Цель урока: знакомство с классификацией животного мира
Задачи:
1. познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам. Закрепить умения, способствующие развитию функциональной грамотности, выполняя внетабличное умножение, деление и решая задачи.
2. расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.
3. воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметные:знать разнообразие видов животных, уметь применять полученные знания на практике.
Личностные: умение анализировать и оценивать работу товарищей и свою.
Системно-деятельностные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; анализировать, классифицировать; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать из общего материала необходимую информацию.
Цель урока: знакомство с классификацией животного мира
Задачи:
познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам. Закрепить умения, способствующие развитию функциональной грамотности, выполняя внетабличное умножение, деление и решая задачи.
расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.
воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению
Оборудование: учебник « Познание мира» 3 класс (К.А.Аймагамбетова, Т.С.Идилова, Б.Л.Хаджиева), демонстрационный материал, разрезная таблица, клей, карточки с заданиями.
Ход урока
Орг.момент.
Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать. И друг другу помогать.
Создание коллаборативной среды – тренинг «Ладошки».
Давайте возьмёмся за руки все сразу, одновременно! Вот как здорово получилось! Почувствуйте ладошки друг друга. Какие они? (тёплые, мягкие, нежные, крепкие). Не отпускайте друг друга, держите за ладошки и послушайте стихотворение:
Подарите каждому - По кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся Души их до донышка. И тогда увидите Вы картины светлые, Облака небесные, Легкие, несмелые.
Улыбнитесь друг другу.
Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
2. Проверка домашнего задания
Проводится краткий фронтальный опрос по изученной теме: Какую роль играют растения в жизни людей? Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? Что делают люди для охраны растений? Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда? Проводится тест по усвоению темы «Размножение и развитие растений».
Часть дерева, которая находится в почве – это…
а) лист б) корень в) ствол
Сосна, дуб, ель – это…
а) трава б) кустарник в) дерево
Груша, слива, персик – это …
а) овощи б) ягоды в) фрукты
Капуста, горох, лук – это …
а) овощи б) ягоды в) фрукты
Деревья – это …
а) сирень, шиповник
б) берёза, тополь
в) смородина, клён
Плоды – это…
а) морковь, редис
б) картофель, абрикос
в) жёлудь, яблоко
Семена, каких растений распространяются ветром?
а) рябина, яблоня
б) клён, одуванчик, берёза
в) репейник, череда
У каких овощей человек использует в пищу листья?
а) капуста, укроп, петрушка
б) помидоры, огурцы, баклажаны
в) морковь, редис, картофель
Какие растения зимой зелёные?
а) осина, ольха
б) ель, сосна
в) лиственница, пихта
У какого растения сначала появляются цветы, а потом листья?
а) тополь б) верба в) берёза
3. Постановка темы урока:
Мы покидаем царство растений и переходим к изучению новой темы. Узнать тему нашего урока вы сможете, решив примеры:
Устный счёт О - сумму чисел 68 и 22 разделить на 9 (10) Ы – первый множитель 9, второй- 8. Найди произведение. (72)
Е – найди частное чисел 63 и 7 (9)
И - 65 : 7 (8) В - разность чисел 72 и 30 разделить на 7 (6)
Н – к произведению чисел 9 и 4 прибавить 44 (80)
Ж - сумму чисел 90 и 10 умножить на 7(700) Т - частное чисел 70 и 10 (7)
700
8
6
10
7
80
72
9
Ж
И
В
О
Т
Н
Ы
Е
Итак, сегодня познакомимся с разнообразием мира животных.
Кто скажет, как называется наука о животных? (зоология).
Это еще один из разделов биологии.
Когда вы слышите слово «животные», то кого представляете? Какие 2 группы животных по среде обитания вы знаете? На доску вывешивается схема:
ЖИВОТНЫЕ
ЖЖЖЖ
ДОМАШНИЕ
ДИКИЕ
Но с этой классификацией вы уже знакомы. Значит, мы с вами должны познакомиться с другой классификацией. Сформулируйте тему сегодняшнего урока (познакомиться с другой классификацией животных).
- А что бы вы хотели узнать? (ответы детей)
- А как вы думаете, что мы будем делать, чтобы узнать всё о классификации животных? (ответы детей)
( обобщение ответов учащихся)
цель урока:
Мы должны познакомиться с другой классификацией животных.
Учиться отличать группы животных.
Правильно называть группы животных.
Работа над новым материалом.
Знакомство с группами животных и их признаками.
Животные населяют нашу планету везде, мы их не всегда видим человеческим глазом. Работа с текстом учебника с.89-94
Чтобы увидеть некоторых животных, нужно вооружиться микроскопом. Животные, которых мы не можем увидеть невооружённым глазом, которые имеют очень маленький размер, называют …
Вы узнаете, решив примеры с проверкой: 420:3 (открывают карточку «одноклеточные»), они играют в нашей жизни важную роль. Так внутри нас живут бактерии, одноклеточные животные помогают нам печь хлеб, влияют на наше самочувствие.
Решите следующий пример 640:4 (открывают карточку «многоклеточные»)
ЖИВОТНЫЕ
ЖЖЖЖ
многоклеточные
одноклеточные
. Обратим своё внимание на многоклеточных животных, более привычных для нашего глаза.
Многоклеточные животные в свою очередь делятся на две группы. Выполним следующее задание:
4ц15кг=…кг 8м9см=…см
(открывают карточку «позвоночные»)
45см=…дм..см 64см=…дм…см
(открывают карточку «беспозвоночные»)
ЖИВОТНЫЕ
ЖЖЖЖ
одноклеточные
многоклеточные
беспозвоночные
позвоночные
. Вам часто приходилось видеть дождевого червя, улиток, раков или крабов, пауков, часто вы встречались в жизни с массой различных насекомых. Всё это беспозвоночные животные.
Я предлагаю вам познакомиться с царством животных и собрать таблицу (разрезная таблица ) Работа с учебником:
Решите уравнения, и вы узнаете, на какие группы делятся животные: 60*у=340+80 80:у=90:9
Дети получают целую часть таблицы
Черви
Моллюски
Иглокожие
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Дети читают текст в учебнике, рассматривают группы животных и собирают таблицу (при помощи клея).
Черви.
– Что общего вы заметили у этих животных? (мягкое тело, извиваются)
Живут в почве, в воде и внутри живых организмов.
– Моллюски вам хорошо известны. Посмотрите на них ещё раз. Это известные вам кальмары и различные улитки. Что общего у них? (носят панцирь, мягкое тело)
Мягкое тело, живут в раковинах.
Иглокожие. Как вы думаете, что это за животные?
(морские звёзды) Почему их так называют? (у них есть иглы на теле)
Живут в морях и океанах. Имеются иголки.
А ракообразные? (Это раки, крабы. Они носят панцирь). Всё верно. Вы очень наблюдательны. Молодцы.
Членистое тело и членистые ноги.
Продолжаем знакомиться с царством животных.
– Посмотрите на паукообразных. Вы догадались, что к этой группе относятся пауки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего у них? (4 пары ног)
8 ног
– Сравним их с насекомыми.
Где обитают насекомые? Какой образ жизни ведут? Что их отличает от других беспозвоночных?
6 ног
– Следующая большая группа животных – позвоночные. Они более часто встречаются нам на пути.
- Рассмотрим рыб.
Что же отличает всех рыб от других животных! (у них тело покрыто чешуёй)
Тело покрыто чешуёй, живут в воде, передвигаются при помощи плавников, дышат при помощи жабр.
Земноводные. Слово состоит из двух корней. Земля и вода. Эти животные водятся и в воде, и на земле. Кто же это? (Лягушки). Как же лягушек отличить от других позвоночных? (У них голая холодная мокрая кожа) И, правда. Кожа у лягушки влажная и тонкая. Её часто надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Жабы и лягушки очень необычные животные. Зимой они спят подо льдом и снегом, могут дышать кожей, даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта. Их выпученные глаза видят всё, что находится впереди, сзади одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплён к челюсти не задним концом, как у всех животных, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперёд. Чтобы легче глотать добычу, лягушка проталкивает её в горло с помощью глаз.
Кожа голая, нежная. Жизнь проводят на суше, в воде.
– Познакомимся с пресмыкающимися (рептилиями).
Кто относится к этой группе животных? Что общего у них? (тело покрыто чешуйками, живут у воды)
Тело покрыто чешуйками, живут у воды
– Нам хорошо известны птицы.
. Птицы обитают на всей территории земного шара.
Различные по размеру и окраске. Рассмотрим некоторых представителей Птиц. (просмотреть иллюстрации и фрагменты) Что же объединяет птиц между собой? (у них тело покрыто перьями, есть клюв)
Тело покрыто перьями, есть клюв
– И ещё одна группа животных – млекопитающие.
Рассмотрите иллюстрации. Что общего у этих животных? (кормят детёнышей молоком, тело покрыто шерстью) и приведите примеры млекопитающих. (приводят свои примеры)
Тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком.
Ученым известно около 1 млн. 500 тыс. видов животных
Более миллиона из них – насекомые
Рыб известно примерно 20 тыс. видов,
земноводных – 3400,
пресмыкающихся – 6000 ,
птиц – 8600,
зверей – 4000
Сообщения учащихся (подготовленные заранее) на тему: «Красная книга Казахстана»
Мы узнали, что на земле много различных животных и растений, мы должны охранять и изучать живое.
6. Закрепление.
Назовите ещё раз группы животных, окружающих нас. Какие признаки групп вы запомнили?
Творческая работа:
Какая группа животных особенно вам интересна? Почему? Представителей каких групп вы сами наблюдали в природе?
Я предлагаю вам описать животное по плану. Но, чтобы получить его, вам необходимо решить задачу:
Ученики из клуба «Юных натуралистов» отправились на экскурсию изучить насекомых, проживающих на пришкольном участке. Они насчитали 8 бабочек, муравьёв в 10 раз больше, чем бабочек. А жуков в 5 раз меньше, чем муравьёв. Сколько всего насекомых насчитали ученики?
- Молодцы!
Самостоятельная работа детей по плану:
Название животного.
К какой группе оно относится?
Как выглядит?
Где живёт?
Чем питается?
Польза от него или вред?
Заслушиваются несколько работ учащихся.
Коллективное составление синквейна «Животные»
Рефлексивно – оценочный этап:
1. Рефлексия Разговор о животных хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца». «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! - Какую цель ставили себе на уроке?
- Удалось ли нам её достичь?
- Достигли ли мы её? Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Но вам предстоит выполнить еще одно задание. Перед вами листочки, с предложениями, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали на уроке, чему научились. 1) После сегодняшнего урока я знаю …..
2) После сегодняшнего урока я умею ….. 3) Лучше всех на уроке работал (а) …
нужно постараться …
2. Домашнее задание
- Посмотрите, на нашей лужайке множество животных. Предлагаю взять понравившееся животное. Обратите внимание, на оборотной стороне есть домашнее задание.