Просмотр содержимого документа
«Урок познание мира "Разнообразие животны»
Г.Астана школа-гимназия № 75
Урок познание мира во 2»Л» классе, учитель: Садупова Галия Рашитовна
Тема урока «Разнообразие животных»
Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Задачи урока:
Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.
Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Звучит музыка “В мире животных”
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя. – Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
Что вы знаете о насекомых?
Насекомые бывают совсем маленькие и большие, одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие - один день. Насекомые существовали ещё тогда, когда не было ни птиц, ни тем более зверей. Если хотите представить, какой была древняя стрекоза, возьмите линейку и отмерьте 75 см. Таким у этой стрекозы был размах крыльев. Если вас попросят назвать самого прожорливого хищника планеты, смело говорите, что это стрекоза, так как в день она съедает в несколько раз больше, чем весит сама.
О рыбах?
Рыбы живут в реках, ручьях, озёрах, морях и океанах. У многих рыб ярка расцветка и необычная форма. Причудливые полосы и пятна на чешуе помогают пёстрым рыбам прятаться среди камней и водорослей. Кроме того, у некоторых из них цвет чешуи выражает настроение. Плавники и сильный хвост помогают им быстро плавать. Всё тело у рыбы покрыто особой слизью, чтобы легче было скользить в воде. А от врагов рыбу защищает, словно броня, чешуя.
О птицах?
Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Есть птицы большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, как небольшие бабочки или стрекозы и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые, вовсе не могут летать.
О зверях? Как ещё называют зверей? Почему?
II. Вхождение в тему
(Тема и цель урока спрятаны в задании.). По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
IV. Решение проблемного вопроса (10 мин.)
. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”.
V. Закрепление
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах.У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж)
А у этой, у сестрички, хвост пушистей рукавички.
Напроказит озорница- и спешит скорее скрыться.
А чтоб не было беды, заметет хвостом следы.(лисица).
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)
Через море-океан Плывет чудо-великан, Прячет ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)
Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится, Кошки боится? (Мышь)
Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
VI. Первичное закрепление.
Учитель предлагает задания в устной форме. Учитель называет признаки животных, а учащиеся определяют, для какой группы они характерны.
Тело покрыто голой влажной кожей. (Земноводные.)
Передние конечности – крылья. (Птицы.)
Имеют шесть ног. (Насекомые.)
Тело покрыто шерстью. (Млекопитающие.)
Имеют четыре крыла. (Насекомые.)
Выкармливают детёнышей молоком. (Млекопитающие.)
Тело покрыто чешуёй. (Рыбы.)
Тело покрыто роговыми чешуйками. (Пресмыкающиеся.)
Органы передвижения – плавники. (Рыбы.)
Тело покрыто перьями. (Птицы.)
Органы дыхания – жабры. (Рыбы.)
Задания в устной форме типа «Закончи предложение»:
Пескарь, окунь, плотва – это … (рыбы).
Жаба, тритон, лягушка – это … (земноводные).
Пчела, стрекоза, майский жук – это … (насекомые).
Стриж, снегирь, филин – это … (птицы).
Зебра, медведь, кролик – это … (млекопитающие).
VIIОбобщение.
У.- Итак, какие группы животных могут встречаться в Царстве животных?
Д.- Царство животных разнообразно. В него входят звери (или млекопитающие), птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, паукообразные, ракообразные, иглокожие, моллюски, черви.
У.- Каждая группа животных имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать животных.
Кожа сухая, покрытая роговыми чешуйками или панцирем.
5.
Органы движения.
4 ноги или совсем отсутствуют.
6.
Органы дыхания.
Лёгкие .
7.
Размножение.
Выводятся из яиц.
Д.- (Обращение к сводной таблице.)
Общая сводная таблица
Группы животных
Отличительные признаки группы
Насекомые
6 ног, насечки на брюшке.
Рыбы
Тело покрыто чешуёй. Передвигаются при помощи плавников.
Земноводные
Голая влажная кожа.
Пресмыкающиеся
Сухая кожа с роговыми чешуйками.
Птицы
Тело покрыто перьями.
Млекопитающие, или звери
Детёнышей кормят молоком.
VIII. Охрана животных
Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?
Стихотворение "Все на свете нужны"
Все-все, На свете, На свете нужны, И мошки Не меньше нужны, Чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд - Кто делает мёд И кто делает яд!
Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки очень Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все-все, На свете, На свете нужны. И это все дети Запомнить должны! (Б. Заходер)
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми
Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"
(Звучит песня "Раненая птица")
А чтобы наш мир стал добрее, все мы люди должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает.