Открытый урок в 4 классе учителя 1 квалификационной категории
МОУ СОШ №4,
Мещеряковой Надежды Николаевны, г. Раменское Московской области.
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Цель: развивать умение определять спряжение глаголов и правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи:
- формировать умения выбирать способ определения спряжения глагола;
- уточнить знания об особенностях глаголов I и II спряжения;
- расширять знания детей по теме «Глагол»;
-развивать познавательную деятельность учащихся, умение работать в парах, индивидуально;
-развивать умение детей анализировать и делать выводы;
-воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма урока: урок-практикум. Решение проблемной ситуации путём использования КИМ.
Формы контроля: фронтальный, индивидуальный.
Оборудование: запись на доске, таблица спряжения, компьютер, карточки, таблицы, КИМ.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель: формированию положительной учебной мотивации.
Учитель .
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Приветствие гостей.
- Нам надо хорошо поработать на уроке.
Я, надеюсь, что всё у нас получится.
2.Минутка чистописания .
-А сейчас мин. ч/п.
Учитель: прописывает на доске:
Щщ
Записано. Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят ещё раз. (Древний Рим).
- Девиз к уроку.
Дети. Упражняются в написании.
Учитель.
-Найдите глаголы.
-Дети .
Научатся, вспомнят.
3.Актуализация знаний, фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цели:
-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;
-мотивация к учебному действию.
Учитель. Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному и безударному личному окончанию, по начальной форме.
Мотивирует учащихся к учебному действию.
Учитель.
-Что вы можете сказать об окончаниях?
(Они безударные).
- Выделим окончания. Устно.
-Определите спряжение глагола (-ат, -ят 2спр.)-способ определения спряжения.
На доске. Читаем текст. Жанр? Письменно.
- Загадка.
Гостья в замке изо льда живёт. И пишет красиво, и песни поёт. Кто это? (Зима).
Учитель.
-Выписать глаголы и определить спряжение.
-У каких глаголов легко определили?
(У гл. с удар. окончанием: живёт, поёт-1спр.)
- А у глагола пише т? Как? (По окончанию - гласная – е, по н.ф.- писать).
- Запишите повторяющиеся личные глаголы и определите их спряжение.
Учитель.
Пилят, колют, Филя с Колей, Завалили полдвора.
Колют, пилят Коля с Филей. Будут на зиму дрова.
(Г.А. Ладонщиков).
Дети. Записывают глаголы и определяют спряжение глаголов.
Учитель:
-Кто определил?
-А кто испытал затруднение?
4. Постановка проблемы.
Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Организует постановку проблемного вопроса учащимися.
Учитель.
- Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?
Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.
Дети.
- У этих глаголов окончания безударные и слышатся нечётко.
5.Определение темы и цели урока.
Цель: обдумать цель, тему урока.
Учитель. Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока.
- Какая тема сегодняшнего урока?
(Дети: спряжение глаголов).
-Чему нам предстоит учиться сегодня на уроке?
(Дети: формировать умения определять спряжение глаголов и правильно писать личные окончания глаголов).
6.Закрепление изученного.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие с целью закрепления и приобретения недостающих знаний.
Учитель. Организует работу по закреплению изученного.
1). Определим спряжение глаголов: колют, пилят.
- К чему обратимся?
Дети. К алгоритму. (Лежит на парте).
Учитель.
-Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?
-Как надо действовать, чтобы определить его спряжение?
-О пределяют спряжение по алгоритму: колют - ставим ударение, н.ф.- колоть (на -оть), 1спр.; пилят (аналогично).
2). Организует работу в парах.
Дети.
-Рассказывают выученное правило, с.124-125. и по составленному алгоритму определяют спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
-Выполняют в паре упр.1, с.127 (ударение уже стоит).
7. Физкультминутка.
Организует проведение физкультминутки.
Мы спряжения к глаголу подбирали и немножко все устали.
Потихоньку дружно встали и движенья показали.
-Как живёшь?- Вот так! (Дети поднимают большой палец).
-Как идёшь? — Вот так! (Шаги на месте и т.д.)
-Как бежишь?- Вот так!
-Как летишь? — Вот так!
-Как плывёшь? — Вот так!
-Как сидишь?- Вот так!
-Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке:
+живёшь(ед.ч.-1спр.)
+идёшь (2л.ед.ч., 1спр.)
+бежишь (разноспрягаемый)
+летишь (2л.ед.ч.,2спр.)
+плывёшь (1спр.)
+сидишь (2спр.)
- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке?
Учитель. Организует фронтальную проверку.
Дети: перегонишь - гнать (искл.), 2спр.; расскажешь -рассказать (не искл.), 1спр.; т.д.
3). Рубрика «Давай подумаем!», с.127 (про глаголы лить, пить, вить).
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять учебное содержание в типовых ситуациях;
-организовать рефлексию усвоения по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.
Карточка. Форма 3лица мн.ч.
А) Найди лишнее слово:
смотр…т, дыш…т, вяж…т, корм…т;
ла…т, се…т, чита…т, верт…т.
Б*). Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Концерт буд…т сегодня вечером.
Каждый день будильник буд…т нас.
Карточка.
1). Найди лишнее слово:
прогон…т, слыш…м, увид..шь, пиш…те;
поддерж…м, раскол…шь, пол…т, возглавля…те.
2). Мы ед…м на вокзал.
Мы ед…м вкусную кашу.
-Проверка по карточке-помощнице. (Компьютер).
Организует рефлексию усвоения способов определения спряжения по результатам выполнения самостоятельной работы:
Учитель:
-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
- Кто допустил ошибки в работе?
-Кто не смог справиться с задание?
-В чем была трудность?
9.Работа с контрольно-измерительными материалами.
Цель: организовать контроль знаний.
Организует работу с КИМ, с последующей проверкой, используя документ-камеру.
Самостоятельно выполняют задание, используя полученные знания,
КИМ, с. 39.
Проверяют работу, используя документ-камеру.
Учитель:
-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?
- Кто допустил ошибки в работе?
-Кто не смог справиться с задание?
-В чем была трудность?
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- обсудить и записать домашнее задание.
Учитель: 1) организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
-Чему учились на уроке?
- Как решали эту задачу?
- Достигли ли цели урока?
- В чем были затруднения?
-Над чем еще предстоит работать?
Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.
2). Обсуждает с учащимися домашнее задание:
упр.4, стр.128.
Дети.
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.
Заполняют таблицу:
Утверждения
Поставь знак
«+» или «?»
1). Тема урока мне понятна.
2). Я достиг цели урока.
3). Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием
4). Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.
5). Мне необходимо поработать над…
Перечисли темы для доработки:
Отметки за работу на уроке .
Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.
Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Алгоритм определения спряжения глагола
Нахожу глагол.
Ставлю ударение.