Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Прием «Поздороваемся глазами». Учитель предлагает учащимся поздороваться глазами: - Давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами. | Подготовка класса к работе. Здороваются друг с другом без слов с помощью мимики лица. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Прием «Да-нет» А)Мы разговариваем, когда хотим что-то узнать, поделиться своими впечатлениями, договориться о чём-то. Б) Письменной речью пользуются люди, когда говорят и слушают. В) Когда люди пишут и читают, они пользуются письменной речью. Г) Слово «устный» раньше называли губы или рот. Д) Свои мысли и чувства можно передать с помощью выражения лица – мимики. -Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто он вы узнаете отгадав загадку, только слушаем до конца. «Ребята, ребята, давайте жить дружно! Не нужно ругаться и злиться не нужно, Ведь даже травинка чувствует боль!» Поёт добродушный кот… - Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Предлагает сравнить 2 ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. - Скажите, чем отличаются эти просьбы? - Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд. - Сегодня мы поговорим о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. - Ребята, а что значит вежливый? Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный - А где должны соблюдаться привила приличия? Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. - Кот Леопольд приглашает нас в страну добрых и вежливых слов, но чтобы туда попасть нам необходим цветок. Предлагает посмотреть на доску. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. А) Да Б) Нет В) Да Г) Да Д) Да Отгадывают загадку - Кот Леопольд Слушают ситуации от учителя. Сравнивают ситуации. Определяют разницу между ними и делают вывод, что первая ситуация невежливая, а вторая вежливая. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают, о чем может рассказать кот Леопольд. Предполагают тему урока. Высказывают свое мнение, что значит вежливый, где должны соблюдать правила приличия, и что такое вежливость. Отправляются в страну добрых и вежливых дел вместе с котом Леопольдом. Обращают свое внимание на доску и видят грустный цветок без лепестков. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
3. Постановка учебной задачи | - Ребята, а все ли у нас в классе сегодня улыбчивые? Почему? - А как вы думаете, почему этот цветок сегодня такой странный и невеселый? - Когда бывает плохое настроение? - Чем мы можем поднять ему настроение? Какими словами? - Как называются такие слова? - Какие ещё вежливые слова вы знаете? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - А чему мы будем учиться? - Давайте сегодня на уроке поможем цветочку поднять настроение, для этого подарим ему лепесточки с волшебными словами, и может тогда, наш цветочек станет добрым и улыбчивым! - У каждого на партах лежат лепестки от цветка, вы должны выйти, сказать вежливое слово и тогда лепесток вернётся к цветку, и он станет веселым. Предлагает записать все вежливые слова в тетрадь. - Молодцы, и мы с вами попадаем в страну добрых и вежливых слов. - Для чего люди общаются? Какого человека называют общительным? -Умеете ли вы вежливо общаться? Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике на с. 11 – 12 и предположить в парах, какие слова должны сказать герои рисунков. - Как вы думаете, что и как им отвечали? | Предполагают, формулируют ответы на вопросы - Хорошими словами - Вежливые слова, волшебные слова - Спасибо, извините, пожалуйста - О вежливых словах - Говорить и писать вежливые слова Предполагают чему будут учиться на уроке. Обращают внимание на парты. Берут лепесток от цветка и выходят по одному и говорят вежливые слова. Записывают все вежливые слова в тетрадь. Делают цветок счастливым и попадают в страну вежливых слов. Открывают учебник для работы в парах. Предполагают, какие ответы должны дать герои рисунков в учебнике. Отвечают на вопрос учителя. Вспоминают вежливые слова. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает послушать стихотворение. Учитель читает стихотворение. Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки И ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки И ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея. Ежели вы вежливы. В душе, а не для виду В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы - то есть сами И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите! Вы будете защитником Пред сильным не робея. Ежели вы вежливы. В душе, а не для виду В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы - то есть сами И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите! - О чем это стихотворение? - Давайте сформулируем правила, которые мы должны соблюдать, чтобы быть вежливыми. Предлагает поработать с учебником с.13 номер 3. - Рассмотрите фотографии, как нужно вежливо обратиться к взрослому? К ровеснику или младше тебя возрасту? | Слушают стихотворение. Рассказывают о чем данное стихотворение. Формулируют правила, которые необходимо знать и соблюдать, чтобы быть вежливыми людьми. - Уступать место старшим, не перебивать взрослых, заступаться за младших, помогать взрослым, не обижать маленьких. Высказывают свое мнение, как бы они обращались к взрослым, к ровесникам или младше их по возрасту людям. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
5. Первичное закрепление | Работа с пословицей с. 16: Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Вспомните правила посадки при письме. - Спишите эту пословицу в тетрадь с новой строки. Предлагает поиграть в игру «Вежливые ребята». - По мере надобности в рассказ хором вставляйте «волшебные слова» Однажды Петя поехал в автобусе в гости. Войдя в автобус, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов. На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …. Бабушка была очень вежливой и сказала ему…. Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул незнакомого мужчину. Мужчина уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал…. Человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает». - Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Работа с учебником № 7 с. 17 - Что делают люди, которые изображены на рисунках? Предлагает обсудить вопрос в парах: - Что случится, если исчезнут все вежливые слова? | Работают с пословицей. Определяют смысл. Вспоминают правила посадки при письме. Списывают пословицу в тетрадь. Играют в игру «Вежливые слова». Слушают рассказ от учителя и вставляют вежливые слова в текст. - Садитесь пожалуйста. - Спасибо. - Извините, пожалуйста Работают с картинками учебника и рассказывают, что делают люди на картинках. Отвечают на вопрос учителя, перед этим поработав в парах. Высказывают свое мнение, обсуждают варианты. Отвечают на вопрос учителя. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные: логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Рассмотрите внимательно ситуации в учебнике номер 4 с. 13. Разыграйте сценку, в которой вы обращаетесь к товарищу с просьбой, используя вежливые слова. - А теперь внимание, давайте посмотрим, что у нас получилось. - Молодцы, ребята! | Объединяются в группы. Разыгрывают сценку, используя вежливые слова. | Коммуникативные: Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты. - Вы успешно справились со всеми испытаниями, и, я надеюсь, мы снова и снова, каждый день, в школе и дома будем путешествовать по удивительной стране Вежливости и Доброты. Учитель меняет серединку у цветочка на веселую: - Посмотрите, что стало с нашим цветочком? - Что изменилось? Почему? - Почему вежливые слова так повлияли на настроение нашего гостя- цветочка? Докажите? - Можем ли мы назвать наш цветочек волшебным? - Давайте возьмём в руки наш волшебный добрый цветочек и подарим нам вежливые слова, которые вы запомнила на этом уроке. Передача цветочка из рук в руки, каждый ученик называет вежливое слово. | Слушают учителя. Обращают внимание на цветок, что серединка цветка стала веселеной и объясняют почему. Отвечают на вопросы учителя. Берут веселый цветок в руки и передают друг другу, используя вежливые слова. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |