Организационный момент. - Звенит звонок – Начинается урок! Целеполагание и мотивация - Сегодня на уроке мы будем говорить о необыкновенной части речи. Необыкновенна уже тем, что она обозначает действие предмета и обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека. 1 слайд Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растет. - О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Сегодня научимся спрягать глаголы. Но для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол? Актуализация знаний 2 слайд - часть речи - обозначаю действие предмета Я - отвечаю на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделает? и т.д. глагол - изменяюсь по временам, числам, а в прошедшем времени – по родам - имею неопределенную форму - в предложении чаще всего бываю сказуемым - спрягаюсь, имею I и II спряжение. Молодцы! Я очень рада. Вы хорошо помогли глаголу. - А теперь – внимание! Я предлагаю вам новое задание. Перед вами «Парад глаголов», в ходе которого вы покажете свои знания. 3 слайд Озеленять, поёшь, играл, кормят, заговорит. Прочитайте, запишите глаголы. Представьте каждый глагол. Озеленять – неопределенная форма глагола (инфинитив), отвечает на вопрос что делать?, суффикс –ть, основа озеленя. Поёшь – глагол в настоящем времени, отвечает на вопрос что делаешь?, 2 лицо, ед. число, окончание –ёшь. Играл – прошедшее время глагола, отвечает на вопрос что делал?, 3 лицо, муж. род, ед. число, формообраз. суффикс –л, основа игра. Заговорит – будущее время, отвечает на вопрос что сделает?, 3 лицо, ед. число, окончание –ит. Кормят – настоящее время, отвечает на вопрос что делают?, множ. число, 3 лицо, окончание –ят, основа корм. 4 слайд Цифровой диктант. Задание по рядам: 1 ряд – выберите из данных глаголов глаголы настоящего времени и запишите через запятую только номера глаголов. 2 ряд – аналогично, записывает номера глаголов будущего времени. 3 ряд – номера глаголов прошедшего времени. | Приветствуют учителя - О глаголе Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. Последняя строка закрыта. Выделяют основу, корень, суффикс, приставку, окончание. Самостоятельная работа учащихся. Внимательно слушают задание учителя и выполняют в тетради |
1 2 3 4 Рисую, напишу, бегал, даёшь, 5 6 7 8 посмотрим, поговорили, пела, лепим, 9 перепрыгнешь. - Проверяем. Осознание и осмысление новой учебной информации 5 слайд а) – К доске пойдет ___________ и проспрягает глагол петь. - А вы ведь это знаете. Мы с вами говорили, что глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. Оказывается, такое изменение глаголов называется спряжением. Измените глагол петь по лицам и числам. Выделите окончания, поставьте знак ударения. (Аналогичную работу проводим с глаголом лететь) Я | по | ю | леч | у | Ты | по | ёшь | лет | ишь | Он | по | ёт | лет | ит | Мы | по | ём | лет | им | Вы | по | ёте | лет | ите | Они | по | ют | лет | ят | - Что же такое спряжение глаголов? V. Первичное закрепление Работа с учебником. Откройте учебник на с. 86. Прочитаем еще раз, что такое спряжение глагола (первые две строчки). - Вернемся к нашим словам. Вы заметили, что окончания каждого столбика различаются. Чем? Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения. К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю. Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –а, -я. 6 слайд Таблица I спр. II спр. шь шь -И -Е т т м м те те -ут, -ют -ат, -ят - Ребята, прочитаем правило до конца. - И хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня мы говорим только о словах с ударными личными окончаниями глаголов. 7 слайд VI. Физкультминутка (релаксация глаз). Играет спокойная музыка. Проведем физкультминутку. Обведите глазками контуры фигур на доске в разных направлениях. | Шторкой закрыты ответы. 1 ряд – 1, 5, 8 2 ряд – 2, 6, 9 3 ряд – 3, 4, 7. После выполнения самостоятельной работы для проверки шторка открывается. На доске записаны местоимения с основами глаголов. Учащиеся на доске дописывают окончания глаголов и выделяют их . Остальные проделывают ту же работу у себя в тетради - Это изменение глаголов по лицам и числам. Читают правило. - Гласными –е и -и в окончаниях глаголов Учащиеся с опорой на таблицу делают вывод. Работают с учебником. Учащиеся встают в свободную позу и выполняют упражнения вместе с учителем |