Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных"»
Заглавная буква в именах собственных
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
5) прививать любовь к родной стране.
Ход урока
Организационный момент
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
-Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу, садитесь.
Открыли тетради, запишем число, классная работа.
II. Чистописание
м л Ш ш
- Назовите буквы.
- Как вы думаете, какая буква лишняя и почему?
- Для чего необходимы заглавные буквы в русском языке?
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания на употребление заглавной буквы в именах собственных.
III. Словарная работа
Послушайте загадку:
Скажите, кто-же этот друг
Спит без подушки,
Ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад-
Хвостом виляет?
Собака- домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере)словарь Ожегова
Со-ба-ка - 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
Какие породы собак вы знаете?
IV. Введение нового слова в активный словарь учащихся
- Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово собака.
- Объясните данные выражения. Спишите 2-е выражение.
… съесть (быть знатоком в чём-либо, иметь большой навык, опыт в чём-либо).
Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях).
- Такие выражения называются фразеологизмами.
V .Гимнастика для пальцев
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
VI. Упражнение в написании заглавной буквы в кличках животных
- Прочитайте два предложения, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы.
- Какую ещё орфограмму увидели?
Лопнул красный (ш,Ш)арик.
Бежит собака (ш,Ш)арик.
- Почему два слова шарик, Шарик, которые звучат одинаково, а написаны по-разному?
Вывод!
Спишите предложения только с именами собственными.
- В каком мультфильме один из героев собака Шарик?
VII. Физминутка
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка
Поросёнок Гришка,
Красивые Синички.
Как напишешь клички?
VIII. Упражнение в написании заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей
- Прочитайте. Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Почему?
(У каждого ученика на карточке)
Книгу про …езнайку …аписал …иколай …осов.
…икита всё лето жил у бабушки …асти в городе.
- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы Н,н
(Взаимопроверка) Вывод!
- А мы с вами живём в городе…
IХ. Упражнение в написании заглавной буквы в названии стран, городов, улиц, рек
- Продолжить предложения.
Моя страна……
Я живу в городе……
В моём городе течёт река……
Моя школа находится на улице……
- Запишем в тетрадь.
Страна Россия, город Миллерово, река Глубокая.
- Подчеркните орфограмму. Вывод!
Х. Работа в группах
- Прочитайте слова на карточках. Составьте сочетания слов. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с заглавной буквы и со строчной?