животных, словарь Ожегова, компьютер с медио - проектором, анимационный
сюжет о стадиях развития бабочки, презентация о животных.
Тип урока: изучение нового материала с применением технологии критического мышления, элементов метода КСО.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа
Ход урока:
І.Организационный момент. Учитель:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
Помнить должен каждый
Урок сегодня важный.
ІІ.Повторение. Актуализация изученного. Учитель:
- Ребята, давайте вспомним. Чем отличаются живые существа от неживых? (Живые существа дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
ІІІ.Изучение новой темы.
Учитель: Сегодня поговорим об одном очень важном свойстве размножении и развитии животных. Прочтите, пожалуйста, тему урока «Размножение и развитие животных». Чтобы нам определиться, что мы знаем о размножении животных - это будет записано в 1 колонке таблицы, а то, что не знаете во 2 колонке, 3 колонку заполним в конце урока.
- Что же мы знаем?
Знаю
Хочу знать
Узнал
Размножение - воспроизведение себе подобных.
1) Как размножаются животные?
2) Как развиваются животные?
3)Как появляются детёныши?
4)Похожи ли детёныши на взрослых животных?
Посмотрите рисунки.
Какие бывают животные? Это кто? Какая группа? Как размножаются рыбы?
( Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки,
которые похожи на взрослых рыб, только очень малы. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.)
Бабочка на капусте откладывает яйца. Это класс насекомые.
Кузнечик - это насекомое, откладывает яйца.
Лягушка - это земноводные, вымётывают икру.
Ящерица - это пресмыкающиеся, откладывают яйца.
Аист - это птица, откладывает яйца.
Бурый медведь - это звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и
Отвечаем на второй вопрос. - Как развиваются животные?
В нашем учебнике нет определения слова развитие?
Если мы чего - нибудь не знаем, то гдемы можем найти? ( В книге, в справочнике, в словаре.)
Правильно, нужно посмотреть и найти в толковом словаре Ожегова. - Сейчас найдёт учащийся и прочитает определение слова развитие. Развитие - это биологический процесс, связанный сростом и изменением строения с момента зарождения организма до конца его жизни. (Таблица)
Прочитайте с доски, что такое развитие? Индивидуальная работа.
-На примере жизни некоторых животных рассмотрим, как происходит развитие. Самостоятельно прочитает и нам расскажет ученица, как развиваются лягушки, и покажет нам на картинках, откройте учебник стр. 106.
Мы с вами посмотрим развитие на примере кузнечика.
Самка кузнечика откладывает яйца в землю. Из яиц появляются личинки очень похожие на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое - большое и с крыльями.
Посмотрите, как происходит развитие бабочки - анимационный сюжет.
Обратите внимание на стадии развития бабочки, и чем развитие бабочки отличается от развития кузнечика? Будьте внимательны.
Кто желает записать на доске, какие стадии развития проходит бабочка? Яйцо - личинка - куколка - взрослая бабочка.
Ещё раз рассказываю и показываю по таблице размножение и развитие бабочки.
-Бабочка - крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
-Ребята, личинка кузнечика и бабочки похожа?
Нет. Личинка не похожа. Значит, развитие идёт с изменением или с превращением.
- Ученица, выходит и показывает, рассказывает, как идёт размножение и развитие лягушки. Рассказ ученицы.
Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб - настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются и постепенно превращаются во взрослых лягушек и жаб. Итог: Развитие бывает с изменением или с превращением.
- У бабочки и лягушки развитие происходит с превращением. Не у всех животных личинка похожа на взрослое животное, если не похожа, то развитие происходит с превращением.
ІV. Физкультминутка.
V.3акрепление нового материала.
Посмотрим и повторим, что вы запомнили. Откройте рабочие тетради с. 48 - 49 выполните задания №1 и №3. (Взаимопроверка, оценки друг другу выставляются.)
Когда выполните задания, проверьте друг у друга, поставьте оценки.
Работа в парах постоянного состава.
Запись на листочке оценок учащихся.
Ещё раз проверьте по таблице. (Таблица напечатана, вешаю на доску.)
Группа животных
Способ размножения
Откладывают
яйца
Откладывают икру
Рождают детёнышей
Насекомые
+
Рыбы
+
Земноводные
+
Пресмыкающиеся
+
+
Птицы
+
Звери
+
Выполните задание № 4 с. 50. Кто о чём вспоминает, думает?
- Проверка. Молодцы.
Скажите, пожалуйста, а мамы заботятся о своих детёнышах?
Презентация.
Некоторые мамы не заботятся (бабочки, лягушки).
Но есть животные, которые заботятся о своём потомстве. Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда откладывают яйца и насиживают их - согревают своим телом. Птенцы у птиц появляются на свет голыми, беспомощными. Им нужно много пищи. Скворцы, например, приносят птенцам корм 300 раз в день! Синицы - 400 раз! Родители защищают птенцов от врагов.
Большинство зверей заботится о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.
- Откройте учебники с. 108-109 посмотрите, как заботятся животные о своём потомстве.
VІ. Рефлексия.
- Оценитесвою работу на уроке.
VІІ. Подведение итогов урока:
Что узнали нового на уроке?
Чему учились?
- Кто может сочинить стихотворение из 4 строчек, рассказ, мини - сочинение о размножении и развитии животных?
- Чтение стихотворений, рассказов:
Лисица детенышей рождает.
Лисята прыгают и бегают, играют.
Она за ними только и следит.
И кормит их!
Оценки за урок комментируются, поясняю домашнее задание.
VІІІ. Домашнее задание:
с. 105 - 111чит., отв. на вопросы; рабочая тетрадь с. 48 №2, с. 50 №5.