Просмотр содержимого документа
«Урок по математике в 4 классе "Задачи на движение"»
4 класс
Тема: задачи на движение.
Цель: закрепить умение решать задачи на движение.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение анализировать и решать простые и составные задачи на движение;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать коммуникативные компетентности обучающихся: умение работать в группе;
- учить применять на практике знания, полученные в ходе изучения данной темы;
- формировать умение принимать коллективные решения.
Развивающие:
- развивать внимание, оперативную память, логическое мышление и математическую речь учащихся;
- развивать чувство ответственности;
- развивать интерес к точным наукам.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем мире;
- расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация; карточки для групповой и индивидуальной работы; таблица-опора «Формула пути»; физическая карта Казахстана, конверты с заданиями.
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствие. Сегодня на уроке у нас гости, которых мы очень рады видеть.
С1694 по 1778гг. жил французский писатель и философ Вольтер. И сейчас мы постараемся решить его философскую задачу: Что самое быстрое, но и самое медленное, самое большое, но и самое маленькое, самое короткое и самое продолжительное, самое дорогое и дешево ценимое нами? (время)
-Когда время идет быстро? Когда медленно?
Сегодня на уроке мы будем беречь время. Я приготовила много заданий и все их нужно успеть выполнить.
У вас есть машинки, на которых вы будете оценивать выполненные задания. (Светофор: зеленый - выполнил хорошо, желтый – были затруднения, красный – не выполнил, не понял задание)
2. Создание коллаборативной среды.
Рефлексия эмоциональная «Смайлики».
Нарисуйте смайлик, какое у вас настроение сейчас.
3. Постановка темы и цели урока. (слайд)
Есть такое выражение «Включи МЫСЛЬ на полный ход…», что оно значит?
Да, это фразеологизм «ПОЛНЫМ ХОДОМ», значит с предельной скоростью, быстротой…(слайд)
Как вы думаете, на какую тему будет наш урок? (слайд)
Прочитайте, как это слово звучит на казахском и английском языках.(Плакат)
Подумайте, ребята! Нужны ли нам умения решать задачи на движение? Зачем они нам необходимы? (Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т.д.)
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться? (Решать задачи на движение, составлять свои задачи на движение).
Опорная схема Решать, Составлять.
4.Актуализация опорных знаний.
Каллиграфическая минутка.
Записать число, классная работа.
Из цифр 5, 1, 2 составьте шестизначные числа. (проверка - Закрасить часть машинки)
Сегодня 5 декабря.
Что может обозначать еще число 5? (скорость человека)
Устный счет.
Какие существуют виды задач на движение?
• Движение в противоположном направлении
• Движение навстречу друг другу
Что общего и в чём различия этих задач?
• ОБЩЕЕ: есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние
• РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.
Чтобы решать задачи на движение, какие понятия нам нужны? (скорость, время, расстояние)
- Как найти скорость?
- Как узнать расстояние?
- Чтобы узнать время, надо …
Вывесить таблицу.
Работа по карточкам. В парах
- Какие величины не используются в задачах на движение? Зачеркните.
км
кг
м²
ц
дм
л
мин
см
с
м/с
т
км/с
см²
ч
мм
км/ч
- Распределите оставшиеся величины в 3 группы. (3 человека у доски, остальные в тетрадях)
S – км, дм, см, мм.
V – м/с, км/с, км/ч.
t – с, мин, ч.
Оценивание – закрасить часть машинки
Блиц-турнир.
Перед вами карточка из 9 квадратов. В каждый из квадратов вы должны поставить + или – в зависимости от ответа на вопрос.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- На выполнение задания отводится 1 минута.
1. Скорость – это быстрая езда.
2. Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.
3. Пешеход может двигаться со скоростью 60 км/ч.
4. Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
5. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
6. Расстояние измеряется в км/ч, м/с.
7. Время движения объекта можно выразить в мм, см, м, км.
8. Чтобы найти время, нужно расстояние умножить на скорость.
9. Если расстояние разделить на скорость, мы узнаем время движения объекта.
Определите вид задачи? (движение в противоположных направлениях)
• Что известно в задаче?
• Что надо найти?
Записать в тетрадь и на доске решение задачи.
У кого есть другое решение.
А кто запишет выражением.
80 · 3 = 240 (км)
110 · 3 = 330 (км)
240 + 330+ 65 = 635(км)
110 + 80 = 190 (км/ч)
190 · 3 = 570 (км)
570 + 65 = 635 (км)
80 · 3 + 110 · 3 + 65 = 635 (км)
(110 + 80) · 3 + 65 = 635 (км)
Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
Оценивание – закрасить часть машинки.
Индивидуальная работа по карточкам (дифференцированные задания – конверты разного цвета). Записать решение в тетрадь.
Задача. Туристы ехали на автобусе 3 часа со скоростью 80 км/ч. Потом шли пешком 2 часа со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние они преодолели?
1.Реши задачу по действиям.
2.Какое расстояние преодолели туристы, вернувшись обратно?
3.Запиши решение задачи выражением. Составить обратную задачу.
Самопроверка (слайд) – закрасить часть машинки.
7. Итог урока
- Какое задание было для вас наиболее сложным?
- Пригодятся ли вам знания на расчет времени, скорости, расстояния в жизни?
8. Рефлексия
- Народная пословица гласит: «Тише едешь – дальше будешь».Слайд
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если двигаться не очень быстро и с осторожностью, то можно доехать без происшествий).
- Почему нужно соблюдать правила дорожного движения и быть внимательными на дороге?
Нарисовать смайлик, какое у вас настроение в конце урока.
На дорогу поставьте машинку. Все удалось. Справился, но были ошибки. Было трудно, задания не понял.
Дополнительное задание.
Ребята, в начале урока мы говорили об экономии времени. Вы быстро все выполнили, и у нас осталось время для решения интересных задач.
Вика на дорогу в школу из дома тратит 10мин. Сколько минут она потратит, если пойдет вдвоём с братом?
Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120минут. Как объяснить такую разницу?
Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы?
Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько км пробежала каждая лощадь?