Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку : «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ». 2 класс»
Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ».
Цели: закрепить знания о правописании буквосочетаний чк,чн.,чт, нщ,нч.
Задачи: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ; учить определять орфограмму в слове: правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь.
Планируемые результаты.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Метапредметные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; осуществлять синтез как составление целого из частей; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные: учить определять новую орфограмму в слове (учащиеся научатся писать в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой). Формировать орфографическую зоркость (различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки).
Ход урока
I. Орг.момент
1. Настрой на работу
- Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет всем нам радость общения и новые открытия.
Скоро Новый год , а у нас в классе ёлка без игрушек. Давайте нарядим её разноцветными шарами и огоньками. У меня шары с заданиями, а у вас огоньки, которые вы будете зажигать.
Шар №1 Фразеологизмы. (Слайд )
Слайд 2
держать ушки на макушке (внимательно)
зарубить на носу (запомнить)
бить баклуши (бездельничать)
знать как свои пять пальцев (очень хорошо)
- Для чего нам нужны фразеологизмы в жизни?
- Какой фразеологизм нам не подходит на уроке?
- Кто запомнил фразеологизмы, поднимите звездочку зеленую, кто не все запомнил – желтую, кто совсем ничего не запомнил – красную.
II. Минутка чистописания Шар №2
(На доске Ч Ж Щ )
- Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные, шипящие)
- Прочитайте слоги на доске и скажите правила.
- Какая буква лишняя? Почему?
- Дайте характеристику оставшимся звукам ( согласные, шипящие, всегда мягкие)
- К буквам Ч , Щ пришли в гости подружки буквы Н К Т.
- Какие известные вам пары они могут составить? ( ЧК ЧН ЧТ НЧ ЩН)
( выложить пары букв на доске)
- Какое правило написания этих буквосочетаний вы знаете?
- Запишите буквосочетания в тетради
III. Знакомство с новым словом. Слайд
Шарик№3 Отгадайте загадку.
Из неё обедать буду, Из глубокой или мелкой. И такая вот посуда Называется …
Консультант 1: Тарелки появились значительно раньше ложек и ножей. Их лепили из глины и обжигали. Постепенно тарелки менялись, превращаясь в посудные блюда. Для удобства их стали делать с плоскими донышками.
Консультань 2: Издавна известно русское слово «плошка» — то есть посуда с плоским дном. Для красоты их покрывали орнаментом, глазурью. Изготавливали тарелки из глины, дерева, серебра, олова, стали,. Царская посуда, конечно, была золотой.
Слайд
- Какой фразеологизм подходит для работы над словарным словом?
IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Шар № 4 Фонетическая задача
- Вам нужно решить фонетическую задачу , т.е. записать слово к каждой фонетической записи ниже в строчке.
[ д э н ] [ н о ч к а ] [ п а м о щ н и к ] [ п э ч н и к ]
- Почему в слове день вставили мягкий знак, а в остальных словах не вставили? Подчеркните сочетания букв .
- Определите тему урока. Слайд
- Для чего надо закреплять написание буквосочетаний?
- Определите задачи урока.
V. Закрепление изученного материала.
1. Песенка про ЧК и ЧН ( аудиозапись Шишкина школа 5.30 )
Шарик № 5Дружная работа( работа в парах)
Замените словосочетания одним словом, отвечающим на вопрос какой? Запишите слова в строчку, через запятую ( 1 уч. на доске)
Слайд
Слайд
Яблоко – ……….пирог;
пшеница – ……хлеб;
огурец – ………сок;
овощи – …… салат;
ночь – ………поезд;
дача – ……… участок;
хищник – ……зверь.
яблочный пирог
пшеничный хлеб
огуречный сок
овощной салат
ночной поезд
дачный участок
хищный зверь
Кто записал все слова правильно, поднимите звездочку зеленую, кто сделал 3 ошибки – желтую, кто больше трех – красную
- Какой фразеологизм подходит для работы над словарным словом? Слайд
Физкультминутка.
2. Откройте с. 6 учебника, выполним упр. 6. (2 ученика у доски)
- Прочитайте задание к упражнению.
- На какие группы можно разделить слова?
- В каких словах обозначается мягкость указанных согласных звуков?
- Мягкость каких согласных не будет обозначаться мягким знаком?
- Подберите к выделенным словам однокоренные.
- Какое слово с непроверяемой орфограммой встретилось в упражнении?
- Куда надо его записать?
VI . Рефлексия.
Найти и исправить ошибки. Задание выполняется на карточках.
Прилетела к нам синичька,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичьку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячьки,
Для неё кусочьки сала
Мы повесим на сучки.
Кто записал все слова правильно, поднимите звездочку зеленую, кто сделал 2 ошибки – желтую, кто больше трех – красную
Итог урока Устно дополните предложение:
1.Сочетания чк, чн пишутся….., потому что…..
Узнали много нового и интересного, отлично поработали. зеленый