2. Актуализация знаний | Ребята, к нам пришел гость. Чтобы узнать, кто это, отгадайте ребус (ребус выводится на экран). Сегодня у нас в гостях Почемучка. Почемучка предлагает вам поиграть. Игра называется «Толковый словарь». Представьте, что вы – составители толкового словаря. Внимательно прочитайте слова и объясните их значение. Медведь, дорога, подберёзовик, лук. Какое слово «лишнее»? Почему? Какие слова называют многозначными? Какие слова называют однозначными? Молодцы. Как вы думаете, какая тема урока? | К нам пришел Почемучка Дети по поднятой руке объясняют значение слов. «Лишнее» слово лук. Это многозначное слово. Многозначные – в этом слове много значений. Однозначные – одно значение. Многозначные и однозначные слова. |
3. Закрепление изученного материала | Откройте учебник стр.47 упр.58. Почемучка спрашивает, почему предметы разные, а слова одинаковые? Давайте расскажем нашему гостю, что такое многозначные слова и почему они так называются. Чем похожи предметы, изображенные на рисунке? Соотнесите предметы и их названия. Слова иглы и шляпка – это многозначные или однозначные слова? Далее с объяснением выполняются остальные предметы и слова. Почемучка тоже попробовал определить, сколько значений у слов. Давайте посмотрим, как внимательно Почемучка нас слушал. Вот его работа (карточки на доске). Проверьте работу Почемучки. Где он ошибся? Объясните, в чем его ошибки. Помогите ему. Почемучка понял свои ошибки, давайте поможем составить ему два предложения с одним из этих слов, чтобы значения были разные. Работаем в парах. Какие предложения у вас получились? Запишите их в тетрадь. Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. Посмотрите, какие предложения составил Почемучка. Оцените его работу. Кто согласен, покажите пальчиками плюс, если не согласны – минус. Молодец Почемучка! Внимательно слушал объяснения ребят на уроке. Давайте покажем Почемучке, как мы умеем находить грамматическую основу. Откройте учебник на стр. 49 упр.61. Прочитайте первых два предложения. Что в них общего? Об одном ли и том же колокольчике идет речь? Почему? Как такие слова называются? Почему? Запишите в тетрадь первое предложение. О чем говорится в предложении? Задайте вопрос к слову. Каким членом предложения является слово? Как подчеркнем подлежащее? Определите, что говорится о подлежащем? Задайте вопрос. Каким членом предложения является слово? Как подчеркнем сказуемое? Второе предложение запишите самостоятельно. Подчеркните грамматическую основу. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки простой карандаш. Проверьте работу соседа по образцу (образец на доске). Если работа выполнена верно, нарисуйте улыбающийся смайлик, если есть 1-2 ошибки – нейтральный, если больше 2 ошибок – грустный. | Отвечают на вопросы, выполняют задание. К одному слову соотнесли несколько предметов, значит у него несколько лексических значений, поэтому эти слова многозначные. Дети выходят к доске, исправляют ошибки, переставляя карточки, объясняют, в чем ошибки. Работа в парах. Придумывают предложения. Девочка надела соломенную шляпу. Ежик нашел шляпку гриба. Повторяется слово колокольчик. Нет. В первом предложении говорится о цветке, во втором о металлическом колоколе, который издает звук. Многозначные. Потому что в них много значений. О колокольчике. Что? Подлежащим. Одной чертой Колокольчик что сделал? Расцвел. Сказуемым. Двумя чертами. Самостоятельно выполняют работу. Взаимопроверка. |
6. Рефлексия | Ребята, посмотрите на листочки, которые я вам раздала. Кто на нем изображен? Как много у Почемучки знаков вопроса. Раскрасьте знаки зеленым цветом, если на уроке было интересно и понятно, желтым – были небольшие затруднения, а красным – ничего непонятно и неинтересно. Домашнее задание – стр. 49 упр. 61 (2 группа предложений) Сегодня вы хорошо потрудились, но (Ф.И. детей) активно работали на уроке, давали полные и правильные ответы. За работу эти ребята получают «5», «4» получают (ф.и.). Спасибо за урок. | Раскрашивают знаки вопроса у Почемучки. |