Самоопределение к деятельности. | -Настроение у нас отличное, А улыбки- дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок наш начинать пора. - Дополните предложение: «Учись открывать…» - А что именно открывать, вы узнаете, если назовете каждую третью букву из ряда букв: м п т я д а б в й ш у н ф с ы. Н.В.Гоголь говорил: «Самый необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких». - Почему я начала урок с этих слов?( Знак вывешен на доску). ( На уроке мы продолжаем исследовать тайны русского языка). | Ответы учащихся: Тайны. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. Рубрика « Давай подумаем- подготовка к восприятию рубрики « Обрати внимание» | - Прочитайте пары слов: река - речка, бег- бежать, ухо- ушко, свет- свеча , друг- дружить - Являются ли слова в парах однокоренными? - Какое умение вам сейчас понадобится для выполнения задания? - Какие слова называются родственными? - Есть ли различие между корнями? (Да) -Оба условия правила выполняются?( общая часть и близкие по значению) -Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? -Прочитайте текст рубрики «Обрати внимание». - Почему мы говорим о чередовании звуков на конце одного и того же корня, а не говорим о разных корнях ?( Они близки по значению). -Почему в словах берег- бережок нельзя выделить корень -бере-, не включая в него чередующиеся звуки? | Фронтальное ( устное) обсуждение. Ответы учащихся: Умение доказывать, что они родственные. Ответы учащихся: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению. Ответы учащихся: Нет. Только одно условие : близкие по значению. Дети выявляют затруднение: -Узнать, может ли корень в родственных словах отличаться в написании? Учащиеся читают текст рубрики с примерами. Учащиеся затрудняются с ответами. | Познавательные (умение извлекать информацию из задания) Коммуникативные (умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции) Личностные ( развитие познавательных интересов, учебных мотивов) |
Постановка учебной задачи. Физпауза. | -Справились с заданием?( нет) -Почему? - Что не знаем? -На какие вопросы нам необходимо ответить в ходе урока? (Почему происходит чередование согласных на конце корня) -Составим план работы. | Учащиеся составляют план работы. ( Слайд) 1.Рассмотреть таблицу наиболее встречающихся чередований согласных звуков на конце корня ( с последующим запоминанием) 2.Научиться выделять корень с чередованием согласных звуков. 3.Есть ли различие между корнями? | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность) Личностные (выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше) |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). | Дальнейшее наблюдение за чередованием согласных звуков в конце корня и запоминание наиболее частых чередований. - Подберите еще несколько примеров на данное чередование. (Если у класса высокий уровень подготовки). - Выберите примеры среди написанных на слайде пар слов. ( Если у класса низкая подготовка). Запись на слайде : снег- снежок, ставить – ставлю, дробить - дроблю, век - вечный, медведь – медвежонок, греметь -гремлю, смех - смешной, рука – ручной, верблюд- верблюжонок, гасить- гашу, отец- отеческий, верх- вершина. - Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Что еще надо сделать? Оцените свою работу в листах самооценки. | Упр№1,стр102-выполняется фронтально, устно.( Учащиеся читают каждую строчку в таблице) Учащиеся участвуют в диалоге. Учащиеся анализируют план работы. | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Физпауза. | Работа по учебнику. Упр2,стр103. Отработка правильного обозначения корня в словах с чередованием. Упр № 3,стр 104 (Сережа сказал, что в паре слов жучок- сучок есть чередование согласных[ ж//с]. Прав ли Сережа? Докажи свое мнение. Подвести учащихся к выводу: чередование согласных наблюдается в конце корня, в данном случае Сережа подобрал слова с разными первыми звуками. - Будет ли прав Сережа, если в качестве примеров корней с чередованием приведет пары слов?(дополнительный вопрос для сильных учащихся). Рак–рачок(да),мак-рак(нет),мука-муха(нет),мука- мучной(нет),мука - мучной(да). Оцените свою работу в листах самооценки. | Упр.2,стр 103( работа в парах) Организуется самопроверка. Упр.№ 3, стр 104 (учащиеся участвуют в диалоге). Данное задание может быть выполнено самостоятельно с самооценкой сильными учащимися во время выполнения упр.№3 | Коммуникативные (умение работать в паре , умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания) |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | - Допиши ряды слов. Подчеркни чередование в корнях. ( упр№4,стр 104) Упр.5,стр104. Запиши слова с данными корнями, подчеркни чередование – сапог-//- сапожок- - бег-//- беж- - Это разные корни или варианты одного и того же корня с чередованием звуков? Приведи свои примеры для доказательства ответа. Если позволяет время, учитель может в качестве подсказки предложить такой вариант рассуждения: « Было слово сапог, потом появилось слово, называющее маленький сапог, но людям было неудобно произносить « сапогок», и произношение корня изменилось. Также неудобно было, называя человека, который делает сапоги, произносить « сапогник», и слово стало произноситься как сапожник. Значение корня при этом совсем не изменилось, ведь слова сапог, сапожок, сапожник родственные. Оцените свою работу в листах самооценки. | Упр.№4,стр 104 (Для всех учащихся, кроме сильных.) Самостоятельная работа в тетради. Проверка. Упр№.5.стр104.(Для сильных учащихся. Выполняется письменно учениками с последующей записью подобранных ими слов на доске учителем (при этом учащиеся дополняют свой список в тетради, если каких-то слов у них не оказалось). | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Включение в систему знаний и повторение. | - Найдите в каждой группе слов «лишнее» слово, вычеркните его. В оставшихся выделите корень и найдите согласные, которые чередуются. 1 группа. -Сады, рассада, сажа, саженцы. - Рука, ручка, ручей, ручонка. 2 группа. - Река, речка, речушка, речь. - Водитель, вожу, водичка, вождение. Оцените свою работу в листах самооценки. | Работа по группам. ( карточки) Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся участвуют в диалоге. Аргументируют правильность своих ответов и оценивают ответ другой группы. | Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения) |
Рефлексия деятельности. | - Какое у вас настроение ? - Ответили ли на вопросы урока? - Что узнали о корнях с чередованием согласных? -Какие задания показались наиболее трудными ? важными? интересными? -Кто остался доволен своей работой на уроке? -Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? (Выставление оценок за урок с комментированием) Домашнее задание. Упр .5, стр 104- для тех, кто выполнял упр.4 Подбери к подчеркнутым словам однокоренные с чередованием согласных в корне. Запиши парами, выделяя корень. ( остальным учащимся) Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок, Ты промочишь ножки, Красные сапожки. - Что объединяет подчеркнутые слова? | Учащиеся проводят самооценку своей деятельности и деятельности своих одноклассников. | Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), Личностные (умение выражать свои эмоции) Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем) |