kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект разработан по модулю "Основы православной культуры" предмета Основы религиозных культур и светской этики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)»

Конспект урока по «Основам православной культуры»

Учитель: Чепуренко Галина Анатольевна (МАОУ «СОШ №152 г.Челябинска»)


Тема урока: Икона


Цель урока: расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл иконы.


Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «икона» и объяснить учащимся назначение икон.

2.Познакомить учащихся с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины.

3.Воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.


Планируемые результаты:

1.Сравнение учащимися иконы и картины.

2.Описание учащимися своего впечатления от знакомства с иконой.

3.Понимание учащимися смысла изображения на иконе и кому молятся перед иконой.


Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.


Ход урока:


Организация деятельности учащихся. 

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь  друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения  друг к другу.


Актуализация необходимых знаний

На прошлом уроке мы познакомились с православным храмом. Что вы можете рассказать о храме? (ответы детей)

Как называется изображение святых в храме? (Икона)

Почему она так названа?

Чем икона отличается от живописной картины?

Как вы думаете, с чем мы должны познакомиться на уроке, чтобы ответить на эти вопросы? (ответы детей)

Какие цели мы поставим на этот урок? (на уроке вы узнаете, что такое икона и познакомитесь со строением иконы, историей ее появления.)


Самоопределение к деятельности

Послушайте отрывок из «Казачьей колыбельной песни» написанной на стихи русского поэта М.Ю.Лермонтова.

«Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю»

О чем данное стихотворение? О каком образке идет речь в этом стихотворении? Из этого стихотворения видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.


Работа над новым  материалом.

Вспомним еще раз, что такое икона? (изображение святых и их деяний).

«Икона» слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане,  это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а также священных событий, написанное в соответствие с церковными правилами и освящённое по церковному обряду.

У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».

Откуда же появились иконы?

В те времена, когда  Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус  Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику  нарисовать и принести ему изображение Иисуса  Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя  его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

Создание проблемной ситуации

Посмотрите на два изображения. Какое из них икона, а какое просто живописная картина? Как вы догадались?

Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Как называется человек, создающий иконы? (Иконописцем)

Чем же икона отличается от картины?  

Проведём исследование

Давайте посмотрим как изображается свет? Вокруг  головы  Спасителя, Божией    Матери,    святых угодников и угодниц Божиих на    иконах    изображается сияние или светлый круг, который называется  нимб.  Свет на иконе – льется отовсюду, и ему нет противопоставления – тени. На иконах отсутствуют тени.

Есть ли горизонт? Задний план?  Самого пространства как такового нет, нет линии горизонта и заднего плана, привыкли к тому, что картина имеет перспективу – то есть точку схождения условных линий в глубине картины, которая придает картине объемность, сходство с реальностью. В иконе все наоборот – перспективные линии не уходят в глубину, а, напротив, движутся из глубины навстречу зрителю, и эти линии вбирают стоящего перед иконой, собственно говоря, целью этих линий и является человек, стоящий перед иконой. Перед нами не сужающееся, а бесконечно расширяющееся пространство. Такая перспектива получила название обратной – она позволяет представить предмет многопланово – сразу с трех сторон.

Лик  это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление,  будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. 

Большое значение в иконе  имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

Надписи. Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах.
В иконах  и цвета имеют своё значение.

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость

Белый –чистота, святость, простота

Черный – тьма, злые силы

Красный – тепло, жизнь, любовь, победа жизни над смертью

Зеленый – символ жизни на Земле

Голубой – цвет небесной истины


А какие же иконы наиболее почитаемые на Южном Урале? Прочитаем об этом в тетради («Моя малая родина: Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс/С.Б.Владова – Челябинск: Край Ра, 2020)

Работа с текстом

Прочитайте текст с. 22-23 (чтение текста учащимися самостоятельно)

Далее следует работа по тексту учебника:

Назовите основные иконы в разных регионах страны. (Иконы: Спаситель, Богоматерь, Иоанн Креститель, Николай Чудотворец)

Какие иконы были широко распространены на Южном Урале? (Иконы: Симеон Верхотурский, великомученик Георгий, Архангел Михаил)

Из каких монастырей доставлялись иконы на Южный Урал? (Далматовский, Успенский монастыри, Тобольск и др. центры православия)

Какую роль сыграл в иконописи Одигитриевский женский монастырь?

Одной из самых чтимых икон, не только на Южном Урале, но и на территории всей России – Казанская икона Божией Матери, чудотворная икона Богородицы. Иконописный тип этой иконы именуется «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «путеводительница».

Конечно,  написать икону может только человек, который обладает добродетелями, т.е. положительными качествами.

Работа в парах.

У вас на столах карточки, выберете из них те добродетели, которыми должен обладать иконописец.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему? Прочитаем о чудотворных иконах на с.23 об иконе Божией Матери.

Молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.


Закрепление

Выполнение заданий в тетради (с.24-25)


Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Так чем же икона отличается от живописной картины?

Как называется человек, который изображает иконы?


Рефлексия

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке  я почувствовал, что…

- Мне очень хочется, чтобы…


Домашнее задание

       




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)

Автор: Чепуренко Галина Анатольевна

Дата: 16.10.2025

Номер свидетельства: 675557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kultury_po_teme_khram"
    ["file_id"] => string(6) "505642"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной Культуры". Тема "Заповеди""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kultury_tema_zapovedi"
    ["file_id"] => string(6) "667278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1742819147"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока по курсу ОРКСЭ  Модуль "Основы православной культуры" Тема "Икона"(4 класс)"
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotkaurokapokursuorksemodulosnovypravoslavnoikulturytiemaikona4klass"
    ["file_id"] => string(6) "265513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449958934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Из опыта работы учителя ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры) "
    ["seo_title"] => string(67) "iz-opyta-raboty-uchitielia-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "101957"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402469828"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-matierial-po-moduliu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-kursa-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "247820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446633044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства