СЛАЙД 1
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Добрый день, уважаемые гости!
Добро пожаловать на урок.
Я желаю вам плодотворной успешной работы.
СЛАЙД 2 ВЕСНА
II. Проверка домашнего задания
-Ребята, какое творческое задание вы подготовили к сегодняшнему уроку?
-Нарисовать рисунок и составить рассказ о весне.
-Давайте послушаем, какие рассказы у нас получились. (Дети зачитывают работы. 3-4 ЧЕЛ)
Все Ваши работы я попрошу сдать в конце урока.
III. ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
- А сейчас внимание на доску. (На доске чистописание)
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
• Где встречается такое написание? (в окончаниях глаголов)
• Как называются эти окончания? (Личные)
• Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
• В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол I спр. )
• А второй? (когда глагол II спр)
Сядьте правильно, положите тетради под наклоном, возьмите ручки и запишите окончания глаголов.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, поработаем в парах, отвечая на вопросы и заполняя кроссворд. СЛАЙД 3-8
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 5 | г | | | | | | | | |
1 | с | у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л | ь | н | О | е | | | | |
| | | | | | | | | | | а | | | | | | | | |
| | | | | 2 | п | р | и | л | а | г | а | т | е | л | ь | н | о | е |
| | | | | | 3 | м | е | с | т | о | и | м | е | н | и | е | | |
| | | | | | | 4 | ч | и | с | л | и | т | е | л | ь | н | о | е |
Вопросы к кроссворду
1. Часть речи, которая обозначает предмет.
2. Часть речи, которая в предложении является определением.
3. Часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.
4. Часть речи, к которой относятся слова, обозначающие: числа, количество предметов, порядок предметов при счете.
5. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
V. Сообщение темы урока
- Что общего у всех ответов кроссворда? - Это всё части речи.
- А какие это части речи? - Это самостоятельные части речи.
-Ребята, догадались о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы детей:
- На этом уроке мы будем говорить о глаголах. СЛАЙД 9-- ГЛАГОЛ
Учитель: И пусть наш урок пройдёт под девизом Чтение учителем стихотворения о глаголе.
VI. Работа по теме урока. Повторение.
- Ребята, сейчас мы вспомним, что изучили о глаголе на прошлых уроках
И пока мы будем работать устно, у нас некоторые учащиеся поработают с карточками. (раздать - 5 человек)
Подпишите ФИ
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка
Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы 2-го и 3-го лица, ед. ч. Выдели окончания.
Шелестеть -___________________________________________
Пилить -______________________________________________
Дышать - ______________________________________________
Мечтать - ____________________________________________
Карточка
К каждому существительному подбери подходящие по смыслу глаголы и запиши.
Ветер__________________
Снег __________________
Зима __________________
Дождь _________________
Листва _________________
Птицы __________________
Тучи ___________________
2. Фронтальная работа (устный опрос)-----Учитель задает вопросы
- Ребята, кто бы из вас хотел задать вопрос по теме « Глагол».
- Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Какую роль играет в речи? (они делают нашу речь выразительной и точной)
- Как изменяется? (по временам и числам)
- Это будут постоянные или непостоянные признаки глагола? (непостоянные)
- А что отнесём к постоянным признакам глагола? (спряжение)
- Какие спряжения имеют глаголы? (I и II спряжения)
- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?
- Какие II спряжения?
- Какие слова - исключения? (стих)
- Как правильно определить спряжение глагола, что нужно сделать? (надо поставить глагол в неопределённую форму)
VII Работа в группах.
- Ребята сейчас вы поработаете в группах и выполните задание. Как только работа будет выполнена, решите кто будет отвечать и поднимите руку.
Задание 1 группы.
В стихотворении найдите глаголы и подчеркните их.
В понедельник я стирала. Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала. А в субботу торт купила.
В среду я пекла калач. Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья.
-В каком времени употреблены глаголы? (в прошедшем)
-Докажите. (отвечают на вопросы что делала?, что сделала?, имеют суффикс –л).
Задание 2 группы.
-Прочитайте. Над глаголами настоящего и будущего времени укажите лицо и число.
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Тает – н. вр., 3л., ед. ч. Засвищут – б. вр, 3л., мн. ч.
Бегут – н. вр., 3л., мн. ч. Оденется – б. вр, 3л., ед. ч.
Задание 3 группы.
Подчеркните глаголы и укажите спряжение и время.
Уж тает (I) снег, бегут(I) ручьи,
В окно повеяло (I) весною.
Засвищут(I) скоро соловьи,
И лес оденется (I) листвою.
Ответы детей.
VIII.ФИЗМИНУТКА
Ребята, вы любите играть?
Давайте поиграем!
(Как только услышите глаголы повелительного наклонения,1 раз хлопнете в ладоши)
IX Самостоятельная работа
Работа по учебнику (открыть учебники на с. 48 упр. 1)
- Какое задание нужно выполнить (читают)
1. Прочитать текст. Выписать выделенные глаголы, определить их вид и указать их форму- наклонение, время, лицо, число, род (в прошедшем времени).
Запишите номер упражнения и приступайте к работе.
Уснул - сказуемое, сов. вид., изъяв. накл., прош. вр., 3 л., ед. ч., м. р.
Раскололо- сказуемое , сов. вид., изъяв. накл., прош. вр., 3 л., ед.ч., ср. р.
Замирает- сказуемое, несов. вид., зъяв. накл., наст. вр.,3 л., ед. ч., (род не определяется т. к. наст. вр.)
Висят – сказуемое, несов. вид., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., мн. ч. (род не определяется т. к. мн. ч.)
Проверка работ
Слайд 10
X На доске даны слова. Составьте правильное и красивое предложение.
(С УЛЫБАЕТСЯ ГОЛУБОГО НЕБА СОЛНЫШКО ВЕСЕННЕЕ )
Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор. Дайте характеристику этому предложению. (повеств., невоскл., прост., распр.)
XI -Прочитайте пословицы.
Как вы их понимаете? Найдите орфограммы.
-Спишите любую понравившуюся пословицу).
Тот труда (НЕ)бои/ЦА/ кто умеет труди/ЦА/.
(Если ты трудолюбивый, у тебя каждое дело будет получаться.)
Без труда (НЕ)вытащиш… рыбку из пруда.
XII Тест. ________________________ _____
1.Что обозначает глагол?
А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета
2.На какие вопросы отвечает глагол?
А) Кто? Что? Б) Какой? Какая? Какое? Какие? В) Что делать?
Что сделать?
3.Каким членом предложения выступает глагол?
А) главным членом Б) второстепенным членом
4.Сколько спряжений у глагола?
А) 1 Б) 2 В) 3
5.Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся:
А) к 1 спр. Б) ко 2 спр.
XIII Рефлексия
О какой части речи говорили на уроке?
Что мы вспомнили о глаголах?
Какое задание было интереснее всего выполнять?
Где вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
На столе у вас смайлики, нарисуйте свое настроение и покажите мне.
XIV Домашнее задание.
Домашнее задание будет носить разноуровневый характер.
-Вы получите карточки разных цветов. На них будет задание.
XV.ОЦЕНКИ
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
ДАВАЙТЕ ПОБЛАГОДАРИМ НАШИХ ГОСТЕЙ ЗА ТО ,ЧТО ПРИСУТСТВОВАЛИ НА НАШЕМ УРОКЕ И ПРОВОДИМ ИХ.
ГРУППА № 1 В стихотворении найдите глаголы и подчеркните их. В каком времени употреблены глаголы? Докажите. В понедельник я стирала. Чашки в пятницу помыла, Пол во вторник подметала. А в субботу торт купила. В среду я пекла калач. Всех подружек в воскресенье Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья. |
ГРУППА № 1 В стихотворении найдите глаголы и подчеркните их. В каком времени употреблены глаголы? Докажите. В понедельник я стирала. Чашки в пятницу помыла, Пол во вторник подметала. А в субботу торт купила. В среду я пекла калач. Всех подружек в воскресенье Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья. |
ГРУППА № 2 Прочитайте. Над глаголами настоящего и будущего времени укажите лицо и число. Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |
ГРУППА № 2 Прочитайте. Над глаголами настоящего и будущего времени укажите лицо и число. Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |
ГРУППА № 3 Подчеркните глаголы и укажите спряжение и время. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |
ГРУППА № 3 Подчеркните глаголы и укажите спряжение и время. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |
ФИ_________________________________________________________ Карточка № 1 Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы 2-го и 3-го лица, ед. ч. Выдели окончания. Шелестеть -__________________________________________ Пилить -_____________________________________________ Дышать - ____________________________________________ Мечтать - ____________________________________________ |
ФИ_________________________________________________________ Карточка № 1 Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы 2-го и 3-го лица, ед. ч. Выдели окончания. Шелестеть -__________________________________________ Пилить -_____________________________________________ Дышать - ____________________________________________ Мечтать - ____________________________________________ |
ФИ_________________________________________________________ Карточка № 1 Образуйте от глаголов неопределенной формы глаголы 2-го и 3-го лица, ед. ч. Выдели окончания. Шелестеть -__________________________________________ Пилить -_____________________________________________ Дышать - ____________________________________________ Мечтать - ____________________________________________ |
ФИ_________________________________________________ Карточка № 2 К каждому существительному подбери подходящие по смыслу глаголы и запиши. Ветер__________________ Снег __________________ Зима __________________ Дождь _________________ Листва _________________ Птицы __________________ Тучи ___________________ |
ФИ_________________________________________________ Карточка № 2 К каждому существительному подбери подходящие по смыслу глаголы и запиши. Ветер__________________ Снег __________________ Зима __________________ Дождь _________________ Листва _________________ Птицы __________________ Тучи ___________________ |