kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ "Золотое правило этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 4 классе по ОРКСЭ "Золотое правило этики". Знакомит с формулировкой золотого правила этики, ребята узнают о Евангельском контексте этого правила, воспитывает в детях уважительное отношение к людям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ "Золотое правило этики"»

Тема урока: Золотое правило этики

Класс: 4

Цель урока: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила, воспитать уважительное отношение к людям.

Задачи:

- личностные: осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках, поступках.

-метапредметные:

познавательные: овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;

регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;

коммуникативные: продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

-предметные: знать Евангельский контекст золотого правила этики;

уметь правильно указать человеку на его неправильные поступки;

приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках

формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Тип урок: открытие нового знания

Формы работы учащихся: беседа, комментированное, поисковое чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа, работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Техническое оборудование: компьютер, проектор.

Базовый учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. 4класс» (модуль «Православная культура»), А.В.Кураев, «Просвещение»






План урока

I. Организация начала урока. Мотивирование к учебной деятельности – 2 мин

2. Актуализация знаний – 3 мин

3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи - 3 мин

4. Открытие нового знания- 20 мин

5.Физминутка-2 мин

6. Закрепление изученного- 10 мин

7. Рефлексия- 3 мин

8. Домашнее задание- 2 мин


Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ. Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг, улыбнитесь друг другу. Что вы почувствовали? (теплоту, поддержку)

-Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. Я желаю, чтобы наш урок прошёл для вас интересно.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)

- Какие заповеди есть у христиан? (Перечисляют 10 заповедей)

Сегодня мы попробуем с вами объединить все эти заповеди в одно правило.

3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, а хочется вам узнать это правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной? Мы сегодня с ним на уроке познакомимся, этому правилу уже много тысяч лет. А чтобы узнать, как это правило называется, посмотрим мультфильм, и, ответив на мои вопросы, мы сформулируем тему урока.

3.1 Просмотр отрывка мультфильма «Приключения кота Леопольда» (серия 10)

После просмотра отрывка ответьте на мой вопрос:

-Какое впечатление на вас произвёл кот и мыши?

-А почему вы решили, что кот положительный герой, а мыши нет? (Кот относится к мышам хорошо и ждёт такого же отношения к сёбе).

4. Открытие нового знания.

Учитель: Всё, что вы назвали сейчас – это золотое правило этики, которому уже очень много лет. Именно о нём мы сегодня и поговорим.

Учитель: Откройте учебник. Прочтите тему нашего сегодняшнего урока: Золотое правило этики.

-Что вы хотели бы узнать по теме урока? Какое слово является для вас новым, незнакомым (этика).

-Заглянем в толковый словарь «Живого Великорусского языка» В.И.Даля (или распечатка на парте)

Этика– наука о законах или нормах человеческого поведения.

Слово «золотой» в данном случае используется в прямом или переносном смысле? ( в переносном)

Учитель: Почему используется именно это прилагательное? (Значит, правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо).

4.1 Работа по учебнику.

Прочитайте первые три абзаца стр.46 и найдите ответ на вопросы:

-Как звучит золотое правило этики?

-Кто его сообщил людям?

-Почему его называют «золотым»?

-Зачем Христос дал нам такое правило?( Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, чтобы не было войн на земле).

- В другом виде оно может звучать так: « Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».

- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

Самостоятельное чтение 4 абзац (стр.46)

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Сплетни. Чтение учителем текста из учебника

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов. (слайд)

- Ребята, давайте сначала выясним, что значит слово "сплетни"?

Сплетни – слухи, основанные на неточных или неверных сведениях (слайд)

4.2 Работа с картиной В. Поленова « Христос и Грешница» и с понятием осуждение

Рассмотрите картину « Христос и Грешница». Эту картину написал Василий Дмитриевич Поленов, русский живописец, который писал пейзажи, исторические картины, картины на евангельские темы.

-Обратите внимание на название картины. Кто такой грешник? ( Грешник - это человек, который не выполняет Заповеди Божии).

-Рассмотрите её фрагмент. Что вы можете сказать?(Здесь собралось много людей. У них сердитые лица).

-Обратите внимание на лицо Иисуса Христа. По библейскому сюжету после его слов люди разойдутся по домам.(У Иисуса спокойное лицо. По всему видно, что он не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить).

Прочитайте самостоятельно отрывок из учебника, который соответствует сюжету картины.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона.

- Какие слова сказал Иисус Христос? Найдите «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил»

- Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос.

Какое правило вы нашли в тексте, соответствующее «Золотому» правилу этики?

4.3 Чтение статьи учебника и рубрики «Это интересно» с.47.

-Как понимаете «неосуждение»?

-Ребята, что же такое "неосуждение"?

Найдите ответ в учебнике. (Ответы учащихся)

Неосуждение – это проявление милосердия к человеку.

Пример из учебника про мальчика Сашу

Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» — я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

- Как бы вы хотели, чтобы поступали по отношению к вам?

4.4 Работа с рассказом «Не осуждай» по уточнению «золотого» правила этики», анализ рассказа.

Учитель: Я хочу вас познакомить с рассказом, который называется

«Не осуждай». Как вы думаете, о чем он будет?

Рассказ.
— Учитель, почему в Библии говорится о неосуждении? Неужели это так важно и почему? — спросил ученик. 
Учитель дал ученику воздушный шарик, на дне которого было немного грязи, и попросил его встать перед ним и надуть его. Ученик начал надувать. 
— Что ты сейчас видишь? — спросил учитель. 
— Я вижу вас и шарик. 
— Надуй ещё немного, — попросил учитель. 
Ученик дунул несколько раз. Шар стал больше. 
— Что ты теперь видишь? 
— Вас мне почти не видно, я вижу в основном только шар, по стенкам которого растекается грязь, — ответил ученик. 
— Надуй его ещё больше. 
После того, как шар стал ещё больше, учитель вновь спросил: 
— Что ты видишь? 
— Только грязный шар и больше ничего. 
— Надувай ещё, — сказал учитель и отошёл подальше. 
И на этот раз ученик повиновался, продолжая усердно дуть. Но больше растягиваться шарик не мог и… Бах! Он лопнул, разбрызгивая во все стороны грязь. Ученик потерял дар речи и стоял, осматривая себя, всего испачканного грязью. 
- Вот именно это и происходит, когда ты думаешь о чужих недостатках, слабостях Из-за осуждения ты перестаёшь видеть самого человека, а видишь только свои осуждающие недобрые мысли и чувства, которые могут в любой момент лопнуть и запачкать своей грязью не только тебя самого, но и окружающих, если, конечно, ты не перестанешь «раздувать» свои нечистые представления о других.

Учитель: Правильны ли были ваши предположения о содержании рассказа?

Понравился ли вам рассказ? Что вам показалось интересным в нём?( Из-за осуждения ты перестаёшь видеть самого человека, а видишь только свои осуждающие недобрые мысли и чувства).

- Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали?

- Приходилось ли вам когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения? (Ответы учащихся)

5.Физ.минутка.

6. Закрепление изученного материала

6.1 Работа с пословицами (работа в парах).

Даны: начало и конец пословиц. Задание: собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.

Кто добро творит, того Бог благословит

(Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном)


6.2 Задание «Кластер» (работа в группе)

Давайте с вами попробуем подобрать правила взаимоотношений между людьми, т.е. каким должен быть человек, выполняющий золотое правило этики, каким должен быть настоящий друг.

Поработайте в группах и запишите в виде кластера.

(Составление кластера: не сплетничай, будь добрым, не осуждай, умей дружить, будь порядочным, умей помогать.


7. Рефлексия

Подводя итоги нашего урока, ответим на вопросы:

-Назовите золотое правило этики.

-Чему учит золотое правило этики?

-Как уберечься от осуждения других людей?

-Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Стали бы вы делать это ещё раз?

-Как бы вы хотели, чтобы к вам относились другие?

Думайте о других. Что принесут людям ваши поступки: добро или зло? Никогда не причиняйте боль другим. Ставьте себя на место другого человека.

Вывод: Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит, вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!

Попробуйте высказать свои впечатления от урока с помощью следующих предложений :

Сегодня я узнал …

Было интересно…

Теперь я буду…

Я почувствовал, что …

Я попробую…

8. Домашнее задание

1. Расскажите своим близким (маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке) о том, что узнали на уроке. Расспросите их о том, каким принципом они руководствуются в жизни.

2. Попробуй придумать примеры того, как действует золотое правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

Я не буду …., так как …. .

Дополнительное задание. Подумай и ответь. Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах не перебивали, давали высказаться,___________________

2. При встрече _______________________________________________________

3. За глаза ___________________________________________________________

4. В трудной ситуации ________________________________________________

5. В болезни _________________________________________________________

6. В играх ___________________________________________________________

7. Когда я ошибаюсь __________________________________________________

8. Когда у меня что-то получается _______________________________________

9. Чтобы мои товарищи ________________________________________________

10. Чтобы ___________________________________________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по ОРКСЭ "Золотое правило этики"

Автор: Кумарина Анна Георгиевна

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Золотое правило этики""
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiiakurokuorksepotiemiezolotoiepraviloetiki"
    ["file_id"] => string(6) "270981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451331836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "182304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425488904"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило этики""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_orkse_zolotoie_pravilo_etiki"
    ["file_id"] => string(6) "382908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485186226"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конструкт   урока  по  ОРКСЭ "Золотое  правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konstrukt-uroka-po-orkse-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "125448"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414995680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства