Урок по русскому языку 3 класс "Имя существительное. Обобщение"
Урок по русскому языку 3 класс "Имя существительное. Обобщение"
урок повторения и закрепления пройденного материала. Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное » курса «Русский язык».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2)Развивающая: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
3)Воспитательная: воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер с интерактивной доской, презентация,
раздаточный материал, оценочный лист.
Конспект урока
I.Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк урок Начинаем наш урок Все друг к другу повернитесь
Мило, дружно улыбнитесь. И садитесь по местам.
- Сегодня на уроке мы отправимся в страну Речь. Там живут разные части речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей. Мы будем вести дневник путешественника – это ваши тетради. 3. Чистописание
– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.
Дети.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)
А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие.
О каком времени года это стихотворение?
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся коньки,
Режут лед снегурки.
Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении? С
Какой он? (Согласный, глухой, твердый.)
Может ли этот звук быть мягким?
Какой буквой при письме обозначается?
Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради.
сСс СсС
4.Словарная работа.
1.Синоним к слову холод ( мороз).
2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).
3.Сильный ветер со снегом ( метель).
4. Верхняя одежда из меха ( шуба).
5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).
6. Самое холодное время года ( зима).
Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. ( слайд 1)
Отметьте результаты в листе оценивания.
–Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова) – Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)
5. Работа по теме урока.
«Великое количество слов в языке – сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир – Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построятся в чёткие колонны.
Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, вы узнаете, выполнив задания в парах
- Из данных слов выпишите имена прилагательные, глаголы, местоимения (бежит, река, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, солнце, звери, ты).
-Какой частью речи являются оставшиеся слова.
-Сформулируйте тему урока (Слайд 2)
Чему учились, изучая имя существительное?
-Какая задача стоит перед нами? (Слайд 3)
- Вот и добрались мы до ущелья вопросов. (Слайд 4 )
-Кто знает лексическое значение слова «ущелье»?
(Ответы детей)
- Вот что об этом говорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах. ---Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание.
Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных):
- Поиграем в игру «Волшебный квадрат». (Слайд 5)
У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата вписаны имена существительные. Определите число каждого существительного.
(Самостоятельная работа учащихся на листочках)
подарки
чай
торты
музыка
суббота
книги
столица
цветы
ребята
яблоко
грибы
ель
человек
деревни
метель
ножницы
-Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа.
(Учащиеся закрашивают синим карандашом имена существительные множественного числа.) -Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. (Слайд 6)
-Как определить в каком числе стоит имя существительное?
Дети: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в единственном числе, если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит во множественном числе.
Отметьте результаты в листе оценивания. Молодцы, справились с заданием, вышли из ущелья вопросов и идём дальше. Перед нами небольшой холмик. Прочтите его название. (Слайд 7)
Дети: «Холм Выбора».
в) игра «Узнай род имён существительных».
- Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделите листочек в своих дневниках путешественника на 3 равных столбика. Я буду диктовать слова, вы должны распределить их по родам.
Дети: Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов.
- Как определить род имени существительного?
Дети: Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно – средний род.
Изменяются ли имена существительные по родам? Можно ли определить род у существительных множественного числа?
Дети: Имена существительные по родам не изменяются.
6. Физкультминутка «Одушевлённое-неодушевлённое»:
Учитель: Выполнив задание, мы подошли к Дубраве Здоровья. (Слайд 9 )
Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое прыгают на двух ногах на месте 3 раза.
Дети: Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к нему вопрос.
е) упражнение в определении падежей имён существительных:
-Спишите словосочетания, которые вы видите на экране. Укажите падеж имени существительного.
(Самостоятельная работа учащихся)
На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу, переплыл через речку, сделано из дерева, стоял на вершине, пошли в школу .
(Фронтальная проверка)
Отметьте результаты в листе оценивания
ж) игра в слова «Как сказать одним словом?»
-Впереди ручеёк слов. (Слайд 12)
-Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: « Как сказать одним словом?» Записываем слова в строчку, указываем род имён существительных
- Часть суток с вечера до утра?
Дети: Ночь, женский род.
- Приспособление, с помощью которого открывают замок.
Дети: Ключ, мужской род.
- Расскажите правило о правописании существительных с шипящей
на конце.
Дети: Если существительное женского рода, то на конце после шипящих пишется мягкий знак. Если существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.
- Продолжаем писать. Друг Карлсона.
Дети: Малыш, мужской род.
- Сооружение из кирпича для отопления дома.
Дети: Печь, женский род.
- Растение на болоте.
Дети: Камыш, мужской род.
-Друг всегда готов прийти на…
Дети: Помощь, женский род.
-Бывает устная и письменная.
Дети: Речь, женский род.
-Суп со свёклой и другими овощами.
Дети: Борщ, мужской род.
-Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
Дети: Ёж, мужской род.
- Небольшой грызун с острой мордочкой.
Дети: Мышь, женский род.
Молодцы, ребята!
Отметьте результаты в листе оценивания
-Перед нами« Водопад заданий»(Слайд12)
У вас на столах лежат карточки со словами. Прочитайте их , поднимите руки у кого имена существительные единственного числа, поднимите руки у кого имена существительные множественного числа. (1 группа ед. число,2 группа – мн. число).
А) Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Б) Имя существительное в предложении является сказуемым.
В) Имя существительное изменяется по числам.
Г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
- Найдите где ложь, а где - правда. Докажите.
Давайте проведем небольшое исследование и проверим правильность наших суждений и посчитаем все слова и имена существительные. (каждая группа выбирает карточку с текстом)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах – шпоры, сам – с вершок,
А на макушке – гребешок.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
8. Подведение итогов
-В какой стране мы побывали?
А теперь я предлагаю каждой группе составить кластер по теме «Имя существительное»
9.Рефлексия.
Заканчивается наше путешествие в страну Речь.
В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить наше путешествие,
Надо подвести итог.
Над какой темой мы работали?
Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно
понравилось?
Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз
побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её жителями.
А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное».
Посчитайте баллы по вашим листам оценивания. Поднимите руки у кого16 баллов эти ребята получают оценку 5, у кого от 10до 15 – оценку 4, менее 9 получают оценку 3.
Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки с изображением лиц. Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.
10. Домашнее задание. Сделать лэпбук по теме «Имя существительное»