Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
УМК | Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П. |
Тема урока | Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 14 урок) |
Форма проведения | Урок-проект |
Тип урока | Урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач. |
Современные образовательные технологии : | Технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | Методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-поисковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля. |
Формы организации познавательной деятельности: | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Оборудование | Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Компьютер, мультимедиа проектор, мультимедийная слайдовая презентация. Толковый словарь, орфографический словарь. Чистые листы А4 по количеству учеников. |
Дидактическая цель | Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности ( группы родственных слов). Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах и отработка умения применять полученные знания на практике. Развивающая цель: формирование способности к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствование исследовательских навыков. Воспитательная цель: воспитание коммуникативных и личностных УУД: умение вести диалог, слушать напарника, представить свои результаты работы, осознание значимости своей работы, уважение к семье, к русскому языку, воспитание доброты. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, окружающий мир |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.; Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова, доказывать их значимость в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Проводить разбор слов по составу Уметь работать над проектом. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. | 1.Регулятивные учиться оценивать свои достижения в работе над проектом; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; ориентироваться в учебнике ; 2.Познавательные пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения); овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами. выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых. 3.Коммуникативные | - нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку учить уважительно относиться к результату труда одноклассников. -личностное самоопределение ( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) -смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.: Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Формирование мотивов достижения и социального признания Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Эмонациональный настрой | Прочитайте, пожалуйста, дружно девиз нашего урока: Слайд 2 Прозвенел с перемены звонок. Нас ждёт интересный и полезный урок! Будем мы писать красиво, Будем думать, рассуждать, Проблемы все решать И друг друга выручать!
-Ребята, вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке. -Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. - Вспомните притчу , в которой ученик хотел проверить своего учителя, зажав бабочку в ладонях? Что учитель ответил на вопрос ученика «Какая бабочка в моих руках: мёртвая или живая?» «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». - Ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность. -Проверьте готовность к уроку. Сегодня вам нужны: (учебник, тетрадь, ручка, чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.)
| Читают хором. Отвечают. Поднимают руки. Отвечают. - «Всё в твоих руках» | Личностные: самоопределение |
2.Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность) 2.1.Самоопределение к деятельности. | Разгадайте ребус. Слайд 3 - Это слово каждый знает! Ни на что не променяет. К цифре 7 добавлю «я» Что получится,? (семья) -Что такое семья? Видео (инсценированное стихотворение) Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. – Как слово получилось, Не ясно нам совсем. Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»! – А если есть собака? Выходит восемь «Я»? – Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья. (Мелвин Шварц) -Расскажите, как вы относитесь к своей семье? Спасибо. Конечно же, каждый из нас должен с уважением, заботой, пониманием, с любовью относиться к своей семье. Быть надёжным, ответственным, честным. - Где еще в природе встречается семья? ( Слайды 4 -6) - А почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка? Попробуйте предположить, какая сегодня тема урока. ( Слайд 7) - Откройте учебник на странице 101,прочитайте тему урока. - Определите ,что вы будете сегодня делать? - Предположите, какой будет урок? -Почему вам предложили именно такой проект? - Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект « Семья слов»? - Перед вами план работы на уроке. (Фиксация на доске) - карточка Прочитайте «цепочкой» Но хочу сказать, если вы не успеете справиться с планом работы, не огорчайтесь, доделаете дома и на следующем уроке представите. Наша главная цель урока – хорошо подготовиться к проекту. - Желаю вам хорошо поработать на уроке. | Дети отгадывают -Семья Дают определение семьи. Высказывают отношение к своей семье. Делятся опытом ( птичья семья, лисья семья, муравейник) Делают предположения. (Родственные слова – семья слов) Делают предположения. Открывают учебник на странице 101,читают: «Наши проекты. Семья слов.» -Будем работать над проектом Семья слов -Интересный, необычный, познавательный. - Мы закончили раздел «Состав слова» - Что такое однокоренные слова, знать части слова, уметь определять состав слова. 1. Подготовка к проекту. 2. Создание проекта. 3. Защита проекта. 4. Оценка проекта | Познавательные УУД Постановка и решение проблемы. Выдвижение гипотез Регулятивные УУД Учатся прогнозировать, принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности на уроке. Коммуникативные УУД Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно. |
2.2.Повторение и систематизация знаний | Начнем подготовку к проекту 1.-Проверим ваши знания по теме «Состав слова». - Скажите, какие слова называются однокоренными? Слайд 8 Отгадайте, какое слово лишнее? Запиши однокоренные слова, выдели в них корень. Печурка, печь, печка, печать. Шиповник, шипы, шипит. Поле, полочка, полевой, полюшко. Гусь, гусыня, гусиный, густой. Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
Проверка, коррекция, рефлексия. Слайд 9. - Проверьте по слайду группы однокоренных слов, которые вы должны были записать. - Что такое корень слова? - Что надо помнить, когда записываете однокоренные слова? Оцените свою работу в тетради. -Молодцы, я вижу, вы знаете, что такое родственные слова и готовы к следующему заданию | Учащиеся вспоминают понятие родственные слова: Однокоренные слова- это слова ,которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Выполняют самостоятельно задание, записывают группы однокоренных слов. Проверяют по слайду Повторяют правило : Корень-это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. - Корень слова всегда пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня. Корректируют ошибки. | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. Учатся осуществлять контроль, проверять , корректировать и оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
| Фронтальная работа - Сколько слов можно образовать от одного корня? 2.Изучите задание №1 на стр 101. - Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Кто согласен, с тем, что это родственные слова? - Докажите. - Ещё раз внимательно прочитайте слова и назовите те, которые вам не понятны по лексическому значению. - Что делать, если вы не знаете значение слова? -Обратим внимание на слова, лесовод, лесник, лесостепь ( Слайды 10 - 12 ) - Можно ли все слова на рисунке назвать семьей? - Почему? - Выполните задание №2 (с. 101) Проверка. Прочитайте свои предложения. - Какие предложения понравились вам? Какие надо исправить? ( частично-поисковый, проблемный диалог) Проверьте и оцените работу друг друга в тетрадях. | - Много. Для каждого слова свое количество. Дети анализируют задание Рассматривают рисунок , читают внимательно слова. Отвечают. Обосновывают. Называют непонятные слова. - Посмотреть в толковом словаре или в Интернете, или спросить у взрослого. -Да - Это родственные слова (однокоренные) -Дети самостоятельно составляют предложения с любым родственным словом. Желающие читают предложения. Оценивают. | Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Учатся находить информацию в толковом словаре. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. контроль, коррекция ,оценка. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время работы по наблюдению за однокоренными отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. |
Физминутка | -Представим, что мы в лесу. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. | Учащиеся выполняют упражнения | |
| 3.Послушайте внимательно следующее задание. (На слайде 13 и на столах – схемы) - Выберите слова с картинки (с. 101), которые подходят к данным схемам. Запишите их. - Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Давайте, вспомним алгоритм разбора слова по составу. Поворачивается к доске, удивляется… - Вы, представляете, я, готовясь к уроку, смоделировала алгоритм разбора слова на доске? Но модель почему-то рассыпалась???. Давайте, расставим карточки по местам. Выстраивание алгоритма разбора слова на доске - (моделирование) Один ученик – у доски, остальные на местах. Проверка. - Молодцы! Спасибо! Вы настоящие друзья! Теперь я уверена, что вы успешно выполните задание. Выполнение задания « Подберите слова» Слайд 13 Работа в парах Проверка по слайду 13. Рефлексия. Корректировка. Оценка. | - Надо знать обозначения корня, приставки, суффикса ,основы и окончания. Уметь разбирать слово по составу Сопоставляют свои решения. Самостоятельная работа в парах. Проверяют по слайду 13, корректируют, комментируют. Оценивают. | Познавательные УУД Общеучебные: Моделирование. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Логические УД: анализ, построение логической цепи рассуждения, сравнение, доказательство. Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре. контроль, коррекция ,оценка. Коммуникативные УУД Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи. Учатся формулировать собственное высказывание. |
2.3 Подведение итогов на этапе обобщения знаний в разделе «Состав слова» | Обращается к плану. - Мы закончили 1 этап работы на уроке. Как бы вы оценили результаты своего труда на этом этапе? Корректирует оценки учеников. | Оценивают (выводят средний балл предыдущих оценок) | Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу. Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности . |
Физминутка ДОБРОТА | Обращает внимание детей к плану урока. Прежде, чем перейти нам к следующему этапу урока, посмотрите , как можно создать семью слов с помощью компьютера. Слайд 14. | Выполняют гимнастику для глаз в занимательной форме. | Личностные УУД Учатся быть доброжелательными |
3.Создание продукта проектной деятельности | - Как думаете, вы, готовы сделать собственный проект? Что вам надо для успешной работы? (Цель, задачи, форма работы, план) Слайд 15. Цель: Составить семью слов в виде дерева. Задачи: Проявить знания, фантазию, занимательность, старательность. Форма работы: индивидуальная или в паре Как хотите работать: самостоятельно, в паре? План работы над проектом. 1. Нарисовать дерево; 2. Записать однокоренные слова; 3. Интересно представить свою работу. - Нарисуйте свое дерево с однокоренными словами. - Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? | Определяют цель, задачи, план работы над проектом. Соотносят со слайдом, корректируют свои ответы. Дети выбирают форму работы. Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности -Вспоминать изученные орфограммы, пользоваться орфографическим словарем. | Познавательные УУД Решение проблемы творческого характера Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу. Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. |
4.Защита проекта (предполагается на следующем уроке) | - Кто готов защитить свой проект? Рефлексия. - Дайте оценку своему проекту и проектам одноклассников. | Желающие защищают свои проекты. Дети дают оценку своему проекту и проектам одноклассников. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Умение вести монолог и диалог Личностные УУД Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников. Познавательные УУД Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
5.Итог урока. Рефлексия Домашнее задание (предполагается) | - Подведём итог урока: Обращается к плану урока - Кто из вас готов перейти к следующему пункту плана? Просигнальте. - Сделайте вывод по достижению цели урока. - Дома доделаете проект и подготовите защиту. - Продолжите предложения Слайд 16 Сегодня на уроке: Мне больше всего понравилось… Для меня было трудным … Мне запомнилось … Теперь я могу… | Поднимают руки. - Цель достигнута. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке. Коммуникативные УУД Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. |