Урок по теме «Зачем нужны автомобили ?» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
Класс разбит на группы по 4 – 5 человек (в зависимости от наполняемости класса).
Тема: | Зачем нужны автомобили ? |
Тип урока по целеполаганию: | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей; |
Задачи урока: | 1) Образовательные: дать представление о назначении, устройстве и разнообразии автомобилей ; 2) развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов; 3) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; учить работать в группе, уважать мнение товарищей. |
Личностные УУД: | -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: | -Учащиеся научатся различать виды транспорта; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию ; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы |
Русский язык (развитие речи, а именно составление связных предложений по рисункам) | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
1 этап: АОЗ. |
Цель этапа: проверка пройденных знаний учащихся. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас урок окружающего мира. Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке. -Что такое средства связи? Приведите примеры. - Когда мы пользуемся средствами связи? - Что такое средства массовой информации? Приведите примеры. - Как мы пользуемся средствами массовой информации? - А что мы скажем про интернет? - Какие правила безопасности мы должны соблюдать при пользовании телевизором? - Что вы узнали про телеграф? | Ученики настраиваются на работу. Почта, телеграф, телефон – это средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты, журналы) – средства массовой информации. Интернет можно отнести и к средствам связи, и к средствам массовой информации. |
2 этап: Самоопределение к деятельности. |
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: - На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. - Успехов вам и удачи! - На нашем уроке, как обычно, присутствуют Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. (Учитель прикрепляет в доске рисунки Муравьишки и Черепахи приложение ) - Они будут задавать вам вопросы и помогать делать выводы. | Ученики настраиваются на работу. |
3 этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. |
Учитель: Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор : Возле сада два шофёра Увлеклись серьёзным спором: Чья машина всех новее, Чья сильнее и быстрее, Чья, как солнышко, блестит, И ,как, пёрышко летит… И машины- как машины Есть и фары; стёкла есть И резиновые шины, Даже номер- вот он, здесь! - Слушал , слушал Муравьишка этот спор и задумался: «А зачем нужны автомобили?» А вы, ребята, как думаете? - Сегодня на уроке мы найдём ответ на этот вопрос. | Ученики высказывают свои мнения. |
4 этап. Постановка учебной задачи |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; назначение автомобилей, их устройство |
Учитель: - Ребята, а какие автомобили вы знаете? - Как назвать одним словом средство для перевозки людей и грузов? - Скажите, почему транспорт бывает разный? Правильно : в зависимости от назначения Мудрая Черепаха очень довольна вашими ответами. | Учащиеся рассказывают - Дети отвечают : транспорт (Важно выслушать высказывания каждого ученика, при необходимости корректировать ) |
5 этап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) (фронтальная беседа на основе презентации) |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения. Формируемые УУД: овладение начальными сведениями о назначении, устройстве и многообразии автомобилей ,а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Учитель: Вступительное слово учителя: -Ребята! Первый паровой автомобиль создал в 1769 году французский инженер Никола Жозеф Кюньо. «Тележка Кюньо» была смешная, гремучая и неуклюжая.Впереди – огромный паровой котёл с дымящейся трубой, посередине – стул для водителя, и всё это сооружение катится на трёх колёсах: на одном маленьком впереди и на двух больших сзади. Водитель управляет машиной с помощью рычага. Машина двигалась со скоростью 8 км/ч. Паровой автомобиль был слишком шумный и тяжёлый. Нужен был другой автомобиль- лёгкий и мощный. Такой автомобиль создали в 1885 году. Он не имел ни котла, ни топки. Новый двигатель работал на бензине. У первого автомобиля не было крыши, а колёса напоминали велосипедные. Изобретателями такого автомобиля считают немцев Готлиба Даймлера и Карла Бенца и американца Генри Форда. Учитель: - А сейчас посмотрите на экран. ( Автомобили, работающие на бензине, люди изобрели более 100 лет назад. Существуют различные автомобили. Это вид транспорта необходим для перевозки людей, каких-либо товаров.Но автомобили с бензинным двигателем сильно загрязняют воздух, поэтому учёные, инженеры разрабатывают новые виды автомобилей, например, электромобиль, который не загрязняет воздух.) Учитель: -Какие автомобили вам нравятся больше старинные или современные? Почему? Учитель: -Как мы назовём транспорт, для перевозки пассажиров? -Какие автомобили можно назвать пассажирским транспортом? Учитель: - Как мы назовём транспорт, для перевозки грузов ? -Какие автомобили можно назвать пассажирским транспортом? Учитель: -Существует ещё вид транспорта, который называют специальным. -Как вы думаете, ребята, почему его так называют специальным? -Какие автомобили можно отнести к специальному транспорту ?
Учитель: - Слово «специальный» в переводе обозначает «особый». Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Посмотрите на эти машины и запомните телефоны для вызова этих машин. Существуют ещё специальные машины: спортивные, почта, продукты -Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это - машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01 Физминутка - А сейчас немного отдохнём. . (Все дети встают около своих парт, выполняют понравившиеся движения под музыку ) | Учащиеся высказывают своё мнение, учитель корректирует высказывания детей. Пассажирский ( автобус, троллейбус, такси, трамвай) Грузовой ( подъёмный кран, камаз, экскаватор, бульдозер) ( если дети затрудняются, можно предложить поработать по слайду) |
6 этап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) (Групповая работа) |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, осуществляя проверку группового задания; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной и текстовой информации; умение составлять предложения на основе опорных слов, готовность слушать собеседника. |
Учитель: -Сейчас вы поработаете в группах. Прежде чем начать работать дальше, давайте вспомним правила поведения в группе. Муравьишка принёс одинаковый набор карточек для каждой группы (приложение 2) Попробуйте самостоятельно распределить автомобили по их назначению. 1 группа должна выбрать пассажирский транспорт, 2 группа- грузовой, а 3 группа специальный. На это задание вам даётся 2 минуты. Если группа готова – возьмитесь все за руки и поднимите их вверх. Учитель раздаёт группам: карточки - Для проверки посмотрим на слайд верно ли вы выполнили задание? (Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку). - Если в вашей группе допущена ошибка – поднимите руку. Вы исправили свою ошибку?
Учитель: - Несмотря на то, что внешне все автомобили разные, все они имеют одинаковые части. О том, как устроен автомобиль, мы посмотрим в учебнике на странице 60 и прочитаем, как называются основные части автомобиля. (Работа по учебнику и слайду) - Чем заправляют автомобиль, для того, чтобы он поехал? - Прочитаем в учебнике на странице 61 о том, что сообщает нам Мудрая Черепаха. - Как же сохранить чистоту воздуха? - Как вы думаете, автомобиль с каким двигателем любит Злючка-Грязючка, а какой автомобиль ей не нравится? (работа по учебнику с.61 ) Учитель: -Ребята, сейчас очень много разных автомобилей. Чтобы не было аварий нужно соблюдать простые правила. Как вы думаете, какие? | - Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу. Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками. Дети смотрят на слайд и осуществляют проверку. Ученики в группах при необходимости исправляют допущенные ошибки. То, чем заправляют машины, называется топливом
Автомобиль с бензиновым двигателем загрязняет воздух. Электромобиль работает на электричестве и не загрязняет воздух
Дети высказывают своё предположение |
7 этап. Обобщение и закрепление. (Контроль). (игровая ситуация) |
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации. Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний; сравнение собственных выводов с выводом в учебнике. |
Учитель: - А сейчас игра «Раскрась машину» - Каждый ученик вытаскивает себе машину и её раскрашивает. (приложение3). Затем наклеить в рабочую тетрадь. Стр.41 - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. Мудрая Черепаха очень довольна вами, и она хочет дать вам последнее задание. - Сейчас каждый получит тест ( приложение 4) и выполнит его. Если вы выполняете тест - поднимите руки. | Дети выполняют задание в группе. Группы самостоятельно выполняют задание и сигнализируют поднятыми руками. |
VII этап. Рефлексия. |
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |
Учитель: Ребята, так для чего нужны автомобили? Какие группы автомобилей вы запомнили? (Учитель по необходимости корректирует ответы детей). - Оценить работу на уроке помогут смайлики. Учитель: - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! А Вопросик и Мудрая черепаха прощаются с вами до следующего урока. | В течение 2 минут дать возможность высказаться детям. У каждого имеется набор кружков Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные кружки |
2. Какой транспорт должна заказать учительница, чтобы весь класс смог поехать на экскурсию ?
4.В автомастерской папе сказали, что надо перекрасить корпус автомобиля. Что будут красить мастера ?
5.Какое приспособление в автомобиле нужно, чтобы удерживать водителя и пассажира на месте в случае аварии?
6. Какое устройство нужно, чтобы управлять движением автомобиля?