Тема: ВОДОЕМЫ. РОДНИК.
ЗАДАЧИ: Формировать первичные знания, развивать стремление больше знать; ознакомив с литературой, вызвать желание больше читать, Заранее планируя свой выбор; учить умение высказывать свою точку зрения, опираясь на знания и опыт; воспитывать бережное отношение к водоемам, экономное использование пресной воды.
ТИП МОДУЛЯ: Установочно-мотивационный
ОБОРУДОВАНИЕ: слайд «Образование родника», глобус, слайды к теме: «Водоемы».
ЛИТЕРАТУРА:
1. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка».
2. Хрестоматия по природоведению.
3. Журналы «Начальная школа», «Юный натуралист».
4. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Водоемы, родник, река, мировой океан, озеро, болото, пруд, канал, экологическая тревога.
Первый мини-модуль
1. Начинаю занятие с рефлексии, даю установку.
Установка. Хочу больше знать!
2. Чтобы заинтересовать детей, ввести их в атмосферу новой темы, читаю стихотворение «Откуда ты», предварительно ставлю перед детьми задачу:
1) Определите тему модуля. О чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
1. Спросил на днях
Малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана!
Потом Малыш гулял в лесу
3. Росой искрилася поляна.
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе,
2. -Откуда ты ?
- спросил росу.
-Поверь- и я из океана!
-Ты, газировка,
-Что шипишь?
И из бурлящего стакана
донесся шепот:
-Знай, Малыш,
И я пришла из океана!
4. В чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке
И в дождинке, и в росинке -
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Прослушав стихотворение, ребята сами выводят тему учебного модуля.
3. Ставлю перед детьми новые цели и задачи.
4. Чтобы привлечь внимание к учебному модулю, даю перспективный план прохождения темы:
ФМ 1 Водоемы. Родник.
ФМ 2 Реки. Озера и болота.
ФМ 3 Море. Охрана водоемов.
ФМ 4 ММ1 Обобщение знаний по теме
ММ2 Контроль знаний.
5. Предлагаю детям темы сообщений / опережающее домашнее задание/ ( слайд)
А) Куда течет река? ФМ 2
Б) Озеро - что такое большой пруд!? ФМ 2
В) А в Черном море вода черная? ФМ 3
Г) Океанариум. ФМ 4
Д) Что в морской глубине на самом дне? ФМ 3
Е) Экологическая тревога, ("Разноцветная речка") ФМ 2
Ж) Экологическая тревога. Запретная река. ФМ 2
З) Почему говорят; "Вода камень точит". ФМ 4
6. Ввожу детей В понятийно-терминологическое поле. Запись в тетрадь новых терминов: водоемы, родник, река, океан, озеро, болото, пруд, канал, экологическая тревога.
7. Рассказ учителя в сочетании с эвристической беседой и показом слайдов.
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный - голубой. А почему так?
/Ответ учащихся/
- Правильно, все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой.
А что изображено на глобусе голубой краской? /Ответ учащихся - моря, реки, океаны/
- Молодцы. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
Сколько же воды во всех океанах и морях, реках и озерах?
А вот сколько. Если бы земной шар был такой гладкий как глобус, и все океаны, моря, реки и озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась ба залита девятиметровым слоем воды. На карте обозначено 4 океана. Но когда корабль плывет вокруг земли, пассажирам ни за что не заметить, где начинается один и кончается другой: вода и вода. А он и есть один единственный огромный. Всемирный, или мировой океан. Океанов на свете 4, морей куда больше - 30. Но все она тот же мировой океан.
Моря, океаны, бесчисленные озера и реки, речки и болота.не слишком ли много на свете воды?
Значение мирового океана.
Рассказы учащихся на основе иллюстрированного океана и предварительной работы детей. (опережающее дом.задан.)
Заслушиваем сообщения детей. На основе сообщений делаем выводы о значении Мирового океана.
1. Гигантский котел гигантского отопления Земли! (солнце всё лето греет воду, а зимой эта подогретая вода постепенно отдает тепло земле)
2. Великая забота мирового океана - поить землю (воду пьют все на свете: поля, леса. Без неё не могут жить ни звери, ни люди).
3. Мировой океан всех кормит.
4. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает электрический ток.
5. Вода всех моет.
6. Вода самая широкая, самая удобная дорога.
- Теперь сделайте вывод. Можно обойтись без воды?
Итог мини-модуля.
- Назовите разновидности водоемов.
- Какие из них есть в нашей местности.
8. Рефлексия музыкально-образная "Морской прибой".
Второй мини-модуль.
1. Рефлексия музыкальная "Шум дождя".
Включаем музыку.
- Ребята, постарайтесь услышать ритмичность капель дождя.
Для тех, кто слышит шум дождя, его ритм "Я спокоен! Я готов к работе!" (3 раза).
Проблема. Образование родника
2. Актуализация знаний учащихся по вопросам:
- Свойства воды;
- Три состояния воды;
- Круговорот воды.
3. Сказка.
Жил-поживал великий чародей - главный смотритель всех вод на свете. Он был старый и мудрый. Все волшебники - водных дел мастера - беспрекословно ему повиновались.Приказал чародей ветру, чтобы тот каждое утро докладывал ему обо всех известиях. Вот и докладывает ему Ветер: "Говорят, часть воды последнего дождя пропала".
Рассердился чародей:
- Не может быть! Вода никогда не пропадает! Тут что-то не так.
Придется проверить.
Вызвал он главного дождевых дел и спрашивает:
- А ну-ка скажи, куда делась от последнего ливня дождевая вода?
- Извольте, у нас всё записано! Выпало дождя столько-то, испарилось с земли столько-то, растения корешками высосали столько-то. А остальное реки вынесли в море.
Посчитал чародей - не сходится. "Дождя, - кричит, - выпало больше. А ну-ка проверь получше".
Побледнел дождевых дел мастер и стал снова листать книгу. Долго сидел.
Послал на розыски Ветер. Облетел он все, а потерявшейся воды так и не нашел.
- Куда же исчезла пропавшая вода? Не провалилась же она сквозь землю!? - почесал затылок чародей.
- Так точно, сквозь землю, - раздался тут чей-то хриплый голос. Это объявился еще один волшебник - чумазый-причумазый.
- Я - подземных дел мастер, я знаю про вашу воду - у меня она. Просочились дождевые капли глубоко под землю, добрались до глины, а через неё им уже ни за что не просочиться. Собрались они потом в струйки и потекли по подземной глине. И сейчас еще плутают. Но скоро попадут в одно из подземных озер, в каменно-известковой пещере. Из такой пещеры и течет ручеек, который в овраге родником выбивается из под земли. Так что со временем вся ваша потерявшаяся вода снова будет странствовать под землей.
4. Ребята, давайте проверим слова мастера подземных дел:
ОПЫТ: Взяли 3 стакана и поместили в них воронки. В первую насыпали почву, во вторую - песок, а в третью - глину. Во все воронки налили воды.
- Что мы видим, ребята? Прав был мастер?
- А теперь посмотрим на таблицу. С опорой на таблицу и опыт сделайте вывод, как образуется родник?
5. Работа над понятийно-терминологическим полем.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.
"Учащиеся самостоятельно высказывают свои мысли, а в итоге обращаемся к словарю С.И. Ожегова".
Водоем - место скопления или хранения воды (искусственная или естественная).
Родник - водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
6. Работа с учебником. Самостоятельное чтение статьи для составления заполнения таблицы.
Название водоема
Какая вода
Как используется
Значение в природе
РОДНИК
Заполняем таблицу под руководством учителя: На следующих модулях продолжаем эту работу.
7. Решение логического упражнения.
Выявление наиболее существенной смысловой связи с основным словом, понятием.
ВОДОЕМ - (рыба, лодка, берег, рыболов, тина)
- Без чего не может быть водоема.
8. Итог модуля
- Какое значение имеют водоемы для природы и народного хозяйства?
9. Рефлексия оценочная. Дети должны оценить свою работу, определить объем новых знаний.