5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)
6. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (В правой руке)
7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах. (Оркестр)
8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)
9. Музыкант, руководитель оркестра. (Дирижёр).
Молодцы!
1.Активизация внимания и мотивация.
Оркестр гремит, оркестр могуч,
Но без тебя он глух и робок,
Как лист, озябший на ветру,
Так без тебя оркестр неловок.
Евгения Кириченко
Учитель: Как вы думаете, ребята, без кого оркестр «глух и робок»?
(без дирижёра)
Учитель: С чем сравнивает дирижера автор?
2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
Сейчас мы послушаем 2 муз.произведения
- Звучит фрагмент из увертюры к опере А. П. Бородина «Князь Игорь»
- Звучит фрагмент оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»
И вы должны будете ответить на вопрос: в чём вы видите сходство и различие этих двух фрагментов?
1.Различие:
Увертюра в музыке — инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — театрального спектакля, оперы, балета, кинофильма.
Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию.
Это музыка в начале оперы. Когда еще ничего не происходит на сцене, просто звучит музыка - увертюра
Увертюра может быть совсем короткой или длинной.
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства. Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
2.Сходство: и в увертюре и в опере музыку исполняет оркестр
Учитель: А кто руководит оркестром? Слайд 1
Учитель: Совершенно верно.
Учитель: Как вы думаете, какова же роль дирижёра в оркестре?
Дети. Управление оркестром.
Учитель: Верно, язык дирижёрской палочки известен всем музыкантам мира. Ребята, а где ещё вы встречались с палочкой по мановению, которой случались всевозможные чудеса?
Дети: В сказках: у фей, волшебников, звездочётов.
Учитель: Молодцы. А ведь один взмах дирижёрской палочки может вызвать гром барабанов и звуки труб; пение скрипок и трели флейты. Можно сказать, что она исполняет желания дирижёра и оркестра?
Дети: Да.
Учитель: Значит, ребята, как ещё мы можем назвать дирижёрскую палочку?
Дети: Волшебная.
Учитель: Правильно. Предложите тему нашего урока.
Дети: «Волшебная палочка дирижёра». Запишите в тетрадях тему урока.
3. «Открытие» обучающимися нового знания.
Учитель: А как вы думаете, легко ли быть дирижёром?
Дети: называют качества, какими должен обладать дирижёр.
слайд 2
Учитель: Молодцы! А я хочу дополнить ваши ответы словами нашего современника главного дирижёра московского государственного академического симфонического оркестра Павла Леонидовича Когана:
«Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».
В мире много выдающихся дирижёров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижёрского искусства.
Откройте страницу учебника 121 и посмотрите на портреты известных дирижёров и музыкантов. Что вы можете о них рассказать?
Дети: делятся впечатлениями.
Евгений Светланов - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986). Влади́мир Спивако́в — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки. Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).
Учитель: Я попрошу сделать к следующему уроку небольшое сообщение об одном из известных дирижёров.
Учитель: Ребята, подумайте, как зависит динамика музыки от жестов дирижера?
Дети: чем выше дирижёры поднимают руки, тем музыка звучит громче, ниже – тише.
Учитель: История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна. Что интересного подготовили вы
Валя: В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Артём: В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) , некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.
Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Слайд 3(показ дирижерской палочки)
Учитель: Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Физкультминутка А теперь, ребята, предлагаю вам каждому побывать в роли дирижера. Прошу встать.
Сейчас прозвучит фрагмент В. Моцарта «Секстет деревенских музыкантов».
\ (Секстет — музыкальный ансамбль из шести исполнителей)
Звучит Музыка №1 Дети дирижируют (пластическое интонирование ) Садитесь.
Учитель: А теперь попробуйте, ребята, узнать солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в произведениях.
(Учащиеся слушают и анализируют музыку.
Звучит Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент)
Музыка №2 Слайд 4 потрет Баха Учитель: Ребята, какие инструменты вы услышали?
Дети: скрипки
Учитель: Верно. Скрипка – самый важный инструмент оркестра. Самый совершенный инструмент из всех струнных.
Слайд 5 струнные инструменты
(Звучит Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарт, фрагмент)
Музыка №3 Слайд 4 портрет Моцарта
Учитель: Ребята, какие инструменты в данном фрагменте солировали?
Дети: главную мелодию исполняли скрипки. Но хорошо была слышна партия деревянных духовых. Слайд 5 деревянные духовые инструменты.
(Звучит Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент)
Музыка №4 Слайд 6 портрет Вагнера
Учитель: Какие музыкальные инструменты звучали ярче всех?
Дети: Медные духовые.
Слайд 7 медные духовые инструменты.
Учитель: Молодцы! Вы услышали в разных музыкальных произведениях солируют разные группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Так кому же в процессе исполнения посылает таинственные знаки дирижёр?
Дети: Разным группам инструментов.
4. Вокально-хоровая работа
Учитель:«Ребята, давайте выделим «ключевые слова» нашего урока .
Дети: дирижер, оркестр , группы музыкальных инструментов оркестра.
Учитель: как вы думаете, что объединяет эти понятия?
Дети: Музыка
Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.
Правильно ли я поняла, что Все музыканты внимательно должны следить за жестами дирижера, чтобы сыграть красивую мелодию?
У: Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
организуем выступление шумового оркестра.
- я хлопаю в ладоши
- Валя стучит деревянными карандашами
- Артём стучит ладонями по парте
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, знает?
Рефлексия: Учащиеся дополняют фразы.
- Сегодня я узнал…. профессия дирижёра – сложная и ответственная, Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.
- Мне было интересно… побывать в роли дирижера.
-Было трудно - дирижировать
- Я понял, что… узнать солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в произведениях.
- Я приобрёл знания о Дирижер направляет, управляет и руководит оркестром или хором, а помогает дирижерская палочка.
Подводит общий итог урока. Оценки за урок.
Домашнее задание.
Песню «Мамина улыбка» готовить к исполнению на оценку.
В тетради записать 2 фамилии известных дирижёров, которые сегодня не прозвучали и подготовить сообщение об одном из них.
Записывают задание в дневники.
Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра.