Современные образовательные технологии.
Урок по ФГОС НОО.
Этап. Задачи этапа. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | Примечание |
1.Мотивация Цель: Создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность. Установить межличностный контакт. | -Вы продолжаете изучать наш интереснейший, сложнейший,родной русский язык. Сегодня вы откроете ещё один его орфографический секрет. Пусть девизом нашего урока станут слова: «Учитесь тайны открывать». Слайд 1 На всех этапах урока вы будете оценивать свою работу вмаршрутном листе. | Дети стоят возле парт. Ребята приветствуют учителя и присаживаются на свои места. Настраиваются на работу. | Регулятивные УУД: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Личностные УУД Освоение личностного смысла учения, желания учиться, развитие навыков сотрудничества с детьми в различных ситуациях; формирование установки на развитие мотивации к совместному труду. | Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок Работают в маршрутном листе |
2.Актуализация опорных знаний. Цель: Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. | Откройте тетрадь и запишите: Двадцать второе ноября Классная работа. Слайд 2 Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы. На слайде записаны пословицы: Слайд 3 Беседа – дорогу коротает, а песня – работу. Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать. В умной беседе быть – ума прикупить. Объясните, как вы понимаете их? Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите. Запишите однокоренные слова беседа, беседовать. Поставьте ударение и подчерните орфограммы. Назовите их. Запишите одну из пословиц. Подберите проверочное слово. Какой вывод вы сделали? - Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова. Запишите слова в словарик. Вика провела исследование слова и сейчас вас с ним познакомит. Слайд 4 БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный. БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. Сегодня день рождения великого знатока русского языка В.И.Даля, именно он является создателем Толкового словаря. Слайд 5 А как можно по ассоциации запомнить это слово? Попробуйте (учитель может задать наводящие вопросы по мере необходимости). Слайд 6 - Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать? | Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску. Дети читают пословицы и объясняют их смысл. Однокоренными словами являются беседа и беседовать так, как у них общий корень «бесед» и общее лексическое значение. А слово «беседе» в третьей пословице является формой слова к слову беседа так, как изменяется только окончания. Правописание безударной гласной в корне слова. Дети затрудняются. К слову беседа нельзя подобрать проверочное слово, поэтому безударную гласную нужно запомнить. Значит, слово беседа – словарное слово. Дети высказывают свое мнение. Вика рассказывает об этимологии слова беседа, примеры слова в литературе. Учащиеся парами работают с толковым словарем, находят нужную информацию, записывают в словарик. БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный. БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями. Ответы детей. | Познавательные УУД: 1) извлекать, сопоставлять, преобразовывать информацию из одного вида в другой 2) анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: владеть монологической речью. | Работают в маршрутном листе самооценки и проводят рефлексивную оценку своих действий Развитие каллиграфического навыка, закрепление знания из словаря, развитие мыслительных операций. Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения. Поиск и выделение необходимой информации. Работа с толковым словарем в паре. Формулирование своего мнения. |
3. Постановка проблемы. Цель: Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока. | Ребята, вы продолжаете раскрывать тайны русского языка. Отгадайте, пожалуйста, загадку. Есть один седой старик, превращаться он привык: в шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы. Слайд 7 Перед вами шесть таблиц признаков имени существительного. Перечислите их. (На доске шесть таблиц, они открываются по мере высказывания детей). Одна таблица осталась закрытой. Что это значит? А вот какой признак? | Ответы детей (имя существительное). Отвечают дети. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж. Значит, что есть еще один признак у имени существительного. Ребята в ожидании открытии новых знаний. | Познавательные УУД: извлекать, сопоставлять, преобразовывать информацию из одного вида в другой анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: владеть монологической речью. Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное | Знать признаки имени существительного как части речи. Подведение под понятие. Работают на маршрутном листе. |
4.Определение совместной цели деятельности. Цель: Обеспечить деятельность по определению целей урока. | Прочитайте предложение. На доске учитель записывает предложение В беседе с бабушкой я узнал о сестр… и дочер... Найдите в предложении однородные члены. Каким членом предложения они являются? Какой частью речи они выражены? Какие признаки вы можете определить у имен существительных? Определите их род, падеж. Докажите свое мнение. Проверьте друг друга У.с.82 Как вы думаете, какие будут окончания у этих существительных. Одинаковые или нет? Учитель дописывает окончания В беседе с бабушкой я узнал о сестре и дочери. Ребята, что вы заметили? -Какой возникает вопрос? Да, сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним признаком имени существительного. Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте тему урока. Слайд 8 Что такое склонение? Что значит просклонять имя существительное? У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня вы её раскроете. - Значит, какая цель нашего урока? Чему вы будете учиться на уроке? | Дети читают предложение. О сестре и дочери. Второстепенным членом предложения. Это имена существительные. Род, число, падеж. Женский род, предложный падеж (вопрос, предлог о) Работа в парах Высказывания детей. У слов о сестре и дочери разные окончания. -Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные? Дети открывают учебник и читают тему урока «Три склонения имени существительного» Изменить слова по падежам. Дети затрудняются ответить. Узнать, что такое склонение имен существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания. | Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний Работа в парах Работают на маршрутном листе. |
5.Изучение нового материала. Цель: Познакомить с делением существительных на три группы. | Работа над новым материалом. -Сейчас вы будете исследователями. -А кто такие исследователи? -Вы будете исследовать признак имени существительного. Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? Проверьте свои предположения. Прочитайте рубрику «Обратите внимание» с.89 Сколько групп склонений в русском языке? Что для них характерно? Объясняет задание, которое получили и выполнили ЗПР Давайте проверим, все ли слова существительные , запишите их себе в тетрадь в три столбика по склонениям, один ученик у доски. Определите род, число имен существительных, выделите окончания. | Высказывания детей. Люди, занимающиеся каким-либо научным исследователем. Учащиеся читают задание на карточках ЗПР получают свое задание и приступают к работе. Учащиеся начинают работать на карточках, выполняют задание, затем объединяются в пары, проводят взаимопроверку, после этого объединяются в группы и выписывают слова на лист, приклеивают на доску к таблице. Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп. Читают рубрику и проверяют свои предположения. Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. | Регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные УУД: извлекать информацию, отграничивать новое от старого Коммуникативные УУД: работа в сотрудничестве, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. | Познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний Работают на маршрутном листе. Приложение 3 ЗПР на доске вывешивают слова в три столбика по цвету |
6.Физминутка. Цель: Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы | Встали. Отдохнем играя. У: «Я буду называть слова – разные части речи. Если я назову сущ. м. рода – присядут мальчики, сущ.ж.рода – присядут девочки сущ.с. рода – хлопок, если другую часть речи – наклон. Приготовились: Дочь, перо, ключ, полночь, добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, дом, задумались, пять, мелочь, молчание, метро, стриж.» | Выполняют физическое упражнение, слушая учителя. | | Формирование установки на здоровый образ жизни |
7.Первичное применение знаний. Цель: Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного | - Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос. Почему у существительных о сестре и дочери разные окончания? Теперь можете объяснить почему? - Так от чего ещё кроме падежа зависят окончания имен существительных? Как узнать к какому типу склонения относится существительное? - Для чего уметь определять склонение? Пригодится ли в жизни умение определять склонение существительных? Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению? А какие имена существительные относятся ко 2-ому склонению? И какие имена существительные относятся к 3-ему склонению? | Высказывают свои мнения. У них разное склонение. От типа склонения. Поставить их в начальную форму. Чтобы правильно писать окончания существительных. Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а,-я Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего рода с окончаниями –о,-е Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце . | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать закономерности, делать выводы; конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать модели, строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли вслух, предъявлять свою работу, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формировать знания для определения окончания существительных Использование общих приемов решения задач; использование знаково-символических средств; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Работают на маршрутном листе. |
8.Контроль и самопроверка знаний. Цель: Выявить качество усвоения материала | Организует работу с тестом | Работают с тестом ЗПР находят только те задания, которые касаются первого склонения. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать закономерности, делать выводы; конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать модели, строить речевое высказывание. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли вслух, предъявлять свою работу, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Формировать умение правильно определять склонение имен существительных по окончаниям, Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение, умение слушать и слышать собеседника, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству Приложение 4 Работают на маршрутном листе. |
9.Подведение итогов. Рефлексия. Цель: Дать оценку работы класса | - Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали? Что такое склонение? О каких группах склонений имен существительных вы узнали? Слайд 9 Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: У меня получилось… Было интересно… Было трудно… Теперь я знаю… Выставление оценок | Отвечают на итоговые вопросы учителя. Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения. Заполняют лист самооценки. | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения. соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы , планирование дальнейшей работы. Личностные УУД: удовлетворение познавательной деятельностью, качеством выполненной работы Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли вслух, предъявлять свою работу, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Работают на маршрутном листе.
|
10.Информация о домашнем задании. Цель: Обеспечить понимание содержания домашнего задания | Поясняет домашнее задание. Подобрать по три имени существительных каждого склонения Слайд 10 Урок окончен. Спасибо за урок. Слайд 11 | Записывают домашнее задание в дневник. | | Работают на маршрутном листе. |