kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родного русского языка по теме: «Что ни город, то норов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родного русского языка по теме: «Что ни город, то норов»»

Региональный конкурс методических разработок

по организации процесса обучения русскому языку и литературе

«Педагогическая мастерская»



Урок родного русского языка

«Что ни город, то норов»

Номинация «Лучший урок родного, в том числе русского, языка (родной, в том
числе русской, литературы)»


3 класс




Януш Даниил Александровна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты

Тема: «Что ни город, то норов».

Цель: знакомство с устаревшими словами, обозначающими части города.

Задачи:

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.

Метапредметные.

  • Регулятивные – выполнять учебные действия в устной, письменной речи; принимать роль в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

  • Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, использовать на доступном уровне логические приемы мышления.

Коммуникативные – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.

Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, классная доска, карта России, раскраска Незнайки.






Технологическая карта урока по родному русскому языку

учителя начальных классов МБОУ гимназии №1

Януша Даниила Александровича

Этап урока

Деятельность учителя

Ответы учеников

1. Организационный этап

Здравствуйте, дорогие ребята!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.
Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели.

На экран все посмотрели.


2. Актуализация знаний учащихся.

Назовите имена сказочных персонажей. Подумайте, пожалуйста, что их объединяет?

Что делал каждый из них в своих интересных сказках?

Незнайка, Дюймовочка, Элли, Айболит, Синдбад, Иван-Царевич


Они путешествовали.

3.Введение в тему. Целеполагание.




Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие с одним из этих героев. А с кем, вы узнаете, если из букв, написанных на доске, соберете имя.

Й Е К А Н А З Н

Куда же мы сегодня отправимся с Незнайкой?

Отгадайте загадку.

Каменные джунгли,

И земля в асфальте,

Люди, словно муравьи,

На проезжей части.

Верно, сегодня мы отправимся в путешествие по городам нашей страны.

Скажите, а что такое город?

А как вы думаете, что обозначает выражение: «У каждого города свой характер»?

Поэт Роберт Рождественский написал о городах стихотворение. Послушайте его.










Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.






Незнайка





Город




Место, где много людей, машин и большие дома.

Объясняют своё понимание выражения


(подготовленный ребенок читает стихотворение)

Есть у каждого города
возраст и голос.
Есть одежда своя.
И особенный запах.
И лицо,

И не сразу понятная
гордость… Города, города!

Сколько было вас — разных?!

И домов и заборов запутанный ворох -Города,

озорные и полные грусти…


Будем говорить о городах.

4. Первичное усвоение новых знаний





































Физминутка



А почему город назвали городом?

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник, откройте его на странице 68. Вверху есть небольшой текст, прочитаем его.

В тексте нам встречается слово «кремль», а что это и с каким кремлём мы с вами уже знакомились?

Откройте, пожалуйста, тетрадь, запишите число, классная работа.

Рассмотрим иллюстрации на странице 68. Что мы на них видим?

Почему слово «кремль» написано по-разному?

Московский Кремль – это собственное имя части города, поэтому, пишем с прописной буквы.

А со строчной буквы мы пишем, если является нарицательным, когда кремлем называют любую «крепость в старинных русских городах».

Давайте запишем название кремля, который находится в столице нашей Родины.

Оба слово напишем с прописной буквы. Подчеркните орфограммы, которые нам встретились.

Посмотрите на карту. Покажите, пожалуйста, на карте следующие города: Казань, Тула, Коломна, Смоленск, Зарайск.

А как вы думаете, как будет называться кремль в этих городах?

Запишите, пожалуйста, названия кремлей в этих городах.



Какая морфема участвовала в словообразовании? Какой суффикс помогал образовывать слова? Выделите его.

Положите, пожалуйста, карандаши. Незнайка предлагает нам немного отдохнуть, чтобы набраться сил для дальнейшего путешествия.

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.


Незнайка во время своего путешествия на Луну, побывал в разных городах, например, он посетил Брехенвиль, Паноптикум, Фантомас.

А как бы назывался кремль в этих городах?

(слайд с названием и картинкой города).

А что обозначает слово «кремль»? А вы знаете, что в Пскове тоже есть кремль. Его называют Псковский кремль, а еще у него есть другое название. Хотите узнать? Тогда прочитайте в учебнике на странице 69 материал из рубрики «Из истории языка и культуры».

Какое другое название имеет Псковский кремль?

Что интересного вы узнали про слово «кремль»?




Один из детей читает текст вслух



Мы знаем Московский Кремль

Записывают число, классная работа

Мы видим изображение Московского Кремля, Нижегородского, Псковского и Тобольского кремлей.








Московский Кремль




Показывают на карте Казань, Тулу, Коломну, Смоленск, Зарайск.


Казань - Казанский кремль, Тула - Тульский кремль, Коломна - Коломенский кремль, Смоленск - Смоленский кремль, Зарайск - Зарайский кремль.


-Суффикс

-СК




Выполняют движения












Брехенвильский, Паноптикумский, Фантомасский

Ответы детей



Дети самостоятельно читают текст.



Псковский Кром.

Ответы детей.


5.Первичная проверка понимания.


Многие города были построены как крепость, укрепление. Например, Владивосток, Волгоград, Севастополь. Узнаем больше об этих городах с помощью текстов учебника на страницах 69 – 70.

Работаем в паре. Найдите в текстах слова, синонимичные (близкие по значению) словам крепость и укрепление. Запишите их в тетрадь.

Проверим, какие слова вам удалось найти.

Мы с вами знаем, что такое крепость, а что же обозначают эти слова?

На экране вам представлено определение этих слов из словаря (слайд).

Давайте сравним значение слова твердыня в текстах о Владивостоке и Волгограде с тем, что написано на экране, одинаковое ли оно?

В тексте о Волгограде есть выражение «славный город», как вы его понимаете? Найдите похожее выражение в тексте о Севастополе.

Не каждый город имеет кремль или напоминает крепость, но у каждого из них есть история названия и символы (герб).

Парная работа







Форт, бастион, твердыня



Предположения учащихся

Близкое по смыслу\значению

Ответы учащихся





Гордый город

6. Домашнее задание

В учебнике на 76 странице есть информация о происхождении герба и названия таких городов как Елец, Торжок, Каргополь. Дома внимательно прочитайте, на следующем уроке обсудим. Упражнение №7 на стр. 75 составить план текста, записав его в тетрадь.



7.Итог урока. Рефлексия.

Итак, наше путешествие с Незнайкой подходит к концу. Что нового мы узнали о городе?

В каких городах мы побывали?

Какой город запомнился больше всего?

Что нового вы узнали о знакомых городах?

На память об этом путешествии Незнайка принес вам свой портрет. Если всё было понятно и интересно, то закрасьте галстук Незнайки в зелёный цвет, если были небольшие затруднения - в желтый, если трудно и непонятно – в красный








Электронные источники:


  1. https://sushibait.ru/strizhki/muzykalnaya-fizminutka-s-neznaikoi-konspekt-zanyatiya-zakoldovannyi/

  2. https://yandex.ru/images/search?source=serp&text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&pos=2&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fphonoteka.org%2Fuploads%2Fposts%2F2021-04%2F1619507214_10-phonoteka_org-p-neznaika-fon-12.jpg&lr=10894

  3. https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fbipbap.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F10%2Fdyuymovochka_2_25053626.jpg&text=%D0%B4%D1%8E%D0%B9%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&lr=10894&rpt=simage&source=serp

  4. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D0%BC%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&from=tabbar&pos=8&img_url=http%3A%2F%2Fcdn01.ru%2Ffiles%2Fusers%2Fimages%2F42%2F06%2F420608ff5257d9863e7adf1c166c8f51.jpg&rpt=simage&lr=10894

  5. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D0%B9%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&lr=10894&pos=9&img_url=http%3A%2F%2Fpickimage.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fimages%2Fdetskie%2Faibolite%2Faibolit7.jpg&rpt=simage

  6. https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fcartoonbucket.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F03%2FSinbad-Image-1.jpg&text=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B1%D0%B0%D0%B4%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&lr=10894&rpt=simage&source=serp

  7. https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=http%3A%2F%2Fplacepic.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F06%2Fimg5-3-1.jpg&text=%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5&lr=10894&rpt=simage&source=serp

  8. Незнайка на Луне - Николай Николаевич Носов | читать онлайн, купить, либмир (libmir.com)

  9. https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=http%3A%2F%2Fdrasler.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F06%2F%25D0%259D%25D0%25B5%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25B2-%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC-%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B5-%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0-%25E2%2580%2593-%25D0%25B4%25D0%25BB%25D1%258F-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9017.jpg&text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0&lr=10894&rpt=simage&source=serp


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок родного русского языка по теме: «Что ни город, то норов»

Автор: Януш Даниил Александрович

Дата: 11.12.2022

Номер свидетельства: 619848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Что ни город, то норов""
    ["seo_title"] => string(22) "chto_ni_gorod_to_norov"
    ["file_id"] => string(6) "616278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1667158397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Состав слова в русском языке"
    ["seo_title"] => string(30) "sostav-slova-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "321299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461252606"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока русский язык "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "115493"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412001375"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Что мы знаем о предложении "
    ["seo_title"] => string(31) "chto-my-znaiem-o-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "175441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424271198"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Изменение существительных по падежам. Склонение "
    ["seo_title"] => string(59) "izmienieniie-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham-sklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "246937"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446477924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства