kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка " Число и род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке необходимо научить учащихся определять число и род имен существительных.

Развивать мыслить, умение отстаивать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Число и род имен существительных"»


Урок русский язык в 3 г классе

Тема урока

«Имя существительное.

Число и род имен существительных».


Тип урока: Изучение нового материала


Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.


Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.


Формирование УУД:

Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной

самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за

будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;



1

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

(постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).


Граница знания-незнания:

- учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

- учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.


1.Организационный момент.


Прозвенел заливистый школьный звонок.

Начинается новый урок.

Мы готовы думать и новые задания выполнять.


Я улыбнулась вам, и вы улыбнулись друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

2. Целеполагание и мотивация

Я предлагаю вам проследить за движением моей руки в воздухе и определить, что же здесь появиться.(зеркальное изображение –слово.)

- Что мы знаем о слове?

Мы продолжаем работу над разделом «Части речи»

2

- Что мы знаем о частях речи? На какие группы делятся все части речи?

(служебные и самостоятельные)

-Приведите примеры.

- С какой частью речи мы начали работу?

-Как вы думаете, всё ли мы знаем о существительном?

-Через несколько уроков я вновь задам этот вопрос, а вы либо подтвердите свой сегодняшний ответ, либо его опровергните.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Прочитаем тему урока и

Его план.

Знакомство с планом.

1. Повторим то, что мы знаем.

2. Узнаем новое.

3.Работа в паре.

4.Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов.

Итак, начинаем. Проверьте, пожалуйста, всё ли готово к уроку и оцените себя в Листе успеха.

3.Актуализация знаний

- Что мы знаем о существительном? Составим кластер- определение. Поработаем в паре. Для этого прочитаем справочный материал по д.м. с.101,118.

(раздаётся разрезной материал, составляют паспорт и готовятся к выступлению.)

Имя существительное,

Самостоятельная часть речи

Обозначает предмет

Отвечает на вопросы Кто? Что?

Особые приметы: имеет род (м, ж, с.), число (ЕД, МН,)

Член предложения- подлежащее, дополнение

Оцените свои знания и умения.

4. Изучение нового материала.

А) Прочитайте слова, записанные на доске.

Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

-Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

- На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

-Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

- Слова ед.ч. и мн. ч.

-Спишем слова в два столбика ( ед. и мн.ч) и определим род.

- Что заметили? ( у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

- А всегда ли можно это сделать?

- Это и будет проблемой нашего урока.

Б) Стадия осмысления.

Работа по карточкам ( комментирование у доски по образцу)

Задание: запишем слова, определить число и род.

Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …


Оцените свои знания и успехи.

5. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Поскачите, пошагайте,

Наклонитесь, приседайте,

И закончив упражненье

Прекращаем мы движенье!


4

6.Первичное закрепление.


А) Работа в паре. (карточки).

- Данные слова поставьте в форму мн.ч.

Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

-Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

-Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

- Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

- Следующие слова поставим в форму ед.ч.

Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

-Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

- Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

Б) Презентация сообщения о числе сущ.

В) –Как вы думаете, являются ли слова: Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?

-Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

Оцените свои знания и умения.

7. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)


8.Проверка знаний. (диагностика)


- А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

Задание для диагностики.

Откроем тетради по проверочным работам с 58 задание № 1, №.3, с 60 №6

5

9. Рефлексия. Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

Что узнали новое на уроке?

Что было интересным?

Всё ли мы узнали о сущ.

10. Домашнее задание. ( раздаются карточки)

1) Упр. С.62 упр. 28, с.63 упр. 30

2)Составить и записать 3 предложения с любыми словами, которые употребляются только в ед.ч. или во мн..ч.

3) составить копилку слов, котрые употребляются только в форме ед.ч. или только мн.ч.

















6


Лист успеха учени______3»а» класса___________________________


1

Готовность к уроку



Знаю, что такое существительное





1 2 3





1 2 3

2

Понял, как определить число и род существительных


Работа в паре




1 2 3



1 2 3

3

Знаю слова, которые употребляются только в форме ед.ч. или только в форме мн.ч.




1 2 3

4

Задания дя проверочной работы выполнил



1 2 3

5

На уроке научился:

Определять число и род существительных


Весь урок я работал


Я набрал_________баллов из 23

-20 -23- «5»

-15 -19- «4»

- 10- 14 – «3»




1 2 3




1 2 3

Техноогическая карта

Урок русский язык в 3 а классе

Тема урока

«Имя существительное.

Число и род имен существительных».


Тип урока: Изучение нового материала .

Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных в ед.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование УУД:

Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной

самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за

будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенцией ( постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

- учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

- учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род существительных.



Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Организационный момент.

1.Проверяется готовность к уроку.

2.Создаётся положительный настрой на урок через психологический момент.

-проверяют готовность к уроку.

-настраиваются на урок.

Целеполагание.

1. вводит в тему урока.

2. Создаёт условия для самостоятельной постановки целей

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод: репродуктивный.

Промежуточный контроль.

-Читают тему урока.

- Участвуют в постановке целей урока.

-Знакомятся с планом урока.

-Прогнозируют ожидаемый результат.

Актуализация знаний.

1.Актуализирует опорные знания учащихся.

2.Предлагается справочный материал.

3.Предлагает собрать кластер-определение из разрезного раздаточного материала.

4.Обобщить.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Метод: продуктивный, репродуктивный.

Промежуточный контроль, самоконтроль.

- Работают со справочным материалом.

-Собирают кластер-определение из раздаточного материала, работая в парах.

-Отчитываются по проделанной работе.

Изучение нового материала.

1.Создаёт условия для открытия нового через задания.

2.Вместе с учащимися выдвигают проблему урока.

3.Подводит к осмыслению нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Метод: продуктивный.

Промежуточный контроль


-Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы, выдвигают проблему урока.

-Оценивают свою работу.

Физкультминутка.


Первичное закрепление.

1.Организует работу по осмыслению и осознанию учебного материала.

2.Включает элемент новизны через задания развивающего характера.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная.


-Наблюдают, анализируют, делают выводы.

-Выступление –сообщение о числе существительных из рубрики «Тайны языка».

-Оценивают свою работу.

Проверка знаний (диагностика).

1.Организуед самостоятельную работу.

2.Предлагает на выбор уровневые задания..

3.Организует коррекцию.

-Работают самостоятельно.

-Осуществляют самоконтроль.

Рефлексия.

1.Даёт анализ успешности цели и намечает перспективу последующей работы.

2.Оценивает работу каждого учащегося.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Метод: продуктивный и репродуктивный.

-Оценивают свою работу, урок.

Сопоставляют цели урока с полученным результатом.

Домашнее задание.

Предлагает на выбор уровневые задания.

-Сознательно выбирают домашнее задание. Записывая в дневники.
















Рубрика « Тайны языка».


Существительные имеют два числа – единственное и множественное.

Число существительных указывает на количество предметов ( один – много, несколько).

По числам изменяются конкретные существительные.

Изменение по числам передают окончания.

Не изменяются по числам вещественные, отвлечённые, собирительные существительные и некоторые другие. Они имеют одну форму: единственного или множественного числа.

Только форму единственного числа имеют существительные:

1) вещественные: сахар, виноград, алюминий;

2) отвлечённые: грусть, горе, здоровье;

3) собирательные: родня, молодёжь;

4) собственные: Кавказ, «Огонёк»( журнал);

Только форму множественного числа:

1) вещественные: щи, отруби;

2) отвлечённые: каникулы, проводы;

3) парные предметы: очки, брюки, ножницы;

4) собственные: Альпы, Карпаты.

У существительных, которые имеют форму множественного числа, не определяют род и тип склонения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка " Число и род имен существительных"

Автор: Еремеева Евгения Владиленовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382504

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку русского языка " Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "145210"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418875046"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Род имени существительного "
    ["seo_title"] => string(35) "rod-imieni-sushchiestvitiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "204921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429771032"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок русского языка. Определение рода имен прилагательных."
    ["seo_title"] => string(66) "urok_russkogho_iazyka_opriedielieniie_roda_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "359814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479388822"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок латинского языка Третье склонение имен существительных "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-latinskogho-iazyka-triet-ie-sklonieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183392"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425843747"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "ССП пр русскому языку по теме:"Имя существительное"."
    ["seo_title"] => string(51) "sspprrusskomuiazykupotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "293791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства