Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развить умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме "Степи России"»
Тема урока: Степи России 4 класс
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей. Познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать умение работать с картой, атласом-определителем и дополнительной литературой, а также с гербарием. Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
Карта природных зон; картины “Степь”, “Сухая степь”, “На полях Черноземья”, картины и изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших.
Ход урока I. Организационный момент (1 слайд)
– Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. О том, как потрудились дома, Поспешим друзьям рассказать.
II. Проверка знаний (2 слайд)
– Внимание, внимание! Первое задание: О роли леса схему здесь нарисовать И все по схеме рассказать.
Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников.
– Внимание, внимание! Второе задание: О проблемах леса схему здесь нарисовать И все по схеме рассказать.
Индивидуальный ответ по теме “Роль леса в природе и жизни людей” с дополнениями одноклассников (3 слайд)
Дым костра, углей сиянье, Серый пепел и зола. Дразнит наше обонянье Дух картошки у костра. Не пришла беда, Вы составили памятки, “Как разводить костер”? – Да!
Зачитываются три памятки.
– Как вы считаете, какая из памяток самая подробная? (Ответы детей.)
Раз иду я через двор И слышу такой разговор: “Мы на солнечной поляне Загорали, жгли костер, Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели... Веселились как могли, Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора!”.
– Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха. (В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище нужно закрыть дерном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать, они сгниют.)
Тест “Природная зона лесов”
(Пишут тест ребята 1 ряда, по вариантам)
1 вариант
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей; б) двух частей; в) трех частей; г) одной части.
а) обязанность государства; б) обязанность государства и долг каждого гражданина; в) забота самих обитателей леса.
Индивидуальная работа по карточкам (ученики 2 ряда)
1. Исправь географические ошибки в тексте:
Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (правильно – редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (правильно – является) домом для растений, животных, грибов.
2. Найди лишние географические объекты:
а) Земля Франца-Иосифа, Северная земля, остров Сахалин, остров Врангеля; б) Баренцево море, Берингово море, Карское море, море Лаптевых; в) Обь, Енисей, Волга, Саяны, Ангара.
3. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
а) голубика – лемминг – белая сова, песец (в тундре); б) лишайник ягель – олень – волк (в тундре).
4. Вставьте пропущенные названия зон:
а) ...(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; б) ...(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники; в) ...(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Фронтальный опрос. Показать природные зоны Слайд 1
– Назовите части лесной зоны.
– Какие деревья произрастают в каждой их этих частей?
- А зовет дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей. Запишите тему путешествия: “Зона степей” (записать на доске и в тетрадях).(слайд 8)
- “Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная...” – поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?
Работа ведется в парах. На каждую парту раздается
карточка – “помогай-ка” (слайд 9)
Где расположена зона степей?
Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
В каком тепловом поясе находится зона степей?
Как выглядит земная поверхность зоны?
- О чем рассказала нам карта? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Ее территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской.)
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины “В степи”). Так выглядит степь ранней весной. Здесь теплое, продолжительное, засушливое лето.
- Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина “Сухая степь”).
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи и экологи.
Работа по группам:
Материалы для ботаников (слайд 10)
Гербарий, карточки с изображением растений, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Растения”, учебник (стр. 114,115).
Карточка – “помогай-ка”:
Общая особенность растений.
Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
Материалы для зоологов:
Картины и карточки с изображением животных, атлас-определитель, энциклопедия “Я познаю мир. Животные”, учебник (стр. 116-118).
Карточка-“помогайка”:
Отличительная черта степных животных.
Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
Материалы для экологов:
Карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу, учебник (стр. 119, 120).
Карточка-“помогайка”:
1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
IV. Физкультминутка (слайд 11)
– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).
Рассказ ботаников (слайд 12-13)
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевернутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария, закрепление карточек на стенной карте). Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария). Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу– Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте).
– Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозем – самая плодородная почва в мире. покрывают землю сплошным ковром. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов: (слайд 14)
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки (показ рисунков), в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности (закрепление карточек на стенной карте).
Рассказ экологов (слайд15-16)
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (картина “На полях Черноземья”). Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв (фотография). В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы по знакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
V. Закрепление изученного материала (слайд 17-18)
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам составить и записать две-три цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения – хомяки – степная гадюка;
Растения – насекомые – серая куропатка – степной орел
Как приспособились растения к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном – некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель; неумеренный выпас скота; браконьерство.)
Запишите в тетради растения и животных степи, которые вы запомнили.