- таблицы на партах с понятиями, обозначающими моральные качества людей
- тексты сказки «Щедрое дерево»
- творческие работы учащихся «Размышление о…»
- на доске:
тема урока
пословицы, афоризмы о доброте, благородстве, щедрости
эпиграф: «Скажи:
Какой ты след оставишь? След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет? (Л.Мартынов)
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово.
- Добрый день, ребята! В своем приветствии я произнесла слово, о котором мы сегодня будем говорить (но и не только о нем). Что же значит «добрый»? (ответы детей)
(В толковом словаре читаем: «Такой, который всегда готов сделать для других что-либо хорошее, полезное; выражающий сочувствие, расположение и т.д.»;
У Даля: «о человеке: дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу; мягкосердный, жалостливый»).
2. Уже не раз мы с вами говорили о том, что у каждого слова есть своя душа. Постараемся проникнуть в тайну слова «доброта».
А) Размышляем о характере, душе слова – какое оно?
Вы правильно понимаете значение этого слова. Доброта – одно из важнейших и лучших человеческих качеств, которыми обладает, увы, не каждый человек.
4. Американский композитор Шел Сильверстайн (1930 - 1999) был музыкантом и певцом, поэтом и иллюстратором, драматургом и сценаристом. Но всемирную известность ему принесли рисованные истории для детей. Его книги переведены более чем на 30 языков, он был удостоен приза "Выбор детей" Международной читательской ассоциации.
Сейчас мы познакомимся с небольшой притчей-сказкой, придуманной им.
Задание:
придумайте название притче и определите, о каких человеческих качествах в ней идет речь.
Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плёл из них венок, надевал его, как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на его ветках. А потом они играли в прятки. И когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И яблоня была счастлива.
Но шло время, и мальчик подрастал, и всё чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришёл мальчик к яблоне. И яблоня сказала:
-Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!
-Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям,- ответил мальчик. - Мне хотелось других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их?
-Я бы рада, - вздохнула яблоня, но у меня нет денег, одни только листья и яблоки.
Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!
И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унёс их с собой. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришёл, яблоня так и задрожала от радости.
-Иди скорей сюда, малыш!- воскликнула она. – Покачайся на моих ветках. И нам будет хорошо!
-У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям,- ответил мальчик, мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?
-Я бы рада, - вздохнула яблоня, но у меня нет дома. Мой дом вот - мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив.
И мальчик срубил её ветки и унёс их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.
После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.
-Иди сюда, мальчик,- прошептала она,- поиграй со мной.
-Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр,- ответил мальчик. - Я хотел бы построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь мне дать лодку?
-Спили мой ствол и сделай себе лодку,- сказала яблоня,- и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым.
И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. Хоть в это и нелегко поверить.
Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.
-Прости, мальчик, - вздохнула яблоня, - но я больше ничего не могу больше дать. Нет у меня яблок...
-На что мне яблоки?- ответил мальчик.- У меня почти не осталось зубов.
-У меня не осталось ветвей,- сказала яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.
-Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, - ответил мальчик.
-У меня не осталось ствола,- сказала яблоня.- И тебе не почему взбираться наверх.
-Я слишком устал, чтобы взбираться вверх,- ответил мальчик.
-Прости,- вздохнула яблоня, мне бы очень хотелось дать хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...
-А мне теперь много и не нужно,- ответил мальчик. – Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
-Ну что ж,- сказала яблоня,- старый пень для этого как раз и годиться. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.
Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива.
- Что должно отразиться в названии? (главная мысль – щедрость, поэтому сказка называется «Щедрое дерево»).
- Как можно озаглавить этот текст?
Учащиеся предлагают свои варианты названия.
Какова главная мысль, высказанная автором текста?
О ком рассказывает притча? На доске: мальчик, яблоня
- Скажите, а с кем у вас ассоциируется образ яблони? Почему? (с образом матери – заботливой, доброй, щедрой, все прощающей, живущей любовью к своему ребенку)
Предлагаю продолжить составление таблицу, используя материал. – в парах, группах, индивидуально.
Составление таблицы, определение основных качеств героев:
При затруднении обращаемся к таблицам: (на партах)
Зачитывают, остальные – дополняют + свои таблицы
Выбрать 1-2 качество, подтвердить словами текста.
Какие чувства испытывает яблоня? А мальчик?
Почему яблоня опять счастлива? (счастье – отдавать, ничего не получая взамен).
Читателям какого возраста будет интересна притча?
Чему она учит?
(В трогательной притче, придуманной Шелом Сильверстайном для читателей всех возрастов, замечательно показан дар любить бескорыстно, всецело отдавая себя, делая счастливым другого. И спокойно относиться к способности другого любить (или не любить) в ответ)
Давайте снова обратимся к эпиграфу. О чем он? Соотносится ли с темой урока? Какие слова характеризуют яблоню, какие – мальчика?
Домашнее задание: написать в риторическом жанре: письмо-прощение (от мальчика к яблоне); письмо-обращение (от вас к мальчику или яблоне); размышление о…, пожелание (на выбор)
Подведем итоги.
О чем шла речь на сегодняшнем уроке?
Встречали ли вы в жизни подобные ситуации?
Чему учит сказка? Какой жизненный урок можно из нее извлечь?
Какой вывод сделал каждый из вас? (рефлексия – на листочках, желающие могут прочитать вслух)