2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Фронтальная | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки: - Что такое город? - Что такое село? - Чем отличается город от села? - Чем занимаются городские жители, а чем сельские? - Найдите по три плюса и минуса в квартирах города и сельских домах. | Ответы детей. | Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать |
3.Постановка учебной задачи | Фронтальная | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации -Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст, трава, ворона, камень, солнце.) - Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сделано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.) - Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.) - Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.) - А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому было жарко.) - Посмотрите на небо. Что вы там видите? Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут. (Облака.) - Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.) - Какие облака вы видите осенью? (Серые.) Отгадайте загадку. Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.) - Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится прохладнее.) - Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.) - А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.) - Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.) - Что происходит в природе с наступлением ночи? | Ставят цель урока Отвечают, обсуждают, доказывают. Ответы детей. | Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4. Тренировочные упражнения Физминутка | Фронтальная | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации. Фронтальная работа Организует работу по учебнику (с.14 – 17) и презентации по теме. Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.) Что такое природа? (Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.) - На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов. - Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются. Живая природа | Неживая природа | Рукотворный мир | Растения, животные, бабочки, насекомые и т.д. | Воздух, песок вода, солнце, земля ,камни и т. д. | Города, храмы, памятники… | Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обладают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.) - Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Живым организмам необходимы кислород для дыхания, а также солнечное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.) - Прочитайте первый абзац на с. 16. - Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отношение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру. Ответьте на вопросы на с. 17. Работа по рабочей тетради с.14 №1,2,3. | Дети отвечают, обсуждают. | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации . Личностные: решение проблемы, выдвижение гипотез. |
5. Рефлексия деятельности (итог урока) | Взаимопро-верка. | Организация рефлексии Как связаны неживая и живая природа? - Что интересного узнали сегодня на уроке. - Оцените свою работу на уроке, с. 17 учебника Прочитайте вывод, сделанный Мудрой черепахой (с.17). Домашнее задание: уч. с. 14-17; р/т. с. 15 № 3.4. | Самооценка результатов деятельности. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: смыслообразование |