1 2 3 4 5 6 7 8 | Самоопределение к деятельности Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. Первичное закрепление Обобщение и закрепление Домашнее задание Рефлексия | (1-й слайд презентации) -Доброе утро, ребята! -Ребята, что необычного сегодня на нашем уроке? (на экране СОЛНЫШКО) -Улыбнитесь друг-другу, как улыбается это солнышко и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла (СЛАЙД) -Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной: -Я желаю тебе сегодня добра, Ты желаешь мне сегодня добра, Если будет трудно, я тебе помогу. Ребята, как вы думаете, зачем у нас сегодня столько гостей? -Как мы должны работать на уроке? Ну, вот, а у меня всё падает! (Учитель роняет под стол любой предмет, достаёт его, при этом незаметно для детей пачкает щёку) -Кто поможет мне привести себя в порядок? (на столе салфетки бумажные, влажные и носовой платок) -Ребята, как вы думаете, почему я не могла дальше в таком виде вести урок? -Подберите слово противоположное слову ГРЯЗЬ -Работа в группах У вас на партах лежат красные конверты, в них слова. -Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? Составьте из данных слов предложение. (СЛАЙД) Тема нашего урока: ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ. Какую цель мы поставим? А вот какие задачи мы будем решать сегодня на уроке вы должны определить сами. В жёлтых конвертах задачи. Ваша цель- выбрать лишь те, которые будут отвечать теме нашего урока. От чего зависит здоровье человека? Кто такие микробы? Как микробы попадают в наш организм? Микробы полезны или вредны для организма человека? Выяснить, чем отличаются цветковые и хвойные растения. Уметь находить на глобусе экватор, Северный и Южный полюсы.) -Не испугались таких трудных задач? -Ребята, сделайте предположение что такое здоровье? (СЛАЙД 7) -От чего зависит наше здоровье? (СЛАЙД 8) Работа в группах (ЗЕЛЁНЫЕ КОНВЕРТЫ) 2 группа выбрать полезные продукты питания ( в пакете: чипсы, конфеты, колбаса, мёд, сок, лимонад, апельсины, бананы, яблоки, груши) -Ребята, нам пришло письмо. Прочитайте его. (Конверты с письмом, раскрывают и читают сначала про себя, затем вслух) - -О чём это письмо? -Почему надо мыть руки с мылом перед едой? -Только ли перед едой надо мыть руки? Почему? Вспомните, каких предметов вы сегодня касались. Твои руки касаются огромного количества предметов: дверных ручек, денег, обуви. Вымытые руки быстро становятся грязными . Учитель от лица Злючки- Грязючки говорит: « А вот и я, Злючка- Грязючка. Люблю ребят, которые не чистят зубы! Ребята, которые не моют руки, - мои лучшие друзья!» - Мне нужны по 1 человеку из группы 1 ребёнок споласкивает руки и не вытирает, 2 ребёнок - моет руки и вытирает их полотенцем, 3 ребёнок - моет с мылом только ладошки и вытирает полотенцем, 4 ребёнок – моет тщательно руки со всех сторон и вытирает их. -Кто из ребят правильно вымыл руки? (СЛАЙД 9) От простой воды и мыла у микробов тают силы. (СЛАЙД 10) - -Ребята, как вы думаете, что могут обозначать эти слова СТРАШНАЯ СИЛА (СЛАЙД 11) Георгий Юдин написал стихотворение с таким названием. Расположите в правильном порядке строфы и прочитайте выразительно стихотворение СТРАШНАЯ СИЛА В глубоком чёрном подземелье Микробы страшные живут. И терпеливо днём и ночью Они детей немытых ждут С немытых рук пролезет в рот Противный, маленький микроб. Но только не надо бояться! Надо сопротивляться! Ведь эта страшная сила Боится простого мыла! -О чём это стихотворение? -Кто же такие микробы? На «экране» группой нарисуйте, как вы представляете себе микроб. (СЛАЙД ) В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели свое «объяснение» этому — они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы. Оказывается виной всему были микробы. (СЛАЙД) Микробы появились на нашей планете задолго до человечества, и будут продолжать здесь жить, если по каким-то причинам оно вымрет. Поэтому кто у кого в гостях, еще вопрос. Возможно, это именно они построили тот мир, в котором мы сейчас живем, и с их помощью были созданы растения и животные -- для наилучших условий проживания микроорганизмов Впервые микроорганизмы были открыты более 250 лет назад, в XVII веке, когда появилась возможность наблюдать их при помощи оптических приборов — луп, дававших увеличение в 160—200 раз. Крупный вклад в науку о микробах внес известный русский ученый микробиолог Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.). (СЛАЙД) Микробы — это мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы. Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы могут иметь разнообразную форму, состоят они из одной клетки, исключение составляют только некоторые грибки. Одни микроорганизмы неподвижны, у других имеются реснички или жгутики, при помощи которых они передвигаются. (СЛАЙД) Микробы широко распространены в природе. (СЛАЙД) Микроорганизмы делятся на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибки, вирусы. Самый распространенный вид микробов – это бактерии, одноклеточные микроорганизмы размером от 0,5 до 5 микрон (тысячных долей миллиметра). Бактерии являются возбудителями холеры, дизентерии, брюшного тифа, сальмонеллеза, туберкулеза, коклюша, ангины, некоторых видов бронхита, а также сепсиса, сибирской язвы и кожных инфекций. К микробам относятся и патогенные грибы. Они вызывают многие кожные болезни, например, лишай. Вирусы. Эти одноклеточные и очень мелкие граждане не могут жить без клетки хозяина, то есть являются абсолютными паразитами. -Где могут обитать микробы? В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник. -Каким образом микробы могут попасть в наш организм? Если взять немытыми руками еду, то микробы «переберутся» на продукты, и вместе с едой могут попасть в твой организм. - Что необходимо сделать с такими продуктами? (2 ПРОБИРКИ С ВОДОЙ) -В какой из пробирок с водой больше микробов? -Почему? Рассмотрите каплю чистой воды под микроскопом и каплю грязной , сделайте вывод. -А в воде из колодца есть микробы? (Видео) Так, например, в одном грамме загрязненной воды могут быть десятки миллионов микробов, в одном грамме унавоженной почвы — миллиарды и т. д. -Каким способом мы можем уничтожить микробов в воде? Подавляющее большинство микробов разрушается при воздействии высоких или низких температур. Иначе говоря, кипячение и замораживание резко снижает количество микробов в чем бы то ни было. Как показывает практика путешественников, можно пить даже болотную воду -- если ее предварительно вскипятить. То же и с едой -- хорошо прожаренные мясо или рыба не страшны никакими бактериями. -Микробы-это живые существа? Вспомните и назовите признаки живых существ. Как и всякие живые существа, микроорганизмы питаются и размножаются. У микробов нет специальных органов пищеварения. Питательные вещества проникают в микроорганизмы через оболочку клетки. Поэтому для развития микробов хорошей питательной средой являются продукты, содержащие много воды, — молоко, бульоны, мясо, рыба и т. д. Для размножения микробов, кроме питательной среды, необходима благоприятная температура (37—40°). При наличии питательной среды и соответствующей температуры микробы могут очень быстро размножаться В неблагоприятных условиях микроорганизмы быстро погибают. Большинство микробов не может существовать без доступа воздуха, из которого они поглощают необходимый им для дыхания кислород.
-Ребята, а как вы думаете, какое количество микробов нас окружает? (СЛАЙД) На столах, телефонах, которых касается заболевший гриппом, вирусы могут сохраняться до 72 часов -- в капельках слюны и слизи. И вообще, как выяснили ученые, офисные предметы -- главные рассадники любой заразы, особенно там, где не только работают, но и перекусывают. На одном квадратном дюйме поверхности телефонного аппарата умещается до 25 127 бактерий, на клавиатуре -- 3295 бактерий, а на мыши -- 1676. Для сравнения: на сиденье унитаза в среднем обнаруживается 49 бактерий. -Как избавиться от микробов в данном случае, ведь ни телефон, ни клавиатуру не прокипятишь? Поэтому очень неплохо регулярно протирать свои рабочие места и дверные ручки дезинфицирующими салфетками. В период вирусной эпидемии -- обязательно! У каждого из нас в желудке в 1 миллилитре живет около 1000 микробов. В кишечнике, также в 1 миллилитре, -- около триллиона. И если даже очень хорошо помыть руки, на них останется 100 микроорганизмов на 1 сантиметр квадратный. При рукопожатии передается 10 миллионов бактерий, а при поцелуе -- 42 миллиона". Только в ротовой полости человека биологи насчитывают до 100 различных видов микробов. Отгадайте загадку:Полон хлебец белых овец.(Зубы) Стихотворение С.Михалкова “Как у нашей Любы...” Как у нашей Любы Разболелись зубы: Слабые, непрочные- Детские, молочные... Целый день бедняжка стонет, Прочь своих подружек гонит: -Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет, Полосканье в чашке греет, Не спускает с дочки глаз. Папа Любочку жалеет, Из бумаги куклу клеит, Чем бы доченьку занять, Чтобы боль зубную снять?
(СЛАЙД) - Вам нравятся эти зубки? -Почему? Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу) Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми? Игра “Да, нет” (автор И. И. Савчук). Я хочу вам дать совет, вам решать, где да, где нет. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет говорите дружно: нет. Постоянно нужно есть для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет! Говорила маме Люба: Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Нет! Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять. Выдавить полтюбика И почистить зубики. Это правильный совет? Нет! Ох, неловкая Людмила, На пол щетку уронила. С пола щетку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? Нет! Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Зубы вы почистили И идете спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет! Запомните совет полезный: Нельзя грызть предмет железный, Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Чтобы зубы укреплять, Полезно гвозди пожевать. Это правильный совет? Нет! Молодцы, не оплошали, Правильно советы дали. Запомнить надо на 100 лет, Что зубам полезно, а что нет. Практикум “Чистка зубов”. Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды полоскать рот, ympoм и вечером чистить зубы) Что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Необходимы зубная щётка, паста) Как правильно чистить зубы? Возьмите в руки зубные щётки Вы позавтракали вкусно? Зубы вам почистить нужно. В руку щёточку возьмем, Зубной пасты нанесем. И за дело взялись смело, Зубы чистим мы умело: Сверху вниз и справа влево. Снизу - вверх и снова влево. Их снаружи, изнутри Ты старательно потри. Чтоб не мучиться с зубами, Щётку водим мы кругами. Зубы чистим осторожно, Ведь поранить десны можно... А потом что? А потом Зубы мы ополоснем. Нам понадобиться кружка... Улыбнемся-ка друг дружке, Поработаем умело, Чтобы зубки стали белы! Заканчивая разговор о зубах, хочется дать очень хороший совет: Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты Очень важные продукты. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: К стоматологу идем В год два раза на прием. И тогда улыбки свет Сохранить на много лет. Учёные выяснили, что плотность микроорганизмов в теле человека составляет примерно 10 млрд. на 1 кв. сантиметр. (СЛАЙД) -Каким образом человек может бороться с микробами, которые живут на его теле? Традиционный банный день достаточно устраивать раз в неделю. А вот душ можно принимать и дважды в день, но не горячий, а прохладный, без мочалки и мыла и не дольше пяти минут. Еще лучше, если есть возможность не вытираться полотенцем, а дать телу высохнуть самому. _А все ли микробы вредные? Это вы узнаете, прочитав письмо, которое вам прислал Доктор Айболит.
Многие из нас неоднократно слышали и встречали такое понятие как лактобактерии, которое все чаще употребляют в рекламе. При этом мало кто знает, что лактобактерии помогают нам в нашей домашней жизни. Так, например, именно они принимают участие при засолке, мариновании овощей и многих продуктов. Как ни странно, но они живут в нашем желудке и кишечнике и помогают переваривать пищу. Благодаря их жизнедеятельности вырабатывается молочная кислота, разрушающая вредоносную микрофлору нашего организма. (СЛАЙД) -Микробы полезны или вредны? -А какое количество микробов должно быть в организме человека и вокруг него? Бактерий в организме, как волков в лесах, должно быть не много и не мало, а ровно столько, сколько нужно. Что касается инфекций, то страшен не микроб сам по себе, а их общее количество! -У вас у каждой группы на парте синий конверт, в нём задание. Прочитайте его, выполните и дайте нам ответ. (Рассмотри рисунки и отметь изображения тех вещей, которые по правилам гигиены никому нельзя давать) -Назовите тему нашего урока. -Чем занимались в ходе урока? -Какие задачи решили? -Мы ответили на все вопросы. -Где в жизни пригодятся знания, полученные на уроке? Найти и прочитать Г.Остера «Петька-микроб» -У вас на партах «ладошки». Если вам понравился урок и вы взяли из него для себя много полезного - поднимите ладошки вверх. А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового - опустите ладошки вниз. -Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы. Чтобы были вы красивы, Чтобы не были плаксивы, Чтоб в руках любое дело Дружно спорилось, горело, Чтобы громче пелись песни, Жить чтоб было интересней, Нужно сильным быть, здоровым- Эти истины не новы! Спасибо вам за урок! | Сидят за партами, слушают учителя. Поворачиваются друг к другу и произносят слова. Предположения детей Ребёнок делает выбор и объясняет его. Вывод: грязь, некрасиво, человек выделяется на фоне остальных, опасно для здоровья -ЧИСТОТА Составление предложения ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ. Показать, что здоровье человека зависит от того как он следит за собой От чего зависит здоровье человека? Кто такие микробы? Как микробы попадают в наш организм? Микробы полезны или вредны для организма человека? Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух. «ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ВАЖНОМУ ВОПРОСУ» Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем – Перед каждою едою, После сна и перед сном! Ю. Тувим
- Ответы детей. -Предположения детей - Дети делают предположения. -Работают на экранах Там, где тепло и повышенная влажность. Смотрят, анализируют, доказывают, делают вывод. Ответы детей. -Прокипятить воду Дышат Растут Питаются Размножаются Умирают Предположения детей Зуб был поврежден, в нем дырка Нет Они гнилые. -Ответы детей -Предположения детей И полезны, и вредны Предположения детей Читают письмо. Делают выводы. Зубная щётка, расчёска, мочалка, полотенце, стакан. Ответы детей | Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. Познавательные Логические Анализ объектов Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Управление поведением партнера Регулятивные Планирование Волевая саморегуляция Личностные Нравственно-этическая ориентация Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий. Познавательные 1.Общеучебные Смысловое чтение Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания 2. Логические Анализ объектов Синтез объектов Сравнение объектов Классификация объектов Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные Общеучебные Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме 2. Логические Анализ объектов Сравнение объектов Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Личностные Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Познавательные Общеучебные Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания Смысловое чтение Логические Анализ объектов Синтез объектов Сравнение объектов Классификация объектов Коммуникативные Постановка вопросов Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка) Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Коррекция Волевая саморегуляция Личностные Логические Анализ объектов Сравнение объектов Синтез объектов Классификация объектов Построение логической цепи рассуждения Установление причинно-следственных связей Доказательство Познавательные Общеучебные Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания Логические Анализ объектов Сравнение объектов Коммуникативные Постановка вопросов Умение полно и точно выражать свои мысли Регулятивные Планирование Личностные Анализ объектов Сравнение объектов Классификация объектов Построение логической цепи рассуждения Установление причинно-следственных связей Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. |