Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Филипок" Л.Н.Толстой.»
Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Филипок".
2-й класс (1-й урок)
Цели урока:
познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;
работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.
Планируемый результат
Предметные умения
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
- осуществлять анализ текста:
- находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
Личностные УУД:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану;
- определять степень успешности своей работы и работы других.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого;
выставка книг Л.Н. Толстого;
словарь С.И. Ожегова;
кроссворд.
I.Оргмомент.
II. Речевая разминка.
- Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):
Снег нападать не успел – Зайчик раньше побелел... И теперь в лесу ему Очень страшно одному! Вдруг лиса случайно встретит? Ястреб с высоты заметит?.. Белому – не убежать! Всюду белого видать... Заинька дрожит и ждёт: Ну, когда же снег пойдёт?!
Учитель:
– О ком стихотворение?
– Что можете сказать о зайце?
– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.
-Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.
III. Постановка целей и задач урока.
IV. Работа над новым материалом
Учитель:
– Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки.
– Годы жизни писателя – 1828-1910.
Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…
– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).
- На уроке литературы мы учили разные жанры.Назовите их?
-Сегодня на уроке познакомимся с литературным жанром – проза.
Проза- устная или письменная речь, нестихотворная форма в литературе. Проза прежде всего описывает определённую реальность.
– Какое произведение мы будем читать?
– Что такое быль?
Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).
– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.
Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”
1. Первичное восприятие.
2. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:
Словарная работа.
Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.
Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.
Немой – лишенный способности говорить.
Пострелец - озорник, сорванец.
Слобода – шёл по своей стороне, улице
поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;
сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
бедовый – шустрый, смелый.
3.Чтение учителем рассказа.
- Понравился вам рассказ?
4. Чтение рассказа учащимися.
5.Беседа по вопросам.
- Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)
- Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)
- Кто повстречался на его пути? ( На его пути повстречались собаки)
- Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)
- О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)
6. Работа над правильностью чтения.
По-дён-ная- подённая
Сло-бо-да- слобода
Ук-рад-кой- украдкой
Пост-ре-лё-нок- пострелёнок
Бе-до-вый- бедовый
V. Первичное закрепление нового материала.
1) Деление текста на части
Расположите в правильном порядке
ВСТРЕЧА С СОБАКОЙ.
ШКОЛА.
В КЛАССЕ.
СБОРЫ В ШКОЛУ.
2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
– Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль одну минуту.
3) Выборочное чтение.
Ответьте на вопросы словами из текста.
- Кого он увидел в школе?
«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»
- О чём спросил учитель Филиппка?
«— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего
не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой?»
- Что ответили ребята?
«— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»