kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного русского языка во 2 классе. Тема «Помогает ли ударение различать слова?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети получают представление о разноместности  ударения в русском языке, учатся ставить ударения в словах, знакомятся с правильным ударением в словах русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«родн .рус яз 07.12»

Тема : Помогает ли ударение различать слова?

Цели:

Образовательная:

-дать представление о разноместности ударения в русском языке

-учить ставить ударения в словах

-познакомить с правильным ударением в словах русского языка

Развивающая :

Познавательные УУД:

-научиться объяснять значение и происхождение слов и устойчивых сочетаний

-извлекать необходимую информацию из текстов

Регулятивные УУД :

-оценивать свои результаты

Коммуникативные :

-договариваться и приходить к общему решению

Воспитательная:

Личностные УУД:

- Положительно относиться к языковой деятельности;

Тип урока;урок открытия нового знания.



Ход урока.

IОрг. момент

  1. Я тетрадочку открою и с наклоном положу.

Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо , не согнусь, за работу я возьмусь


IIАктуализация знаний

  1. На доске: 7 декабря.. Классная работа.

  2. Видео (урок)РЭШ

Однажды Артём проснулся рано. Был праздник – День знаний. Папа ушёл, но оставил на столе записку: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по технологии, а ирис – твоему классному руководителю».

Артем всегда слушался родителей. Вот и сейчас он взял гвоздики, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю технологии, а конфеты ириски – классному руководителю. Они были очень удивлены!

Может, Артём ошибся? Нет, он прочитал правильно. А вот понял содержание записки так, как прочитал. В ней сказано, что учителю технологии нужно подарить гвоздИки. А Артём прочитал гвОздики! И подарил гвОздики! Почему так получилось?

Всё дело в том, что эти слова пишутся одинаково. Но звучат они по-разному. В названии небольших строительных приспособлений – гвоздики - мы громко произносим звук О, а вот в названии цветов – звук И.

В записке папа никак не обозначил, какой гласный звук нужно выделить при произнесении слова, поэтому и произошла ошибка.

Чтобы не происходило таких странных историй, люди придумали особый знак, которым отмечают тот самый гласный звук в слове, который звучит несколько громче и дольше остальных. Он называется «знак ударения» или просто «ударение».


IIIСамоопределение к деятельности

Чему будем учиться на уроке ? Сформулируйте задачи урока (Узнаем о роли ударения в словах, будем учиться правильно ставить ударения, контролировать себя и товарищей, сравнивать с эталоном)







IVРабота по теме урока

1)(Параллельно просмотр видео к уроку.)

Так что же такое ударение? Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Это очень похоже на удар молоточка по струнам рояля: молоточек с силой упал на струну, и она зазвучала громче остальных.

Запомни! Чаще всего в слове может быть только один ударный слог!

Гласные звуки, которые произносятся с ударением, называются ударными. Остальные гласные звуки в слове называются безударными.

Громче и дольше других могут звучать только гласные звуки, а, значит, и ударными могут быть только гласные звуки.

Запомни! Чаще всего в слове может быть только один ударный слог!

На письме знак ударения ставится над буквами, обозначающими гласные звуки. Но есть в русском языке буквы, над которыми ударение не ставится. Такой особенной буквой является буква Ё. Секрет прост: буква Ё всегда обозначает ударный звук. Например, ёжик, клёны, студёный. Ударение не ставится и в словах с одним слогом. Его там ставить незачем: гласный звук только один, значит, он и есть ударный.

Слог, в котором есть ударный гласный звук, называется ударным слогом. Слог, в котором гласный звук безударный, называется безударным.

В русском языке от ударения во многом зависит смысл слова. Переставишь ударение на другой звук, и значение слова изменится. Только что стоял перед нами величественный, королевский зАмок, а уже висит огромный замОк! Вот несколько секунд назад шустрые рыжие бЕлки грызли орехи, а уже строгий повар требует у поварят взбить белкИ. Не успеешь и глазом моргнуть, как вкуснейшие ароматные бабушкины пирогИ уплывают от тебя, как индейские пирОги.

В отличие от языков других народов, в русском языке ударение может падать на любой слог: И на первый. Например, вкУсная. И на второй. Например, холОдная. И на третий. Например, аромАтный. И на четвёртый,. Например, переходИли. И так далее.

В некоторых других языках ударение часто прикреплено к определенному слогу. Например, во французском языке оно почти всегда падает на последний слог. Например, эскимО, салЮт. Об этом нужно помнить, когда произносишь слова, пришедшие к нам из французского языка. Например, нельзя произносить жАлюзи, нужно говорить жалюзИ.

В русском языке много слов, произношение которых вызывает трудности, в которых люди могут делать ошибки. В первом классе вы запомнили некоторые из них: звонИт, звонЯт, тОрты, шАрфы, бАнты, красИвее, алфавИт, свЁкла, щавЕль, стАтуя. Во втором классе вы пополните знания такими словами, как тУфля, крАны, взялА, зАдали. Когда станешь постарше, вы познакомитесь и с другими подобными словами. А пока правильность постановки ударения в словах можно проверить в специальном «Словаре ударений русского языка» или в обычном «Орфографическом словаре».

Когда ты будешь правильно произносить слова, то каждый о тебе скажет: «Это грамотный ребёнок!»


  1. Старинный замок закрыт на огромный замок.

Спишите. В одинаково написанных словах поставьте ударения. Проверьте.



Физкультминутка

Раз- подняться,потянуться.

Два- нагнуться , разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть –на место тихо сесть.


IVПервичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Запись слов с ударением.

  2. Запись слов , ударении в которых нужно выучить

Подсказка: Сначала раздели слова на слоги. Затем произнеси слово с ударением. Проследи, в каком слоге гласный звук более долгий и громкий. Если этот звук во втором слоге, то подчеркни слово.

Правильный ответ: ЧУДО, МАЛЫШ, РОЩА, БЕРЁЗА, КОЛОСОК, ЗВОНОК, СОЛДАТ, МОРЕ.



VI Сам работа с проверкой по эталону (в парах)

Задание. На какой слог падает ударение?

Определите, на какой слог падает ударение в слове. Поставьте слово в соответствующий столбец таблицы.

КАПУСТА, НОГА, МАЛЬЧИК, КАРТОФЕЛЬ, ЧАЙКА, МАЙКА, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ

Подсказка: Сначала раздели слова на слоги. Затем произнеси слово с ударением. Проследи, в каком слоге гласный звук более долгий и громкий. Помести слово в соответствующий столбец таблицы.


Правильный ответ:

Ударение падает

на первый слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на третий слог

МАЛЬЧИК

ЧАЙКА

МАЙКА

ПЕРЕЦ

НОГА

КАПУСТА

КАРТОФЕЛЬ


ПОМИДОР

ОГУРЕЦ




VI Подведение итогов урока

Что интересного из истории родного языка узнали на уроке?



VII Рефлексия

Работа в тетради (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу на доске.)

-Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.



VIII Д.з. выучить слова с ударением

























Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.




Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.





Спишите, обозначьте ударение в выделенных словах.


На столе стояли две большие кружки.

На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.




Ударение падает

на первый слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на третий слог










Ударение падает

на первый слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на третий слог










Ударение падает

на первый слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на третий слог










Ударение падает

на первый слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на третий слог























Просмотр содержимого презентации
«родной язык 07.12.2020»

Родной язык  (русский).

Родной язык (русский).

ЗвонИт, звонЯт, тОрты, шАрфы, бАнты, красИвее, алфавИт, свЁкла, щавЕль, стАтуя, тУфля, крАны, взялА, зАдали.

ЗвонИт, звонЯт, тОрты, шАрфы, бАнты, красИвее, алфавИт, свЁкла, щавЕль, стАтуя, тУфля, крАны, взялА, зАдали.

Старинный замок закрыт на огромный замок.

Старинный замок закрыт на огромный замок.

Старинный замок закрыт на огромный замок.

Старинный замок закрыт на огромный замок.

Выпиши слова с ударением на втором слоге.

Выпиши слова с ударением на втором слоге.

  • ЧУДО, МАЛЫШ, РОЩА, БЕРЁЗА, КОЛОСОК, ЗВОНОК, СОЛДАТ, МОРЕ.
Определите, на какой слог падает ударение в слове. Поставьте слово в соответствующий столбец таблицы.

Определите, на какой слог падает ударение в слове. Поставьте слово в соответствующий столбец таблицы.

  • КАПУСТА, НОГА, МАЛЬЧИК, КАРТОФЕЛЬ, ЧАЙКА, МАЙКА, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ.
Ударение падает на второй слог  Ударение падает на первый слог     Ударение падает на третий слог

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на первый слог

Ударение падает на третий слог

Ударение падает на второй слог  Ударение падает на первый слог  НОГА КАПУСТА КАРТОФЕЛЬ  МАЛЬЧИК ЧАЙКА МАЙКА ПЕРЕЦ Ударение падает на третий слог ПОМИДОР ОГУРЕЦ

Ударение падает

на второй слог

Ударение падает

на первый слог

НОГА

КАПУСТА

КАРТОФЕЛЬ

МАЛЬЧИК

ЧАЙКА

МАЙКА

ПЕРЕЦ

Ударение падает на третий слог

ПОМИДОР

ОГУРЕЦ

На столе стояли две большие кружки .  На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки .
  • На столе стояли две большие кружки .
  • На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки .
На столе стояли две большие кружки.  На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.
  • На столе стояли две большие кружки.
  • На уроке математики дети учились рисовать в клетках кружки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок родного русского языка во 2 классе. Тема «Помогает ли ударение различать слова?»

Автор: Шевякова Светлана Олеговна

Дата: 10.11.2022

Номер свидетельства: 617057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока по русскому языку по теме «Особенности проверочных слов с безударной гласной и способы проверки» "
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-osobiennosti-provierochnykh-slov-s-biezudarnoi-ghlasnoi-i-sposoby-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "106663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403068510"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173941"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424069481"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogo-iazyka-vo-2-klassie1"
    ["file_id"] => string(6) "172108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423758683"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер класс: «Приёмы становления и развития навыков правильной устной речи учащихся на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priiomy_stanovleniia_i_razvitiia_navykov_pravilnoi_ustnoi_rechi_uch"
    ["file_id"] => string(6) "633715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1686769472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства