Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Улыбкой поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора.
- Проверим готовность к уроку:
- Хозяин на уроке - учебник, его помощники – тетрадь, ручка, линейка, карандаш, светофорчики. Всё на месте?
2. Создание мотивации к учебной деятельности:
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами совершим путешествие в страну «Математика» и побываем на разных станциях этой страны.
- Чтобы открыть двери этой страны, надо выполнить разминку.
3. Актуализация знаний:
а) Работа над задачами;
- Вспомните, какие знаки прячет предлог «на», а какие предлог «в»? (Дети говорят: +, -, *, : )
- решите задачи:
Если ответ товарища верный, вы показываете зелёный кружок, если неправильный – красный.
1. Сыну 8 лет. Отец в 4 раза старше. Сколько лет отцу? (32 г)
2. С одной яблони собрали 18 кг яблок, а с другой на 4 кг меньше. Сколько кг яблок собрали со второй яблони? (14 кг)
3. Бабушке 60 лет. Внук в 10 раз моложе бабушки. Сколько лет внуку? (6 л)
4. Высота берёзы 9 метров, а дом на 3 метра выше. Какова высота дома? (12 м)
5. В деревне 25 деревянных домов, а каменных в 5 раз меньше. Сколько каменных домов в деревне? (5 д)
(учитель пишет на доске – 32, 14, 6, 12, 5, )
- Какие цифры встречаются в записи этих чисел? (1, 2, 3, 4, 5, 6, )
- Запишите на карточке все числа, которые можно составить, используя эти цифры, работу выполняете по вариантам:
- для 1 варианта цифры 1, 2, 3
- для 2 варианта цифры 4, 5, 6
123 456
213 654
321 564
312 546
231 465
132 645
- Запишите полученные числа в порядке возрастания в тетрадь
123, 132, 213, 231, 312, 321
456, 465, 546, 564, 645, 654
- прочитайте записанные вами числа
б) Найди закономерность;
На доске числа: 712, 622, 532, 442…
- Посмотрите на ряд чисел и попробуйте его продолжить, соблюдая закономерность 352, 262, 172
- Какую закономерность вы увидели? (количество сотен уменьшается на одну, десятков увеличивается на один, единиц остаётся без изменения)
в) Вычисли и представь в виде суммы разрядных слагаемых.
- №4(2) - (дети записывают на доске сумму разрядных слагаемых)
г) Беседа.
- Посмотрите на числа записанные у вас в тетрадях, на числа записанные на доске и скажите, что общего у этих чисел? (они 3-х значные)
- Почему они так называются? ( записаны с помощью 3-х цифр или 3-х знаков)
- Из каких разрядов состоят 3-х значные числа? (ед., дес., сот.)
- Посмотрите на этот ряд чисел и назовите наименьшее число (172)
- Что в этом числе обозначает цифра 2? (ед.)
- Что обозначает цифра 7? (дес.)
- Что обозначает цифра 1? (сот.)
- Что вы умеете делать с 3-х значными числами? (читать, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, выполнять сложение и вычитание)
остановка «Думай – ка»
4. Самоопределение к деятельности.
584 675
42 213
164 6543
- Какие ошибки допущены в вычислениях? – Почему?
- В каком порядке нужно записывать трёхзначные числа при вычитании в столбик?(ед. под ед., дес. под дес,, сот. под сот.)
- Итак, что бы правильно выполнить вычитание трёхзначных чисел в столбик надо помнить порядок вычитания 3-х значных чисел)
- Сформулируйте тему урока. (алгоритм вычитания трёхзначных чисел)
- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?.(Составить алгоритм вычитания трёхзначных чисел и вычитать трёхзначные числа по алгоритму)
остановка «Решай – ка»
5. Открытие новых знаний:
а) Чтение алгоритма вычитания трёхзначных чисел по учебнику (с. 72)
- прочитайте алгоритм вычитания трёхзначных чисел на стр. 72 рядом с красной стрелкой.
( раздать алгоритм вычитания трёхзначных чисел детям на карточке)
б) №1 – устно по алгоритму.
в) №2 - с записью на доске и подробным объяснением)
остановка «Закрепляй – ка»
6. Закрепление изученного материала:
а) Вычисли и выполни проверку (с комментированием)
№3 (2,3)
остановка «Задачкина»
б) - задача №6
- прочитайте задачу
- составим краткую запись, для этого выделим главные слова
Было – 120 к.
Выдали - ?
Осталось – 56 к. На ? больше выдали , чем осталось
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (не знаем сколько книг выдали)
- Что известно? (было 120 книг, осталось 56)
- Как узнать , сколько книг выдали? (120-56=64 к.)
- Итак, выдали сколько? (64 к.)
- Осталось сколько?( 56 к.)
- На сколько больше выдали , чем осталось? Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
- назовите решение (64-56=8 к.)
(записать решение самостоятельно, обмен тетрадями - взаимопроверка)
остановка «Думай – ка»
в) Решение уравнений на доске.
864 – х = 357 х + 48 = 160
7. Рефлексия.
Учебник – с. 72 «Проверь себя» ( по вариантам)
- Ребята, какую цель мы сегодня ставили на уроке? (познакомиться с алгоритмом вычитания трёхзначных чисел и выполнять вычитание по алгоритму)
- Вот и проверьте достигли ли вы этой цели
- решите самостоятельно с проверкой примеры на с. 72 под красной стрелкой, задание так и звучит «проверь себя»