3.Введение в тему. Целеполагание. | Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие с одним из этих героев. А с кем, вы узнаете, если из букв, написанных на доске, соберете имя. Й Е К А Н А З Н Куда же мы сегодня отправимся с Незнайкой? Отгадайте загадку. Каменные джунгли, И земля в асфальте, Люди, словно муравьи, На проезжей части. Верно, сегодня мы отправимся в путешествие по городам нашей страны. Скажите, а что такое город? А как вы думаете, что обозначает выражение: «У каждого города свой характер»? Поэт Роберт Рождественский написал о городах стихотворение. Послушайте его. Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. | Незнайка Город Место, где много людей, машин и большие дома. Объясняют своё понимание выражения (подготовленный ребенок читает стихотворение) Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо, И не сразу понятная гордость… Города, города! Сколько было вас — разных?! И домов и заборов запутанный ворох -Города, озорные и полные грусти… Будем говорить о городах. |
4. Первичное усвоение новых знаний Физминутка | А почему город назвали городом? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник, откройте его на странице 68. Вверху есть небольшой текст, прочитаем его. В тексте нам встречается слово «кремль», а что это и с каким кремлём мы с вами уже знакомились? Откройте, пожалуйста, тетрадь, запишите число, классная работа. Рассмотрим иллюстрации на странице 68. Что мы на них видим? Почему слово «кремль» написано по-разному? Московский Кремль – это собственное имя части города, поэтому, пишем с прописной буквы. А со строчной буквы мы пишем, если является нарицательным, когда кремлем называют любую «крепость в старинных русских городах». Давайте запишем название кремля, который находится в столице нашей Родины. Оба слово напишем с прописной буквы. Подчеркните орфограммы, которые нам встретились. Посмотрите на карту. Покажите, пожалуйста, на карте следующие города: Казань, Тула, Коломна, Смоленск, Зарайск. А как вы думаете, как будет называться кремль в этих городах? Запишите, пожалуйста, названия кремлей в этих городах. Какая морфема участвовала в словообразовании? Какой суффикс помогал образовывать слова? Выделите его. Положите, пожалуйста, карандаши. Незнайка предлагает нам немного отдохнуть, чтобы набраться сил для дальнейшего путешествия. Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели – встали, Сели – встали, Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободно встать И спокойнее дышать. Незнайка во время своего путешествия на Луну, побывал в разных городах, например, он посетил Брехенвиль, Паноптикум, Фантомас. А как бы назывался кремль в этих городах? (слайд с названием и картинкой города). А что обозначает слово «кремль»? А вы знаете, что в Пскове тоже есть кремль. Его называют Псковский кремль, а еще у него есть другое название. Хотите узнать? Тогда прочитайте в учебнике на странице 69 материал из рубрики «Из истории языка и культуры». Какое другое название имеет Псковский кремль? Что интересного вы узнали про слово «кремль»? | Один из детей читает текст вслух Мы знаем Московский Кремль Записывают число, классная работа Мы видим изображение Московского Кремля, Нижегородского, Псковского и Тобольского кремлей. Московский Кремль Показывают на карте Казань, Тулу, Коломну, Смоленск, Зарайск. Казань - Казанский кремль, Тула - Тульский кремль, Коломна - Коломенский кремль, Смоленск - Смоленский кремль, Зарайск - Зарайский кремль. -Суффикс -СК Выполняют движения Брехенвильский, Паноптикумский, Фантомасский Ответы детей Дети самостоятельно читают текст. Псковский Кром. Ответы детей. |
5.Первичная проверка понимания. | Многие города были построены как крепость, укрепление. Например, Владивосток, Волгоград, Севастополь. Узнаем больше об этих городах с помощью текстов учебника на страницах 69 – 70. Работаем в паре. Найдите в текстах слова, синонимичные (близкие по значению) словам крепость и укрепление. Запишите их в тетрадь. Проверим, какие слова вам удалось найти. Мы с вами знаем, что такое крепость, а что же обозначают эти слова? На экране вам представлено определение этих слов из словаря (слайд). Давайте сравним значение слова твердыня в текстах о Владивостоке и Волгограде с тем, что написано на экране, одинаковое ли оно? В тексте о Волгограде есть выражение «славный город», как вы его понимаете? Найдите похожее выражение в тексте о Севастополе. Не каждый город имеет кремль или напоминает крепость, но у каждого из них есть история названия и символы (герб). | Парная работа Форт, бастион, твердыня Предположения учащихся Близкое по смыслу\значению Ответы учащихся Гордый город |