Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. - Начинаем наш урок ознакомления с окружающим миром. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Слушаем внимательно, Работаем старательно. - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. | Учащиеся настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний. Загадка о реке. Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаешь ты меня. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий - в море. Бежит, бежит, не выбежит, Течёт, течёт, не вытечет. - Объясните, как вы догадались о том, что эта загадка о реке? Загадка об озере. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. Молодые берёзки Свои перед ним Поправляют причёски. И месяц, и звёзды – В нём отражаются… Как это зеркало называется? - Как вы поняли, что это озеро? Загадка о море. Шириною широко, Глубиною глубоко. День и ночь о берег бьётся. Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна- И горька и солона. Кругом вода, а с питьём беда. - Объясните, как вы догадались. - Как одним словом назвать: реку, озеро, море? - Вспомните, на каких водоёмах вам приходилось бывать? Расскажите. | Учащиеся отгадывают загадки. Объясняют отгадки. Учащиеся обобщают. (Водоём.) Учащиеся делятся личными впечатлениями. |
3. Мотивация учебной деятельности - Посмотрите на глобус. Какие цвета вы видите на нём? - Оттенков какого цвета больше всего? Почему? - Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему? - Можно назвать богатством Земли водоёмы? | - Синего. Синий цвет обозначает водоёмы, вода занимает 70% поверхности земного шара, а суша — только 30% - На земле мало чистой воды. - Да, они содержат запасы воды |
4. Постановка темы и целей урока. - Как вы думаете: какова тема сегодняшнего урока? - Чему вы будете учиться? | - Водные богатства - тема нашего урока. - Мы узнаем, какие существуют водоёмы, как они образуются. Мы научимся находить водоёмы на картах. |
5. Организация познавательной деятельности. - - Задумывались ли вы когда-нибудь над таким вопросом: Откуда и куда текут реки? - Послушайте сказку и ответьте: как образуются реки? | |
В день весенний и погожий Два шумливых ручейка Лезут под ноги прохожим: «Где река? Где река? Мы бежим издалека» Отвечает им народ- «Дальше, милые, вперёд» Разговаривая звонко Мчатся дальше вперегонки… Вдруг пред ними водоём Отразилось солнце в нём. Подбегают к водоёму Два весёлых ручейка, Говорит один другому: «Это вовсе не река. Попадешь сюда на горе, Не увидишь сине море – Здесь стоячая вода, Мне не хочется сюда». Оба в сторону метнулись И... нечаянно столкнулись, И слились в один ручей. Стал он больше и бойчей. И опять бегут вперед. Вправо, влево поворот... Вдруг навстречу выбегает Ручеёк из-под ворот. «Где река? Где река?» - Слышен голос ручейка. «Сами ищем. Сами ищем. Не нашли ещё пока. Слейся с нами - так втроём Мы её быстрей найдём». Вместе наши ручейки Мчатся к берегу реки, Трое - все в одном потоке, Словно давние дружки. «Разыскали, пострелята», -Улыбается река. И нырнули вглубь куда-то Три весёлых ручейка. И другие мчатся с кручи, Чтобы стать рекой могучей. | |
- Как же образуется река? - Чтобы река не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? - Мы уже говорили о ручьях и родниках. Ещё вода бежит в реку весной, когда тает снег. С весны, по осень идут дожди, которые пополняют запасы воды в реках. - Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье– место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый. - Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку. - | - Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую полноводную реку. Высказывания учеников. |
| |
Физкультминутка. | Ученики делают упражнения |
- | |
- Вспомните и скажите, какие водоёмы мы уже изучили? - Мы говорили о реке, озере, море. Это естественные водоёмы.Они созданы самой природой. | Ответы учеников |
- Но существуют искусственные водоёмы. Они созданы человеком. | |
| |
| |
- | Ответы учеников |
Самостоятельная работа. - Откроем рабочие тетради на с.34 (задания 1-3). | Ученики записывают в таблицу названия естественных и искусственных водоёмов; подписывают на схеме исток и устье реки, обозначают направление течения реки). Взаимопроверка |
- О каких водоёмах мы говорили на уроке? - На какие две группы можно разделить водоёмы? - Что относится к естественным водоёмам? - Что относится к искусственным водоёмам? - Какие части реки вы знаете? | Ответы учеников |
Зрительная гимнастика. 1.Посмотреть вперёд. Зажмурить глаза. Счёт 1- 4. Поморгать. 2.Посмотреть на переносицу и задержать взор. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1- 6. Поморгать. Повторяем 2 раза. 3.Посмотреть направо. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать. Посмотреть налево. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать. Посмотреть вверх. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать. Посмотреть вниз. Счёт 1- 4. Посмотреть вперёд. Счёт 1 – 6. Поморгать. 4. Закройте глаза, посчитайте до десяти. | Ученики выполняют гимнастику |
. | |
6. Рефлексия учебной деятельности. - Наше путешествие закончилось. Прочитайте, что говорит вам Капелька - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Что на уроке было интересным? - Что сегодня было трудно выполнять? Как вы с этим справились? | Ответы учеников |
7. Домашнее задание: составить правила поведения на водоёме или сочинить загадку о водоёме | Выбирают домашнее задание |