Данный материал содержит конспект заключительного урока чтения по "Азбуке". Урок включает элементы праздника, однако наполнен непосредственно рабочими моментами, демонстрирующими знания и умения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - праздник "Азбука, прощай!"»
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся; подведение итогов.
Задачи: формируем умение анализировать информацию, формулировать простые выводы; различать гласные и согласные звуки, характеризовать их; развиваем и совершенствуем фонематический слух.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Оборудование: слайдовая презентация, материалы из приложения для работы групп, цветные карандаши.
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учащихся.
Мы сегодня очень рады, Всем ребятам, папам, мамам. Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых - И серьезных, и веселых. Первый класс, первый класс, Пригласил на праздник вас.
Праздник начинается, гости улыбаются
А дети постараются сегодня показать,
Всё, ему учились, всё, к чему стремились,
Потому что многое надо рассказать.
Трудно было нам с тобой в начале, Мы полгода буквы изучали! Но теперь нам совершенно ясно, Что старанья были не напрасны!
Буквы разные учили
И писали их в тетрадь
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
Ты в азбуку впервые вник,
Читая по слогам.
Потом прочтешь ты сотни книг
К сознательным годам.
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку.
Эта книга не простая,
По ней буквы изучаю. (Азбука) - А что такое азбука?
- Кто вспомнит, как образовалось слово «азбука»? Кто это слово придумал?
(Слово «азбука» образовано от названий двух букв старославянской азбуки: АЗ и Буки.Славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. Они же и придумали это слово).
- Ребята, посмотрите внимательно и догадайтесь, какая пословица рассыпалась?
К, ступенька, азбука, мудрости.
- Вы можете сказать, о чем эта пословица? Что она означает?
Азбука - к мудрости ступенька.
Следующая загадка.
Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ. (Буквы)
А как вы догадались, что это буквы? Что объединяет слова азбука и буквы?
- Послушайте следующую загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё - АЛФАВИТ.
- Так что такое алфавит? Из какого языка пришло в русский язык слово «АЛФАВИТ»?
-Расскажите алфавит.
Включение в систему знаний и повторение.
1. Блиц – опрос.
- Сколько букв в алфавите?
- Какие группы букв можно выделить?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Для чего нужны буквы?
- Какие гласные бывают? (Ударные и безударные). Когда гласный называем ударным?
- Какие группы согласных звуков можно выделить? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные, шипящие, всегда твёрдые, всегда мягкие).
2. Работа в группах. Игра с Буквоежкой.
Это такой сказочный человечек, который съедает все буквы, кроме первых. Ваша задача сложить из них слова и написать на листок. Поработайте в группах.
Котенок. Нитка. Игла. Гусь. Астра.
Банан. Утка. Кукла. Волк. Акула.
- Какие слова получились? ( КНИГА, БУКВА).
- Что у этих слов общее? (два слога)
- Составьте схемы этих слов.
Выступление учащихся.
1. Ель, топор, лопата, руки- В каждом слове слышим … (звуки) Звуки эти разные - … (гласные, согласные) 2. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тёмном лесу звать и аукать И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. 3. А согласные согласны- Шелестеть, шептать, скрипеть Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. 4. Дружат гласная с согласной, Составляют вместе …(слог) МА- и –ША, а вместе Маша К нам явилась на урок. 5. Если слоги встанут рядом Получаются … (слова) ТЫ- и –КВА, а вместе тыква, СО- и –ВА, всего сова. 6. Соединили мы два слова И … (предложение) готово: Дождь идёт. Гремит гроза. Прилетела стрекоза.
7. Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, считать
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
3. Работа в группах. Задание на развитие фонематического слуха.
- Прослушайте внимательно стихотворение и по команде поднимите цветовой круг с буквой, звук которой наиболее часто встречается в стихотворении.
1. Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке, Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе, Как оса ужалить может. Ну, а в мае на березе Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром, Долгою дорогой в дом. День за днем назло недугам, Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз На своей трубе привез Губы вытяни в трубу И получишь букву /У/
5. Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан. И бодает буква букву Будто баловник баран. /Б/
6. Эта буква знаменита - Стоит в начале алфавита. /А/
Физкультминутка.
Я назову слово, если начинается с звонкого – поднимаем руки вверх, с глухого – руки на пояс:
Завод, кино, мороз, зима, хлеб, дорога, пенал.
Если назову слово, которое начинается с мягкого – присядем, с твердого – стоим:
Няня, солнце, небо, мама, гроза, лето, школа.
Задание составьте «рассыпанные» слова. та, ро, чу, ща, све, кри, щу, ча. кру, чу, пи, щу, ча, ка, ща, ту. уго, чу, ча, ку, ча, мол, щу, ща. (Дети составляют слова, затем каждая группа хором читает, что у них получилось). Что общего во всех словах?
Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
- Постарайтесь найти ошибку и обязательно ее исправить.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Писем мы не написали: тучку целый день искали.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
От того в тетрадке
Появился гол.
6. Задание «Узнайте сказку»
Красная кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)