Просмотр содержимого документа
«Урок "Природа и рукотворный мир"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района города Казани
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
Природа и рукотворный мир
УМК «Школа России»
(автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир)
подготовила
учитель начальных классов
Гайнуллина Альбина Шавкатовна
Казань 2016
Природа и рукотворный мир
(конспект урока по окружающему миру во 2 классе)
Гайнуллина Альбина Шавкатовна,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
татарско-русская школа №80 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Вахитовского района города Казани
Цель: уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.
Задачи
Образовательные: систематизировать представление учащихся об окружающем мире; развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки в ходе коллективной и групповой работы с одноклассниками; развивать наблюдательность, умение критически оценивать свою работу и себя – способность к рефлексии;
Воспитательные: формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми; воспитывать учебную активность, аккуратность, усидчивость, прилежание, любознательность и пытливость в процессе учения.
Планируемые результаты:
Предметные:Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные УУД:Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные УУД:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Ход урока:
1)Организация класса
Учитель: Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В.Кривошеева «Доброе утро».
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера!
Игра-приветствие “Здравствуйте!”
Учитель: Настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Предлагаю провести игру- приветствие: повернитесь лицом к своему соседу и приготовьте ладошки. Касаясь поочерёдно одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого, проговариваем приветствие.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– желаю (соприкасаются большими пальцами); – успеха (указательными); – большого (средними); – во всём (безымянными); – и везде (мизинцами); – Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
Действия повторяются учащимися второй раз, но после “встречи” мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке”
2) Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
На экране картины деревни и города
Учащиеся: На доске две картины
Учитель: Что изображено на них?
Учащиеся: На одной изображен город, на другой деревня.
Учитель: Как вы думаете, почему я взяла именно эти картины?
Учащиеся: На прошлом уроке мы проходили эти темы
Учитель: Мы проверим, как вы хорошо ориентируетесь в этой теме, на столе у вас 2 листочка – это тесты. Почему их 2 и они разных цветов?
Учащиеся: Потому что на них 2 вида заданий: одно сложное, другое простое
Учитель: Выберите себе подходящее задание и в течении двух минут выполните
Дети выполняют тест, выбрав подходящий для себя уровень сложности Приложение 1.
3) Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Учитель: Молодцы, теперь соберем эти работы и обратим внимание на доску.
На доске предметы: Конь, лист, река, телевизор, стол, стул, морковь, и т.д.
Учитель: Эти предметы нам нужно разделить на группы
(Если дети говорят, что предметы, которые видят в деревне и в городе, обратить внимание, что теперь и телевизор и стол тоже есть в деревнях)
Учащиеся: К певой группе относится природа, а ко второй то, что сделал человек своими руками.
Учитель: То, что сделал человек, по-другому называют – рукотворный мир
Учитель: Кто назовет тему нашего урока?
Учащиеся: Тема нашего урока «Природа и рукотворный мир»
Учитель: В нашем учебнике на с.14 над красной линией прочитайте задачи нашего урока. Скажите своими словами чему вы научитесь к концу урока
Дети читают про себя и делают выводы.
Учащиеся:
Узнаем, что такое природа
Научимся различать объекты природы и рукотворного мира
Подумаем, каким должно быть наше отношение к окружающему миру
4) Открытие нового знания
Учитель: Назовите в классе предметы, которые нас окружают
Учащиеся: Парта, доска, цветок, люди.
Учитель: Что из этого относится к рукотворному миру?
Учащиеся: Парта, доска
Учитель: Как объяснить, что такое рукотворный мир?
Учащиеся: Рукотворный мир – это то, что нас окружает, создано руками человека
Учитель: Что в классе относится к природе?
Учащиеся: Воздух, цветы, люди
Учитель: Как вы понимаете слово природа?
Учащиеся: Природа - это то, что нас окружает, не созданное человеком
Учитель: Проверим свои предположения. Прочитаем в учебнике на с.15 о том, что такое природа и рукотворный мир.
Учащиеся читают учебник на с.15
5) Первичное закрепление.
Учитель: А вы сможете определить, что сделано руками человека, а что нет?Поиграем в игру «Четвертый лишний». Перед вами картинки, на которых изображено четыре предмета, нужно назвать лишний и объяснить почему.
Дети определяют, какой предмет в группе лишний и обосновывают свой ответ
Учитель: Молодцы, ребята. Теперь попробуем с вами выполнить работу в рабочей тетради.
Работа парами
Учитель: Открываем с.14 рабочей тетради «Окружающий мир». Читаем задание №1.
Учащиеся: Задание №1.Зеленым карандашом подчеркнуть объекты природы, а красным – объекты рукотворного мира.
Учитель: 1 вариант готовит зеленый карандаш, 2 вариант – красный. Отмечают свою группу , затем меняемся тетрадями.
Учащиеся выполняют работу, затем следует проверка.
6) Физминутка
Учитель: Хорошо поработали, можно и отдохнуть.
Учитель включает физминутку «Танец друзей». Учащиеся выполняют движения, которые видят на экране
7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Учитель: Пока мы танцевали, к нам на страничку прилетел попугай. Почитаем в задании №3 в рабочей тетради.
Учащиеся: Задание 3. Нужно заполнить таблицу
Что или кто?
Относится к природе
Создано человеком
Светит
Гремит
Блестит
Плавает
Летает
Учащиеся заполняют таблицу, затем сверяют ответы по таблице, которую видят на экране:
Что или кто?
Относится к природе
Создано человеком
Светит
Солнце
Лампочка
Гремит
Гром
Погремушка, посуда
Блестит
Озеро, лед
Зеркало, стекло
Плавает
Рыба
Корабль, лодка
Летает
Птица
Самолет, вертолет
8) Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Групповая работа
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. Теперь поработаем в группе. Перед вами 2 листа зеленый лист, и красный лист. А так же в конверте фотографии объектов природы и рукотворного мира. Вы должны наклеить их по группам, затем выдвигаете одного человека, который должен защитить ваши работу.
Учащиеся выполняют работу, затем выходит представитель группы и оглашает решение.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы активно работаете. Какие красивые рисунки наклеили. Согласитесь, окружающий нас мир красив. От кого зависит, будет он таким и дальше или нет?
Учащиеся: Красота природы зависит от нас.
Учитель: Расскажите, используя картинки, как вы будете беречь красоту нашего мира?
Учащиеся дают свои ответы.
9) Рефлексия деятельности ( итог урока).
Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие задачи мы хотели выполнить на нашем уроке.
Учащиеся: Хотели узнать, что такое природа
Учитель: Так, что такое природа?
Учащиеся: Природа – это то, что окружает нас и не сделано руками человека.
Учащиеся: Хотели научиться различать объекты природы и рукотворного мира
Учитель: Научились? Приведите примеры природы, рукотворного мира
Учащиеся приводят примеры
Учащиеся: хотели подумать, каким должно быть наше отношение к окружающему миру
Учитель: Каким должно быть отношение к нашему миру?
Учащиеся: Мы должны беречь нашу природу, все, что окружает нас.
Учитель: Приготовьте красный карандаш, зеленый и синий. Подумайте, как вы сами считаете вы все задачи урока выполнили. Оцените свою работу на уроке. Если да, то поднимите красный карандаш, если не все, то зеленый, а если ни одну задачу вы не выполнили и вам нужна дополнительная помощь учителя, то желтый.
Если учитель видит, что дети подняли желтые карандаши, спрашивает у них, какая помощь нужна будет.
Учитель: Молодцы! На этом наш урок подошел к концу