kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебная палочка дирижёра.2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация  2 классе, 3 четверть по программе Е.Д.Критской по теме «Волшебная палочка дирижёра», раздел «В музыкальном театре». На уроке учащиеся узнают о роли дирижёра в театре, его возможностях, средствах. Повторят понятия опера, балет, театр, симфонический оркестр. Изучат новые понятия дирижерские жесты, партитура, тембр. Урок проводится с учетом здоровьесбережения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Волшебная палочка дирижёра.2класс »

2 класс  Музыка, III четверть, раздел «В музыкальном театре».

Тема: Волшебная палочка дирижера



Цель урока: 

формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, об особой роли дирижера в театре,  его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития обучающихся в рамках урока.


Задачи:

 -повысить компетентность обучающихся в вопросах музыкального искусства:

- через углубленное представление обучающихся о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;

- пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.

- развивать навыки импровизации и творчества.


Основные понятия, изучаемые на уроке: дирижер, дирижерские жесты, партитура, тембр,

оркестр, оркестровая яма.


Тип урока:  Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.


Используемая методическая литература: 

Методика работы с учебниками «Музыка» :1-4 кл.: Пособие для учителя /Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2010. – 207с.

Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: ТЕРРА, 1996. – 176 с.

Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008. – 288с.- (Мастерская учителя).


Оборудование: 

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентация

Детские музыкальные шумовые инструменты: .

Ход урока:


1.Организационный момент. Активизация внимания. Музыкальное приветствие.


2. Основное содержание урока

1). Повторение темы прошлого урока.

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно. Туда где живут волшебники.

(Звучит фрагмент песни «Где водятся волшебники»)

У : Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке? Слайд 1

Дети: В музыкальном театре.

Учитель: Что такое музыкальный театр?

- Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных приключений и превращений, историй, мир добрых и злых волшебников, мир в котором живёт музыка.

У: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. Мы отправляемся в музыкальный театр, театр оперы и балета. Слайд 2

-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре? Какие музыкальные спектакли

Д : Оперы и балеты.

У : Что такое опера? Что там делают все герои?

Д: Опера - это музыкальный спектакль, в  нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.

У : Ребята, вспомните, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Д : С персонажами оперы «Волк и семеро козлят». Слайд 4

У : Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке? Атак же слушали марш из балета «Щелкунчик» (можно напомнить фрагмент музыки) Слайд 5

-А что такое балет?

Д: Балет - это музыкальный спектакль, в  нем действующие лица танцуют в сопровождении оркестра Слайд 6

2).  Объяснение нового материала.

У : Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

В каждом крупном городе России и мира есть театр оперы и балета. Слайд 7

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

У: А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство. Слайд 8


Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)

У : А кто исполнил эту музыку?

Д : Исполняют музыкальные инструменты.

Учитель: Ребята,  мы говорим с вами сегодня о музыке в музыкальном театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на экране). Слайд 9

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии? (Прием  «Шаг за шагом»)

Дети: На фотографии изображён оркестр.

Учитель: Что такое оркестр? Слайд 10

Дети:  Оркестр – это коллектив музыкантов,  играющих   на различных типах инструментов. . Слайд11

Учитель: Посмотрите еще раз на экран. Слайд12

Учитель:А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет, или есть определенный порядок?

Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.

Учитель: Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, есть ли в оркестре главный музыкант?

Дети: Есть. Он стоит перед оркестром, отдельно Слайд13.

Учитель: Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит…

Дети: Палочку.

Учитель: Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит,

Палочка застынет,

 И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

 Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как  музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Дети:  Дирижер. Слайд14.

Учитель: Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, как бы вы его назвали?

Тема нашего урока: Волшебная палочка дирижёра Слайд15

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра. 

Учитель: Правильно, во главе оркестра стоит дирижёр.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

Учитель: При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, -Слайд16

на которой находится  партитура,- Слайд17

в партитуре расписаны все партии инструментов оркестра, дирижер  помогает музыкантам и певцам выступать согласовано. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта.

Посмотрите на жесты и мимику дирижера почему руки то высоко то низко– Слайды 18-19-20-21-22-23

Учитель: симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма. - Слайд 24

-А вы бы хотели посмотреть на работу дирижера.

(Видеофрагмент звучания симфонического оркестра).

Учитель: : А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов. Вспомните жесты.

( Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик») дети дирижируют стоя

Учитель: А сейчас мы послушает другой фрагмент из балета «Щелкунчик»

Звучит «Адажио» из балета «Щелкунчик»                 

Учитель: Давайте попробуем изобразить музыку с помощью жестов. Какие они будут?

 Дети: Мягкие, плавные. Дети дирижируют стоя

Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?

Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.

Учитель: Молодцы. Жесты дирижера зависят от характера музыки, ее динамики. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр.

Учитель: В любом спектакле всегда есть перерыв, чтобы артисты и музыканты немного отдохнули, а зрители могут пройти по красивым коридорам театра-фойе, Слайды 25

И мы сейчас сделаем небольшой антракт –физминутка «У жирафа», «У оленя»

Проводится физминутка


Учитель: А теперь представьте себе, что наш класс – это хор, а я- ваш дирижер. Я хочу, чтобы мы с вами исполнили песню. Но сначала вспомним правила пения: как надо сидеть

Логопедические и фонопедические упражнения:

-Упр.на дыхание. «Нюхаем порожки», «Ладошки»

-Зарядка язычка + «Как на горке»-2-3раза

-Узнаем песню по ритмическому рисунку.( если нет +губы)

-Какой праздник приближается? (23 февраля)

-Песня «Бравые солдаты» -как надо её исполнить? Гордо, отважно(Слайд 26- вспомнить слова)

Исполнение песни «Бравые солдаты» с движением марша

3. Заключение.     

У.:-Наш урок подходит к концу, куда мы с вами ходили сегодня?  -В музыкальный театр оперы и балета.     

Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Дети: Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться.

                                

Рефлексия для обучающихся:

Продолжи фразу

Я узнал, что…

Я не думал, что…

Я заинтересовался(лась)…

Я обязательно…

Мне  понравилось…

Выставление оценок. Солнышко-оценка.- Поставьте себе оценку, а я поставлю вам.

Домашнее задание: рисунок по теме: «Музыкальный театр. Волшебная палочка дирижера».



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Волшебная палочка дирижёра.2класс

Автор: Герцен Лилиана Ивановна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221728

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства