Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Ассоциации к слову «воздух». 1-2 минуты учащиеся работают самостоятельно в тетрадях. Взаимообмен тетрадями. Составление общей карты ассоциаций на доске. Обсуждение. Подведение итогов. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты: 1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите и попробуйте его осторожно смять. - Легко ли он сжимается ? 2. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень. 3. Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щеки пальцами. - Что заметили?(Высказывания детей). Да и человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер — это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера — это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы все живое. - Послушайте стихотворение «Воздух». Что можно узнать о воздухе из стихотворения? (Читают заранее подготовленные ученики.) Воздух Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу - густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем — Ведь он нам необходим. В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах. Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье. |