Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся, различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргу-ментированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1, Орфографическая минутка
— Посмотрите на шифр и ключ к нему.
— Расшифруйте слова и узнаете, какую орфограмму мы сегодня повторим.
1
2
3
4
5
6
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Предложение"»
Урок 10. Что такое предложение?
Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся, различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргу-ментированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1, Орфографическая минутка
— Посмотрите на шифр и ключ к нему.
— Расшифруйте слова и узнаете, какую орфограмму мы сегодня повторим.
1
2
3
4
5
6
1
л
и
3
к
ж
н
2
с
Ф
о
Р
У
ь
Ключ:
1)1-1,2-3,2-1,2-6;
2)1-5,1-2,1-3,1-6,2-6.
— Кто догадался, что обозначают числа? (Первая показывает номер строки, а вторая — номер столбца.)
— Какие слова зашифрованы? (Лось, жизнь.) ~ Какая орфограмма встречается в обоих словах? (Мягкий знак на конце слова.)
— Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфограмму. (Дети называют слова с мягким знаком на конце слова.)
— Запишите пять любых слов с этой орфограммой в тетрадь. Мягкий знак, мягкий знак — Без него нельзя никак! Без него не написать Тридцать, десять, Девять, пять.
Вместо шесть получим шест, Вместо есть напишем ест, Станут пенками пеньки, Уголками — угольки. Банька в банку превратится. Вот что может получиться, Если будем забывать Мягкий знак в словах писать.
2. Игра «Топай — хлопай»
(Учитель читает слова. Если в слове есть мягкий знак, дети хлопают, если нет — топают.)
Дань, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, внес, рыть, ныть, , ,. •.••-.-.-,... . •'"•
Кон, конь, шум, шить.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова в тетради. Составьте предложение с одним из слов. (Заслушивается несколько ответов.)
— Правильно ли ребята выполнили задание? (Да. Слова связаны по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник. Прочитайте тему урока.
— На какой вопрос мы должны дать ответ? (Что такое предложение ?) • Упр. 20 (с. 24).
— Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)
— Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
~ Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)
— Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? (Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)
— Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложения? (Укаждого человека естъместо, где онродился, живет.)
2. Словарная работа
(На доске запись.)
Р1 А
— Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны запомнить сегодня на уроке? (Родина^)
— Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Объясните значение слова. (Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и гражданином которой считается.)
— Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? Кто за Родину горой — Тот истинный герой.
— Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. (Безударная гласная в словах горой, герой, Родину.)
— Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно запомнить? (Написание буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой — горы.)
— Можно ли сказать, что мы записали предложение? (Да. Слова связаны. Есть смысл.)
— Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)
— Прочитайте правило. (Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
— Чтобы вы дополнили к этому правилу? (...и связаны между собой.)
V. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.
VI. Закрепление изученного материала 1. Повторение
— Как на письме оформляется предложение? (Первое слово пишем с большой буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)
— Когда ставим точку в конце предложения? (Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)
Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила пас, Закончила рассказ.
— О чем говорит вопросительный знак в конце предложения? (В предложении о чем-то спрашивается.) На странице я стою. Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу -Разогнуться не могу.
— Как читаем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? (Ссильным чувством (срадостъю, огорчением, страхом и т. д.).)
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура!
— Долой!
— Караул!
- Разбой!
2. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 25).
— Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)