! В наше детективное агентство поступил материал для расследования. Пришло Письмо из государства Грамматика: «Уважаемые детективы! В нашем государстве перепутались некоторые слова. Тысячи учеников проливают слезы.. Ребята стали хуже учиться и просят отыскать и обезвредить нарушителей. с/у Начальник по борьбе с нарушителями.» Мы получили мешок, из которого посыпались слова. Давайте попробуем навести порядок. А как? Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы. На какие же группы мы можем разделить эти слова? Как можно назвать все эти группы? (Части речи) Из всего, что мы сейчас сказали сформулируйте тему нашего урока. Какова же цель нашего расследования? Оцените свою работу. | Надо их как-то сгруппировать. Разделить по группам, разрядам, классам На имя сущ., имя прилаг., глаго). Части речи Научиться определять, находить части речи |
7. Усвоение новых знаний (групповая работа) -Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. Приступим к расследованию. Сейчас мы составим ДОСЬЕ – схему по теме “Части речи”. Предлагаю вам поработать группой детективов по 4 человека. -Прошу выйти по одному представителю из каждой группы и выбрать материал для расследования. -Прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу. Что поможет нам составить досье? Назовите по каким признакам мы будем определять части речи? -Приведите 2-3 примера данной части речи: Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте ДОСЬЕ, которое в будущем будет нашим помощником. Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества: Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем. (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное) -Кто попробует рассказать по схеме о частях речи? -Поможет ли нам этот алгоритм при изучении других частей речи? Оцените свою работу. | План, алгоритм. Алгоритм Отвечает на вопросы… Обозначает… Роль в предложении …. |
ФИЗМИНУТКА 8. Закрепление. - Итак, уважаемые детективы, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт частное расследование. Перед вами текст. Прочитайте его. О чем этот текст? Выпишите в тетрадь слова в три столбика, распределив их по частям речи (сущ., прил., глаг.) Наступила долгожданная зима. Она нарядила землю белоснежным покрывалом. Мороз расписал окна красивыми узорами. Радостные ребятишки катаются с горки на санках и кидаются снежками. Они вылепили веселого снеговика. Оцените свою работу. Проверка по эталону: Имя существительное | Глагол | Имя прилагательное | Землю, окна, узорами , ребятишки, горки, покрывалом, снежками, санках, снеговика, мороз, зима. | Нарядила, катаются, кидаются, расписал, вылепили, наступила. | Радостные, веселого, белоснежным, красивыми, долгожданная. | | о зиме. Самостоятельная работа |
РЕФЛЕКСИЯ. Опираясь на таблицу, закончи предложения. Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Я знаю, что в русском языке… Итог расследования: -Чему вы научились сегодня на уроке? -Нужны ли вам эти знания? Для чего? | Отвечают на вопросы |
Домашнее задание «Следственная экспертиза» Сочинить сказку или стихотворение о любой части речи. Благодарю всех детективов за работу! | |