kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Путь к прощению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит два урока + тетрадь к ним по теме "Путь к прощению", которые можно использовать на всех модулях курса ОРКСЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Путь к прощению"»

Тетрадь к урокам на стр. 19-25


Урок 1


Тема занятия

Путь к прощению (1 – й урок)

Цель, задачи

Цель: формирование у младшего подростка понимания, что гнев, гордыня, несдержанность являются причинами ссор и обид, которые несут с собой горечь и душевную боль.

Задачи: в предметной области: сформировать представление о понятиях «гордыня», «рождественская радость».

  • В сфере личностного развития: формировать осознанную потребность воспитывать в себе положительные черты характера: спокойствие, смирение (в смысле непревозношение над другими), выдержку, доброжелательность; понимание, что победы во многом зависят от старания и прилежания, от добросовестного отношения к делу, а небрежность в деле часто приводит к поражению.

В области формирования УУД:

• Познавательные:

- умение выделять существенную информацию из различных источников;

- использование имеющихся знаний;

- формирование внутреннего плана действия;


- нахождение ответов на вопросы в текстах и иллюстрациях;

- извлечение информации, представленной в разных формах;

- сопоставление разных точек зрения.

• Регулятивные:

- понимать цель выполняемых действий;

- выделение и осознание того, что уже усвоено;

- умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами.

• Коммуникативные:

– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- владение монологической и диалогической речью.


№ слайдов

Названия слайдов

1

Тема занятия

2

Башня Радости

3

Кластер «Обида»

4

Подсказка «Суть обиды»

5

Название и начало рассказа

6

Таблица-синтез

7

Ларс и Йон (рисунок в тетради)

8

Текст из рассказа-1

9

Таблица-синтез (продолжение)

10

Таблица (в тетради) «Черты характера»

11

Текст из рассказа -2

12

Рефлексия


Детство не только яркая,

но и очень ответственная пора.

В. Солоухин

1.Подготовка к изучению новых знаний


Произнесите слово «обида»


  • Какие ассоциации у вас возникли, когда вы произнесли слово «обида»? Запишите это в кластер.

В тетради:










Обида — это чувство, возникающее у человека тогда, когда, как он сам считает, с ним обошлись несправедливо. Но «Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты ещё не знаешь настоящей радости». ( Священник Дионисий)

Так ли это?

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое обида?» и «Что обида приносит человеку?»

Поможет нам разобраться в этих вопросах история про двух

братьев, которые вдруг поссорились.

Читая рассказ, мы будем составлять таблицу – синтез, куда запишем ключевые слова, которые помогут нам создать образ каждого из братьев.

По ходу прочтения учитель на доске составляет таблицу-синтез, записывая ключевые слова.

  1. Работа над новой темой, открытие нового знания

Нет места обидам (Нэн Гилберт)

Ссора Ларса с его братом Йоном началась несколько месяцев назад, еще в марте, во время финальной лыжной гонки сезона. Оба брата участвовали в гонке, как и все ребята из их деревни и с окрестных ферм.

Ларс был уверен, что именно он придет первым. Никто во всей деревне не мог обогнать его. Разумеется, своего брата он тоже не считал соперником. Хотя Йон и был на год старше, Ларс опережал его во всех видах спорта.



Таблица-синтез



Ларс

Йон

Выводы, мысли

уверен

первым

никто не мог обогнать его

не считал соперником

опережал

на год старше

Ларс более ловок, более подвижен, спортивнее,

уверен в себе

  • В ваших тетрадях изображены фигурки двух мальчиков.

  • Подумайте, какая принадлежит Ларсу, а какая - Йону? Прежде чем подписать под каждым изображением имя мальчика, объясните свой выбор. Какая информация из текста вам может помочь?

(Ларс – более спортивен (никто во всей деревне не мог обогнать его), раскован, уверен в себе (был уверен, что именно он придет первым); у Йона - менее спортивная фигура (Ларс опережал его во всех видах спорта,) на лице нет той самоуверенности, что у Ларса (своего брата он (Ларс) тоже не считал соперником).

Но Ларс просчитался - первым к финишу пришел Йон.

- Ты нечестно победил! - набросился Ларс на брата в раздевалке. - Я уже обходил тебя у финиша, а ты нарочно палку подставил! Нарочно!

- Не говори ерунду! – презрительно бросил Йон. Он был так горд и доволен собой (ведь он победил в первый раз!), что не удержался от колкой шутки:

- Лучше б лыжи обстругал как следует. Не иначе как щепкой за снег зацепился!

Эти слова вызвали всеобщий хохот.

Все прекрасно знали, как ненавистно Ларсу любое дело, требующее усидчивости. Часами ошкуривать и полировать лыжи, как Ион, - нет, это не для него! Обычно он за один вечер кое-как выстругивал себе пару лыж из мягкой породы дерева, а уже на следующий день они ломались.

- Вот это на тебя похоже, Ларс - поддразнивали ребята. - Щепка подвела!

Ларс был очень горд и вспыльчив. Мало того, что он не победил, над ним еще и посмеялись! Он в бешенстве выбежал из раздевалки и ушел домой один, не дожидаясь брата.

Таблица – синтез (продолжение)

Ларс

Йон

Выводы, мысли

просчитался

нечестно

ненавистно дело, требующее усидчивости

горд

вспыльчив

в бешенстве

презрительно

горд

доволен собой

колкая шутка

часами полировал и ошкуривал

Ларс – младший брат - гордый, вспыльчивый, торопливый, небрежен в работе, с ленцой; Йон – старший брат, наоборот, старателен, усидчив, усерден в работе, но горделив.



  • Что мы узнали о братьях? Какими чертами характера они обладают? (Ларс – младший брат - гордый, вспыльчивый, торопливый, небрежен в работе, с ленцой; Йон – старший брат, наоборот, старателен, усидчив, усерден в работе, но горделив.)

СЛАЙД 10. Таблица (в тетради) «Черты характера»

Черты характера

Ларса .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Какие черты

характеров

явились

причиной

ссоры

(подчеркни).

Что хотел бы

добавить

____________

_____________


Йона .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________



  • Какие черты характера обоих братьев явились причиной ссоры? Подчеркните их красным цветом. (Гнев, гордыня – у Ларса, несдержанность, гордыня («презрительно бросил» в ответ брату) – у Йона.)

  • Что бы хотели добавить? (Зависть у Ларса. Вместо того, чтобы порадоваться за брата (ведь Йон победил в первый раз!), он стал злиться на него и негодовать).

  • Создавая образ каждого из братьев (на рисунке в тетради) подумайте, как можно выразить быстроту, стремительность, рвение к первенству, а также небрежность и торопливость у Ларса; и – аккуратность и старательность у Йона, его спокойствие и степенность?

(Возможные ответы. Характер братьев на рисунке можно отобразить цветом. Ларс – стремительный, уверенный в себе, горделивый, не привыкший проигрывать. Какие цвета в одежде у него будут преобладать? Наверное, яркие, красочные. А Йон, наоборот, спокойный, старательный (часами ошкуривал и полировал лыжи), никогда не бывавший в роли победителя (победил в первый раз). Какие цвета в одежде у него будут преобладать? Скорее всего, спокойные, неброские.

Небрежность и аккуратность можно выразить деталями в одежде, например, небрежно наброшенный шарф у Ларса и аккуратно завязанный у Йона, как одеты шапки, завязаны шнурки на ботинках…)

  • Ваши предположения о том, как себя дальше поведут братья по отношению друг к другу? (Предположения детей)

Йон пожалел о сказанном. Он-то знал, как глубоко задели Ларса насмешки товарищей. Несколько дней подряд он старался всячески показать брату, что раскаивается и просит прощения.

Он выстрогал Ларсу рожок, чтобы созывать с пастбища коров и коз. Он даже посвятил брата в свои сокровенные планы: скопить этим летом денег и купить в деревенской лавочке губную гармонику.

- Она во-от такая! - восклицал Йон, разводя руки, как рыболов. - Я на ней так сыграю, ты не поверишь! За лето уж точно скоплю, хоть она и дорогая.

  • Как Йон пытался примириться с братом? (Выстрогал Ларсу пастуший рожок, посвятил брата в свои сокровенные планы.)

Надо сказать, что в той части Норвегии, где жили братья, автомобильные дороги повсюду проходили через пастбища, через пшеничные и картофельные поля. Каждое поле было огорожено забором, в котором были ворота.

Туристам, что путешествовали на автомобилях, приходилось проезжать через множество таких ворот. Мало кому из них хватало терпения всякий раз вылезать из машины: то, чтобы открыть ворота, то - чтобы их закрыть. За пригоршню монет это с удовольствием делали дети фермеров, ведь для многих из них не было иного способа заработать деньги.

Ларс тоже придумал, на что потратить свой летний заработок…

  • Как вы думаете, на что Ларс решил потратить свой заработок? (Предположения детей)

он закажет лучшему в деревне плотнику пару новых лыж. Пусть сделает их из прочного дерева да отполирует до блеска. Уж на таких-то лыжах Ларс будет летать по снегу, как по воздуху.

  • Зачем Ларсу нужны лыжи, которые «будут летать по снегу, как по воздуху»?

  • А почему старые лыжи Ларса не летали по снегу, как по воздуху?



Ларсу было ненавистно любое дело, требующее усидчивости. Часами ошкуривать и полировать лыжи, как Ион, - нет, это не для него! Обычно он за один вечер кое-как выстругивал себе пару лыж из мягкой породы дерева, а уже на следующий день они ломались.

  • Что помешало Ларсу выиграть гонку? (Торопливость и небрежность в изготовлении своих лыж.)

  • Так на кого ему нужно было злиться? (На самого себя, на то, что он смастерил лыжи «кое-как».)

  • Какие черты характера Йона способствовали его победе? (Старательность, аккуратность, усидчивость, терпение: «часами ошкуривал и полировал лыжи».)

  • Какой вывод можем сделать? (Наши победы во многом зависят от нашего старания и прилежания, от нашего добросовестного отношения к делу, а небрежность в деле может «откинуть» нас далеко назад.)

    • Как вы думаете, рассказал ли Ларс о своих планах Йону?

Только Ларс не рассказал о своем замысле Йону. Ничего, сам все узнает, когда Ларс оставит его далеко позади на состязаниях будущей зимой!

Увидев, что его попытки помириться с братом ни к чему не приводят, Йон …

    • Как вы думаете, что сделал Йон?

тоже обиделся, хотя вслух ничего не сказал. «И что это Ларс так взъелся на меня», - недоумевал он. «Ну, пошутил неудачно, но ведь сколько раз я уже давал понять, что раскаиваюсь!»

  • Почему обиделся Йон? (Потому что Ларс, не смотря на желание Йона помириться, не прощал ему нанесённой обиды)

  • Как вы думаете, стало ли легче на душе у Йона после того, как теперь уже и он затаил обиду на брата?

  • Как бы вы поступили на месте Йона?

  • Почему, не смотря на раскаяние Йона, примирения так и не произошло? (Йон только давал понять Ларсу, что раскаивается, но прощения так и не попросил).

Работа в группах:

  • Есть такое выражение «подлить масла в огонь». Как вы думаете, можно ли его применить в данной ситуации? (Предположения детей)

Выражение «подлить масло в огонь» употребляется тогда, когда своими действиями или  поступками   люди только обостряют  отношения. В данном случае, как масло усиливает пламя огня, так и новая обида со стороны Йона только усилила пламя ссоры.

Наступило лето. По заведенному в тех краях обычаю, пришло время женщинам с младшими детьми отправляться в горы. Мужчины и старшие сыновья оставались дома присматривать за коровами и козами.

Йон и Ларс были уже достаточно взрослыми, чтобы остаться с отцом.

За день до того, как женщины с детьми должны были уйти в горы, отец велел сыновьям пригнать всех коров и коз на скотный двор, чтобы утром можно было отправиться в дорогу без лишних хлопот.

- Ларс, пригони-ка стадо с дальнего поля. А ты, Йон, иди сзади, не давай скотине разбредаться. Да смотри, чтобы все ворота потом были заперты.

Ларс вдоволь наглотался пыли, пока гнал стадо к ферме. Солнце пекло нещадно, животные двигались медленно, словно сонные. Оглядываясь назад, Ларс видел, что Йон идет не спеша, о чем-то мечтает, то и дело останавливается и пересвистывается с птицами.

Хорош, нечего сказать!” - со злостью думал Ларс. “На целое поле отстал от последней коровы. И как это он меня на лыжах обогнал?”

Когда последние коровы и козы оказались в загоне, как раз закончилась дойка, и мать позвала мальчиков ужинать. Йон очнулся от своих грез и поспешил в дом... а ворота-то он запереть забыл!

  • Ваши предположения о том, как поступит Ларс? (Предположения детей)

  • А как бы поступили вы? (Ответы детей)

Ларс открыл было рот, чтобы напомнить ему об этом, но промолчал. В конце концов, отец не ему, а Йону поручил закрывать ворота. Он, Ларс, здесь вообще ни при чем.

  • Как вы думаете, имел ли Ларс право думать, что «он здесь вообще ни при чём»? (Нет, так как, во – первых, братья – это единая семья, заботы и невзгоды которой касаются их обоих, а, во-вторых, сам поступок по отношению к брату был, в общем-то, подлым.)

На ужин была любимая рыба с картошкой и парное молоко. Но Ларс ел без всякого удовольствия. За столом он был рассеян и ни с кем не разговаривал. Встав из-за стола, он буркнул: “Спасибо” и поскорее ушел спать.

  • О чём говорит такое поведение Ларса? (Что на душе у него было не спокойно, в душе он понимал, что поступил плохо)

Да, совесть – глас Божий в душе человека, она-то и тревожила Ларса, вразумляя исправить свой поступок.

На рассвете, подходя к загону, Ларс услышал растерянные крики брата и понял, что планы на сегодняшнее утро сорвались. Незапертые животные за ночь разбрелись по полю, потравили всходы пшеницы и сильно потоптали картофельные грядки.

- Кто оставил ворота открытыми?! - услышали братья строгий окрик отца.

- Кажется, это я, - пролепетал упавшим голосом Йон.

- Вот бестолочь! - разозлился отец. - Из-за тебя мы целый день потеряли! Сегодня мы уже никуда не пойдем, будем пересаживать картошку. А завтра ты пойдешь в горы!

- Но там же будут только дети, - попробовал возразить Йон.

- Ну, а ты-то кто! - резко прервал его отец.

Ларс незаметно проскользнул в дом. “Я не знал, что так получится, - уговаривал он шевельнувшуюся совесть. - Если бы я знал, я бы, конечно, сказал Йону, что ворота остались открытыми”. Но в глубине души он и сам не очень-то этому верил.

  • Чему «не очень - то верил» Ларс? (Самому себе. В глубине души Ларс знал, что именно этого он и хотел – отомстить брату, причинить ему боль.)

  • Что явилось причиной подлого поступка Ларса? (Затаённая обида, злоба на брата)

Оставшись без брата на все лето, Ларс один дежурил на дороге, открывая и закрывая ворота всякий раз, когда проезжала машина. Запас монет быстро рос, и он уже знал, что на лыжи ему наверняка хватит. Но мысль эта не доставляла ему ожидаемой радости.

  • Зачем Ларс хотел заказать у лучшего плотника новые лыжи? (Чтобы обогнать брата - своего рода отомстить ему)

  • Так почему же теперь эта мысль не доставляла ему радости? (Он понимал, что поступил нехорошо по отношению к брату, и, конечно же, он любил брата и соскучился по нему, ему было плохо без Йона …)

«По первому снегу пойду на новых», - пообещал он себе, пересчитав монеты и сложив их в шерстяной носок.

Подошла осень, Йон вместе с матерью возвратился с горных пастбищ. Начались занятия в школе. А Ларс не торопился заказывать себе лыжи.

Йон больше не упоминал про вожделенную гармонику.

  • Почему Йон больше не упоминал о гармонике? (Находясь с матерью в горах, он не имел возможности заработать на гармонику)

Зато сразу же по возвращении он принялся мастерить новые лыжи, еще лучше тех, что у него были прошлой зимой.

  • Как вы думаете, зачем Йон стал мастерить лыжи? (Предположения детей)

  • Ваши предположения о том, что подумал Ларс по этому поводу? (Дети высказывают свои предположения)

«Кажется, он намерен и в другой раз меня обогнать, - с горечью думал Ларс.

  • Как вы думаете, почему у Ларса было горько на душе? (К затаённой старой обиде, которая не давала ему покоя, съедая изнутри, прибавилась новая: «Йон снова хочет унизить его, выиграв гонку.»)

  • Отчего Ларс решил, что Йон желает снова его обогнать? (Он сам так решил.)

  • В конечном итоге, на что снова обиделся Ларс? (На свои собственные домыслы.)

Так нередко и в жизни бывает, один человек что-то домысливает за другого и, приписав другому человеку свои мысли, на него же ещё и злится. Так случилось и с Ларсом:

«Ну, ничего, - думал он, - вот будут у меня новые лыжи, тогда поглядим, кто кого».

Рождество в Норвегии - праздник особенный. На целых две недели прекращается всякая работа. В эту пору всеобщей радости и дружелюбия чувство обиды, все еще снедавшее Ларса, было особенно неуместно и мучительно.

Приближался сочельник. Ларс не находил себе места и все думал, как бы помириться с братом.

  • Почему Ларс не находил себе места? (Ларс устал от чувства горечи, поселившегося вместе с обидой в его сердце, теперь уже он искал возможности примирения с братом, ему очень хотелось, чтобы чувство горечи сменилось на чувство радости.)

  • С чем Ларс связывал ожидаемую радость? (С примирением с братом)

Лыж он так и не заказал, и теперь окончательно понял, что ни за что этого не сделает. Ничего, еще зиму покатается на старых, самодельных. Заработанные летом деньги должны пойти на куда более важное дело.

  • Почему для Ларса покупка лыж стала «не важным делом»? (Потому что важным делом для него стало не выигрыш в гонке, а примирение с братом.)

С этой счастливой мыслью, нацепив те самые старые лыжи, он отправился в деревню. За пазухой у него лежал шерстяной носок, туго набитый монетами.



  • Как вы думаете, чем закончилась эта история?

После выслушанных предположений, учитель дочитывает рассказ.

Возвращаясь домой по твердому насту, Ларс нес под полушубком уже не деньги, а новенькую блестящую гармонику.

«Скажу Йону, что гармоника по праву принадлежит ему», - думал Ларс, чувствуя, что поступил правильно.

  • Почему Ларс решил, что гармоника по праву принадлежит Йону? (Если бы Ларс напомнил брату про незакрытые ворота, то отец не отправил бы Йона в горы, и он сумел бы сам заработать себе на гармонику.)

Ведь это я виноват: не напомнил ему про ворота. А все потому, что злился на него”. Наконец-то на душе у Ларса стало легко.

  • Когда у Ларса на душе стало легко? (Как только Ларс признал и свою вину в ссоре с братом, обида и горечь ушли из его сердца.)

«Скажу ему так: «Я знаю, что ты не нарочно свалил меня на лыжне». Скажу, что его лыжная палка здесь ни при чем».

Тут Ларс улыбнулся. «Да что там, скажу, что щепка подвела!»

  • Почему Ларс улыбнулся, думая сказать брату, что «щепка подвела»? (Эта фраза и стала причиной раздора. Но тогда она вызвала у Ларса гнев, теперь же, когда Ларс настрадался от собственной обиды и злости, она вызывает у него улыбку, потому что это - путь к примирению.)

Но когда Ларс наконец нашел Йона в мастерской, он ничего этого ему не сказал. Йон как раз наносил последний слой воска на новую пару лыж. Взглянув на вошедшего брата, он смущенно заулыбался и, кивнув на лыжи, произнес:

- Ну вот! Если ты и на них меня не обгонишь, придется тебе отрастить крылья!

Глядя на этот щедрый, сделанный от всего сердца подарок, Ларс не сразу нашелся, что ответить. Он вдруг почувствовал, как душу его наполняет поистине рождественская радость - будто разливается тихая, теплая река. Он молча достал из-за пазухи и протянул Йону губную гармонику:

- Это тебе, братишка!

  • Что явилось причиной рождественской радости, наполнившей душу Ларса?

  1. Закрепление изученного материала

А теперь давайте подведем итог урока.

  • Прежде, чем вернуться к нашим мыслям в начале урока (кластер), прочитайте в тетради притчу об обидах. Захотелось ли вам что-нибудь добавить или изменить в кластере? Подумайте и запишите.



К одному старцу пришел ученик и спросил, как ему быть с обидами, которые появляются из-за несправедливого к нему отношения со стороны других людей. Старец предложил ему такой совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик принял совет, и понемногу накопилось столько картофеля, что стало его тяготить, а потом эти овощи еще и начали гнить. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил его старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?»

На следующем уроке мы продолжим разговор.



Урок 2. Путь к прощению


Тема занятия

Путь к прощению (продолжение)

Цель, задачи

Цель: формирование у младшего подростка представления о том, что в общении с людьми на первое место нужно ставить уважительное отношение к человеку; формирование милосердия, сострадания, искренности, великодушия, сочувствия.


Задачи:

В сфере личностного развития учащихся:

-умение понимать роль прощения в жизни человека; придёт к выводу, что только искреннее прощение приносит человеку радость и счастье

В области формирования УУД:

• Познавательные:

- умение выделять существенную информацию из различных источников;

- нахождение ответов на вопросы в текстах и иллюстрациях;

- извлечение информации, представленной в разных формах;

- сопоставление разных точек зрения;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

• Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;

- понимать цель выполняемых действий;

- умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами;

- корректирование своей деятельности.

• Коммуникативные:

– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины исторических событий и поступков реальных людей;

- умение слушать и слышать других, готовность принять иную точку зрения, готовность коррекции собственной точки зрения.


  1. Организационный момент, самоопределение к деятельности


На прошлом уроке мы искали ответ на вопросы «Что такое обида?», и «Что обида приносит человеку?».

  • Какие выводы мы сделали?

Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы «Что такое истинное прощение?», «Что истинное прощение приносит человеку» и «Как простить обиду?»

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «прощение»? Запишите это в кластер.

В тетради:


  1. Актуализация опорных знаний


На прошлом уроке мы узнали историю про двух братьев, которые вдруг поссорились.

  • С чего началась ссора братьев? (После гонки, в которой выиграл не Ларс, уверенный в победе, а его брат Йон, которого Ларс и соперником не считал, Ларс обвинил брата в том, что тот нарочно подставил ему лыжную палку перед финишем. В ответ Йон презрительно бросил, неудачно пошутив, что Ларса подвела щепка его кое-как ошкуренных лыж. Ребята, присутствующие при этом, подняли Ларса на смех. Обидевшись, Ларс в бешенстве убежал, не дожидаясь брата).


  1. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи


Работа в группах:

  • Ребята, давайте мы немножко пофантазируем и представим себя в роли… лыж Ларса и Йона. Как вы думаете, о чём они могли разговаривать по возвращении домой после той гонки?

После ответов детей, учитель может высказать свои предположения, например: «Лыжи Ларса говорили о том, что если бы они были сделаны из более прочной породы дерева, да Ларс ошкурил бы их и отшлифовал, как Йон свои, то они-то, лыжи, не подвели бы своего хозяина: летели ли бы по снегу, как по воздуху и примчали бы Ларса к финишу первым.

А лыжи Йона говорили о том, что им очень жалко Ларса, но он сам виноват в том, что проиграл, и им, лыжам, очень обидно за несправедливые обвинения, брошенные в адрес их хозяина, ведь они-то, лыжи, знают, сколько трудов Йон вложил в свою победу. К тому же они, лыжи, не понимают, почему Ларс обиделся на брата, ведь тот сказал ему правду: Ларс проиграл потому, что лыжи обстругал кое-как».

  • Ребята, подумайте, почему Ларс обиделся на брата, который сказал ему, в общем-то, правду, ведь, действительно, проиграл он потому, что лыжи не обстругал, как следует? (Во-первых, это было даже не сказано, а презрительно «брошено», во-вторых, сказано при товарищах, и, в-третьих, Ларс в тот момент был «не в себе» от досады.)

  • Как нужно было в этой ситуации поступить Йону? (Во-первых, не отвечать ничего, пока брат не успокоится, во-вторых, говорить о небрежной работе, сделанной кое-как, нужно было наедине с братом, и, в-третьих, сам тон должен был быть доброжелательным.)

Преподобный Серафим Саровский так говорил: «С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления».

  • Посмотрите в таблице предыдущего урока, что явилось причиной ссоры? (Гнев, несдержанность, гордыня)

  • Что чувствовал Ларс, не желая простить брата? (Обиду и боль)

  • Что Ларсу принесло, наконец, облегчение? (Решение забыть обиду, сказать Йону, что тот не нарочно задел его на лыжне, признаться про незакрытые ворота, а на скопленные деньги осуществить мечту брата: купить ему губную гармонику.)

Работа в группах:

  • Какие черты характера помогли Ларсу простить обиду? Сострадание: из-за него Йон провёл целое лето в горах с малыми детьми, да ещё и не смог заработать на гармонику, о которой мечтал, любовь, великодушие, милосердие.


  1. Работа над новой темой, открытие нового знания


  • Как вы понимаете выражение: простить человека?

Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла. Простить человека – значит восстановить с ним хорошие отношения.

Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Боли может и не стать меньше, прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на человека, причинившего мне эту боль, зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть».

Работа в группах:

  • Какими чертами характера нужно обладать для умения прощать?

(Любовь, милосердие, искренность, доброжелательность, смелость, решительность, терпение, великодушие, сострадание)

  • Какими чертами характера нужно обладать, чтобы уметь признавать свои ошибки? (Доброжелательность, искренность, мудрость, откровенность, решительность, справедливость, честность)

  • Запишите необходимые черты характера в таблицу (если какая-то черта характера нужна и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки, запишите её в среднем столбце).









Таблица в тетради


для умения прощать:

________________

________________

________________

________________

Какими чертами характера нужно обладать


уметь признавать свои ошибки:

________________

________________

________________

________________


Слушая выступления представителей групп, ребята дополняют свои записи в таблице.

Каждый человек волен выбирать: простить или не простить обиду. Часто человек говорит себе «Ну ладно, прощу его (её), если он (она) извинится».

  • В какую ловушку попадает человек, который так думает? (Предположения детей)

Такой человек ставит себя в условия зависимости от своего обидчика, ведь если тот не извинится, то такой человек не сможем простить его.

  • Что можно посоветовать этому человеку? (Решить, что для него важнее: не простив, считать себя правым, или, простив и освободившись от горького чувства обиды, быть счастливым.)

  • Давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдет с нашим миром? (Ответы детей)

Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Казалось бы, зачем любить и прощать тех, кто тебя обижает и гонит?

Прощать трудно, но необходимо. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Ведь завтра мы можем оказаться на его месте и так же просить прощения. Принимая решение «простить или не простить» нужно помнить заповедь Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»1


5. Первичное закрепление


  • Как вы думаете, почему иногда человек держит обиду в себе, мучаясь, но не прощая? (Предположения детей)

  • Подумайте, почему человеку гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? В чём смысловая разница этих слов? (Ответы детей)

«Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться. Ты меня прОсто прОсти!

Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», т.е. простить – это как бы исправить кривизну в отношениях, выпрямить их, сделав простыми и искренними, без скрываемых недоброжелательных чувств, которые несут с собой затаённые непрощённые обиды.

  • В Православной Церкви есть особенный день, когда люди друг у друга испрашивают прощения. Как называется этот день и чему он предшествует? (Прощеное воскресение - последний день перед Великим постом)

Воскресенье накануне Великого поста – Прощеное. Чтобы вступить в Великий пост с доброй душой и чистым сердцем, в этот день в Церкви совершается чин прощения: все православные христиане во главе с самим патриархом просят друг у друга прощения. Просить друг у друга прощение - это древнейшая церковная традиция. Неизменно в Прощеное воскресение на Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где Христос говорит о прощении обид ближним: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»2.

Эту традицию просить прощения перед началом Великого поста продолжили в первые века христианства первые монашествующие, которые уходили на это время в безлюдную пустыню поодиночке и не знали, увидятся ли они вновь. Прощались они, как перед смертью, не желая, чтобы в сердце оставались какие-либо обиды.


  • Апостол Пётр как-то спросил у Господа: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Как вы думаете, что ответил ему Христос?


  • (Предположения детей)

Иисус ответил Петру: не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти раз.

  • Как вы понимаете слова Господа? (ПрОсто прОстить, не считая обид).

  • К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как же быть? Как человеку убедить себя простить обиду?

  • Давайте, при помощи приёма фишбоун пропишем причины обид, и что они приносят человеку.


  1. Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний


В вашей тетради нарисована схема в виде рыбьего скелета - фишбоун. В голове скелета прописана проблема, которая рассматривается. В нашем случае – это обида. Так и напишем обида. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отметим причины обид, на нижних напишем, что обиды

приносят человеку. Наши выводы запишем в «рыбьем хвосте».


Причины обид

Что обида приносит человеку


  • Так почему же нельзя держать обиду в себе, а нужно просто простить??

(Обида - это горечь, это страдание, это душевная боль, которая «съедает» человека изнутри. Нельзя обиду держать в себе, надо просто простить человека и всё!) Просить прощение первому непросто, но после примирения такой человек чувствует себя гораздо лучше, чем тот с кем он примиряется, ведь он не только помирился, но и победил свою обиду и гордыню.


Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и, страдая на кресте, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».


    • Прочитайте в тетради стихотворение Бориса Пастернака «Учись прощать», которое поможет вам выполнить домашнее задание.


Учись прощать, молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающих

Пока горит Голгофская Звезда.


Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос!


Учись прощать, прощай не только словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.


Учись прощать, в прощении радость скрыта,

Великодушие лечит как бальзам,

Кровь на кресте за всех пролита,

Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.


Д.З.

Задание по группам.

Напишите синквейны к слову «Обида» и «Прощение».



  • Как вы думаете, почему синонимом, выражающим суть слова «прощение», я бы выбрала слово милость? (Предположения детей)

Милость – великодушие, доброта, милосердие. Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе, оно просто прощает, отпуская обиду.

  • Подведем итог урока. На какие вопросы мы искали ответ? Хотелось бы вам что-нибудь добавить или изменить в кластере? Подумайте и запишите.



  1. Рефлексия


Пример синквейна для учителя.

  1. Обида

  2. Горькая, затаённая (или жестокая)

  3. Страдает, огорчается, враждует

  4. Ранит человека в самое сердце (или Разрушает отношения между людьми)

5. Боль


1. Прощение

2. Чистосердечное, искреннее

3. Сострадать, мириться, успокаиваться

4. На сердце становится легко и радостно

5. Милость


































Занятие 31. Путь к прощению


Что такое «обида»? Что обида приносит человеку? Запишите в кластере всё, что возникло в вашей голове, когда вы услышали это слово?





















Нэн Гилберт.

Нет места обидам



Черты характера

Ларса .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

Какие черты

характеров

явились

причиной

ссоры

(подчеркни).

Что хотел бы

добавить

____________

_____________


Йона .

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________

______________




_______________





_____________


Прочитай притчу.


К одному старцу пришел ученик и спросил, как ему быть с обидами, которые появляются из-за несправедливого к нему отношения со стороны других людей. Старец предложил ему такой совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик принял совет, и понемногу накопилось столько картофеля, что стало его тяготить, а потом эти овощи еще и начали гнить. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил его старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?»

  • Захотелось ли вам что-нибудь добавить или изменить в кластере?



Занятие 32. Путь к прощению (продолжение)


Задание 1. «Что такое прощение?», «Что искреннее прощение приносит человеку». Запишите в кластер всё, что вам пришло в голову.








Задание 2. Запиши необходимые черты характера в таблицу (если какая-то черта характера нужна и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки, запишите её в среднем столбце).



для умения прощать:

________________

________________

________________

________________

Какими чертами характера нужно обладать


уметь признавать свои ошибки:

________________

________________

________________

________________



Задание 3. При помощи приёма фишбоун пропиши причины обид, и что они приносят человеку.




Причины обид





Что обида приносит человеку

















Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет

держать обиду в себе - оно прощает, отпуская обиду.


Мои выводы, мысли в конце урока________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


    • Прочитайте стихотворение Бориса Пастернака «Учись прощать», которое поможет вам выполнить домашнее задание.


Учись прощать, молись за обижающих,

Зло побеждай лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающих

Пока горит Голгофская Звезда.


Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос!


Учись прощать, прощай не только словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.


Учись прощать, в прощении радость скрыта,

Великодушие лечит как бальзам,

Кровь на кресте за всех пролита,

Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.


Д.З. Напиши синквейны к слову «Обида» и «Прощение».


  1. Обида

  2. _________________, __________________

  3. _________________,__________________,_____________________

  4. _________________________________________________________

5. _________________


1. Прощение

  1. _________________, __________________

  2. _________________,__________________,_____________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________



















1Матф.7:12

2 Мф. 6:14-15

29



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Путь к прощению"

Автор: Осадчая Ольга Олеговна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596397

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Классный час " Что значить простить человека?" "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-chto-znachit-prostit-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "216808"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433157405"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Урок по ОПК "Масленица" "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-po-opk-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "183223"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425785263"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "урок по самопознанию Тема: Учимся прощать."
    ["seo_title"] => string(41) "urokposamopoznaniiutiemauchimsiaproshchat"
    ["file_id"] => string(6) "309971"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458901760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект урока математики «Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные  слагаемые. Закрепление.» "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-matiematiki-dielieniie-dvuznachnogho-chisla-na-odnoznachnoie-s-pomoshch-iu-razlozhieniia-na-udobnyie-slaghaiemyie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "128981"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415619304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по кубановедению.Тема: « Ты, Кубань, ты наша Родина !» "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-kubanoviedieniiu-tiema-ty-kuban-ty-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "195244"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427886904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства