1 | Самоопределение к деятельности-1мин | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности | Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляю ситуацией самооценки. -Ребята, начинается урок окружающего мира. Проверьте и оцените свою готовность. | Слушают дежурного. Выполняют самооценку готовности по критериям: -самостоятельность подготовки, -эмоциональный настрой на урок. | Формальная готовность к уроку. самоконтроль. самооценка. |
2 | Актуализация знаний, мотивация – 5 мин | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Организую ситуацию успеха, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. - Откройте оглавление. Какие важные темы рассмотрели в изученной 3 главе? Теперь вы знаете и умеете больше? -Как вы считаете, всё ли вы про здоровье уже знаете? Нужно ли нам двигаться дальше? Тогда в путь! Прочитайте название главы 4.как думаете, в этой главе важные темы? Определите тему сегодняшнего урока. -Фиксирую тему урока. Опираясь на жизненный опыт детей, в парах обсуждаем и находим ответ на вопрос: -Почему надо мыть руки с мылом перед едой? Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания – незнания в ходе коллективной беседы и парной работы - Почему для здоровья важна чистота? Рассмотрите свои руки. - Кто считает, что они чистые? Кто уверен, что знает, как часто нужно мыть руки? Кто считает, что это нужно уточнить? Как правильно мыть руки? -А Миша побывал на работе у мамы и теперь не пьёт сырую воду. Почему? | Находят оглавление, читают, слушают, в ходе коллективной беседы отвечают на вопросы. Общепринятыми знаками показывают реакцию на ответы одноклассников. -Мы закончили изучать 3 главу. Теперь мы знаем, что человек – существо разумное. Узнали, как правильно питаться и зачем нужно соблюдать режим дня. Находят и читают название главы 4. Оценивают важность тем. Определяют и читают тему урока. Подают сигнал. В парах обсуждают. Пробуют высказать своё мнение. Мнения разделились -Я не уверен, что точно знаю, когда мыть руки важнее? Как их правильно мыть? Высказывают свою точку зрения. Говорят о микробах. | Воспроизведенные знания. Осознание необходимости получения новых знаний |
3 | Постановка учебной задачи-2мин | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель | Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. -В чём наша трудность? - Какой цели вы хотите достигнуть? - Станет ли новое знание полезным? С кем вы можете поделиться открытиями? -Я согласна с вами, чтобы научиться бороться с микробами, нужно знать и соблюдать правила чистоты. Фиксирую учебную задачу в виде модели (Приложение 1) Мы достигнем цели, если найдем ответы на эти вопросы. Предлагаю обсудить критерии. -Что мы будем оценивать в течение урока? -Поднимите руку, кто хочет достигнуть цели урока и помочь Мише разобраться! Рассмотрите страницы учебника, какие действия помогут достигнуть цели? | Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Обсуждают цель в парах, формулируют учебную задачу. Трудность в том, что мнения ребят разные. Мы не знаем точно, как действовать, чтобы быть здоровым. -Наша цель: проверить, все ли правила чистоты мы знаем и соблюдаем. Разбираться будем вместе и самостоятельно! После научим младших братьев! -Мы будем оценивать умение договариваться, активность, самостоятельность, и правильность выполнения заданий. -Реагируют на мотивацию. Читают условные знаки. Высказываются. – Будем читать и думать, работать со словарём, рассматривать рисунки, рассказывать, работать в паре. | Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4 | Решение учебной задачи-20мин | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию правил гигиены, алгоритма мытья рук. | Организую ситуацию решения учебной задачи, используя систему заданий и вопросов, позволяющих найти нужные правила. Прошу прочитать отрывок из стихотворения Г.Юдина ( с. 73) Прошу ответить на вопросы строчками текста. -Кто такие микробы? Где они живут? Какого они размера? Как можно бороться с микробами? Стало ли понятнее, почему Миша не пьёт сырую воду? Предлагаю самостоятельно познакомиться с текстом на с. 71-73, читая цепочкой. Подумайте и посоветуйтесь с соседом, что важного вы узнали из текста. Чьё мнение совпало с соседским? -Можно сказать, что мы приблизились к цели? На какие вопросы мы нашли ответы. Можем ли мы уже сейчас заканчивать урок? Обращаю внимание учеников на то, что, хотя микробов мы не видим (их можно разглядеть только при большом увеличении), они живут повсюду — в воздухе и воде, в почве и на поверхности предметов. Многие из них вызывают заболевания человека. Возникает вопрос: Когда и как болезнетворные микробы могут попасть в наш организм? Предлагаю учащимся выполнить групповое проектное задание, приготовить рассказ- ответ на данный вопрос. Каждая группа получает инструкцию, таблицу продвижения и самооценки Приложение 2 . Прочитать текст учебника и рассмотреть указанные в инструкции рисунки на с. 74—75 и подготовить рассказ. Группа 4 готовит рассказ о правилах гигиены. Приложение 3. Это задание совмещается с динамической паузой, поскольку, работая в группах, дети могут двигаться, свободно общаться, стараясь не шуметь. Вернёмся к цели урока. Всё ли достигнуто? -Составим план (алгоритм) действий для мытья рук. -Выполним действия по алгоритму. | Решают учебную задачу, обсуждая и выдвигая гипотезы в коллективной, парной деятельности, осуществляют поиск необходимой информации. Находят и читают отрывок. Отвечают на вопросы, выборочно перечитывая текст. -Читают цепочкой, следят, осуществляют самоконтроль. Из текста узнают, что микробы — это крохотные живые организмы, на точке в конце предложения их может быть более тысячи. На детей производит впечатление картинка, которую увидел Миша в микроскоп в капле сырой воды. Рассмотрев, как выглядят эти существа на рисунке (с. 72—73), они не останутся равнодушными к решению Миши не пить некипяченую воду. Выполняют задание в 1,2,3 группах, самостоятельно находят и читают нужные строки, рассматривают нужные рисунки ( по два рисунка на группу). Используют игру «Буксир» (один читает, все успевают следить). Группа 4 готовит выступление о правилах гигиены. Предъявляют результат. Слушают друг друга. Реагируют на ответы условными знаками (принятыми в классе). Осуществляют самооценку. Школьники выполняют точные указания учителя, которые сводятся к алгоритму. 1. Закатайте рукава. Одежда не должна мешать. 2. Смочите руки водой. 3. Возьмите мыло и намыльте им руки до появления пены. 4. Потрите ладоши. Не забудьте потереть тыльные стороны рук. 5. Смойте пену. Если с рук течет грязная пена, значит, руки еще грязные. Надо их ополоснуть, еще раз намылить и смыть пену вторично. 6. Насухо протрите руки чистой салфеткой. | Сформулированные правила гигиены, план (алгоритм) мытья рук |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе, оценка – 5 мин | Формирование и развитие ЦО к выполнению правил гигиены. | Предлагаю выполнить задание № 64 в тетради для самостоятельной работы. Прочитай правила гигиены. Всегда ли ты их выполняешь? Ответь честно! Оцените свою работу. Что получилось, что хочется изменить. Почему? | Находят задание и выполняют самостоятельно. Предъявляют результат работы. | Умение определять уровень помощи своему организму выполнять правила гигиены. |
7 | Итог урока. Рефлексия деятельности, домашнее задание- 2 мин | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Организую итоговую самооценку в соответствии с критериями. -Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? -Оцените свою работу по цветовой шкале. (принятой в школьной системе оценки) -Кто оценил свою работу зеленым цветом?(сигнал) Почему?(заслушиваю). Кто оценил себя также? Кто иначе? Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор. -Дома порадуйте родителей новыми умениями и выполните задание на выбор 1. В учебнике с. 76 (рассказ по рисунку). 2. Хрестоматия с. 128 (рассказ) Урок окончен. | Участвуют в организованной дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. -Мы поняли, какие правила гигиены важно соблюдать Узнали, как правильно мыть руки. Всё получалось, потому что мы работали дружно в парах, самостоятельно, все вместе, в группах. В дневнике отмечают результаты оценки (закрашивают клетку самооценки нужным цветом) Комментируют самооценку. Поднимают руки. Осуществляют самоопределение, выбор и запись домашнего задания. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |