Конспект урока и презентация 2 классе, 3 четверть по программе Е.Д.Критской по теме «Волшебная палочка дирижёра», раздел «В музыкальном театре». На уроке учащиеся узнают о роли дирижёра в театре, его возможностях, средствах. Повторят понятия опера, балет, театр, симфонический оркестр. Изучат новые понятия дирижерские жесты, партитура, тембр. Урок проводится с учетом здоровьесбережения учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волшебная палочка дирижёра.2класс »
2 класс Музыка, III четверть, раздел «В музыкальном театре».
Тема: Волшебная палочка дирижера
Цель урока:
- формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре, его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.
Задачи:
-повысить компетентность обучающихся в вопросах музыкального искусства:
- через углубленное представление обучающихся о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
- пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
- развивать навыки импровизации и творчества.
Основные понятия, изучаемые на уроке: дирижер, дирижерские жесты, партитура, тембр,
оркестр, оркестровая яма.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
Используемая методическая литература:
Методика работы с учебниками «Музыка» :1-4 кл.: Пособие для учителя /Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010. – 207с.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: ТЕРРА, 1996. – 176 с.
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно. Туда где живут волшебники.
(Звучит фрагмент песни «Где водятся волшебники»)
У : Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке? Слайд 1
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
- Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.
У: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Мы отправляемся в музыкальный театр, театр оперы и балета. Слайд 2
-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Какие музыкальные спектакли
Д : Оперы и балеты.
У : Что такое опера? Что там делают все герои?
Д: Опера - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.
У : Ребята, вспомните, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Д : С персонажами оперы «Волк и семеро козлят». Слайд 4
У : Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке? Атак же слушали марш из балета «Щелкунчик» (можно напомнить фрагмент музыки) Слайд 5
-А что такое балет?
Д: Балет - это музыкальный спектакль, в нем действующие лица танцуют в сопровождении оркестра Слайд 6
2). Объяснение нового материала.
У : Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета. Слайд 7
В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
У: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство. Слайд 8
Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
У : А кто исполнил эту музыку?
Д : Исполняют музыкальные инструменты.
Учитель: Ребята, мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране). Слайд 9
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Прием «Шаг за шагом»)
Дети: На фотографии изображён оркестр.
Учитель: Что такое оркестр? Слайд 10
Дети: Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных типах инструментов. . Слайд11
Учитель: Посмотрите еще раз на экран. Слайд12
Учитель:А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?
Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.
Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?
Дети: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно Слайд13.
Учитель: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…
Дети: Палочку.
Учитель: Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит,
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет,
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
Дети: Дирижер. Слайд14.
Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, как бы вы его назвали?
Тема нашего урока: Волшебная палочка дирижёра Слайд15
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Учитель: При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, -Слайд16
на которой находится партитура,- Слайд17
в партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.
Посмотрите на жесты и мимику дирижера почему руки то высоко то низко– Слайды 18-19-20-21-22-23
Учитель: симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма. - Слайд 24
-А вы бы хотели посмотреть на работу дирижера.
(Видеофрагмент звучания симфонического оркестра).
Учитель: : А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов. Вспомните жесты.
( Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик») дети дирижируют стоя
Учитель: А сейчас мы послушает другой фрагмент из балета «Щелкунчик»
Звучит «Адажио» из балета «Щелкунчик»
Учитель: Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут?
Дети: Мягкие, плавные. Дети дирижируют стоя
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Молодцы. Жесты дирижера зависят от характера музыки, ее динамики. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.
Учитель: В любом спектакле всегда есть перерыв, чтобы артисты и музыканты немного отдохнули, а зрители могут пройти по красивым коридорам театра-фойе, Слайды 25
И мы сейчас сделаем небольшой антракт –физминутка «У жирафа», «У оленя»
Проводится физминутка
Учитель: А теперь представьте себе, что наш класс – это хор, а я- ваш дирижер. Я хочу, чтобы мы с вами исполнили песню. Но сначала вспомним правила пения: как надо сидеть
Логопедические и фонопедические упражнения:
-Упр.на дыхание. «Нюхаем порожки», «Ладошки»
-Зарядка язычка + «Как на горке»-2-3раза
-Узнаем песню по ритмическому рисунку.( если нет +губы)
-Какой праздник приближается? (23 февраля)
-Песня «Бравые солдаты» -как надо её исполнить? Гордо, отважно(Слайд 26- вспомнить слова)
Исполнение песни «Бравые солдаты» с движением марша
3. Заключение.
У.:-Наш урок подходит к концу, куда мы с вами ходили сегодня? -В музыкальный театр оперы и балета.
Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?
Дети: Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться.
Рефлексия для обучающихся:
Продолжи фразу
Я узнал, что…
Я не думал, что…
Я заинтересовался(лась)…
Я обязательно…
Мне понравилось…
Выставление оценок. Солнышко-оценка.- Поставьте себе оценку, а я поставлю вам.
Домашнее задание: рисунок по теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».