Урок по литературному чтению во 2 классе "Я и мои друзья".
Урок по литературному чтению во 2 классе "Я и мои друзья".
Урок рефлексии в системно - деятельностном методе по программе "Школа России". Цель урока: обобщение и повторение материала по разделу "Я и мои друзья".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Личностные результаты:
1)Формирование начального опыта самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата.
2) Создание условия для формирования опыта успешной совместной деятельности в паре, в группе и установки на максимальный личный вклад в совместной деятельности.
3)Создание возможности для формирования волевой саморегуляции, веры в свои силы, интереса к изучению литературного чтения и учебной деятельности в целом.
Метапредметные результаты обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в парах, умения работать в группах .
Предметные результаты обучения:
ученики научатся:
- читать выразительно художественные произведения по ролям и выборочно;
- осознавать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- формировать первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, дружбе, честности; формировать потребность в систематическом чтении;
получат возможность научиться:
- формулировать познавательную цель;
- участвовать в поиске и выделении необходимой информации;
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Урок чтения – это приключение!
С книгою в сказку поверишь и много узнаешь.
Книга с нами всегда.
А вы урок чтения любите?
- Да!
Ребята, в начале урока я предлагаю вам продолжить фразу: «Я радуюсь, когда беру в руки книгу, потому что… (предполагаемые ответы детей: «могу из обычных слов создавать картины, оживлять персонажей», «могу переселяться в другой мир», «могу проживать жизнь героев, радоваться за них, огорчаться с ними», «могу познавать себя, анализируя поступки героев» и т.д).
Кто умеет это делать, т. е перевоплощаться в настоящего читателя?
Какие учебные качества Вам помогают в этом? (активность, честность, вера в себя и т.д)
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(Интересным, познавательным.)
- Желаю Вам успеха.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе.
Прочитайте высказывание на экране.(Слайд 1)
Дружит с солнцем ветерок
И роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою!
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-Много раз мы слышали слово – дружба.
Что такое дружба? Слово «дружба», что обозначает? (Рассуждения детей)
-Обратимся к словарю Ожегова.Толковый словарь Ожегова (Слайд 2)
Вывод. Дружба очень нужна людям и чтобы быть хорошим другом, надо каждый день учиться.
- С каким разделом мы познакомились на прошлых уроках? (Мы изучили раздел «Я и мои друзья».)
- О чём мы говорили в этом разделе? ( Мы говорили о разных качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошем, добром отношении между людьми и даже между людьми и животными.)
- Сегодня мы вспомним прочитанные произведения.
-Какая будет тема нашего урока ? (Обобщение по разделу "Я и мои друзья")
- Какую цель поставим перед собой? (Повторить пройденное и проверить свои знания).
Самостоятельная работа № 1.
-Ребята, сейчас вам нужно провести блиц-опрос. У каждого из вас есть листочек с номерами вопросов. Вы сами ставите себе +, если вы знаете ответ на этот вопрос, и знак вопроса, если у вас нет ответа.
-Приступаем.
Таблица вопросов.
№ и вопрос
+ или ?
1.Мне известны все авторы раздела «Я и мои друзья».
2. Я могу соотнести автора и произведение.
3.Я могу продолжить фразу «Друг – это…»
4.Я могу определить, кому принадлежат слова из произведений.
5. Я знаю пословицы о дружбе и могу объяснить их значения.
- В каких заданиях возникли затруднения ?
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий:
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
№ 4 – … чел.
№ 5 - … чел.
3. Локализация затруднений.
- Что делать тем, у кого возникли трудности при выполнении самостоятельной работы? (выполним дополнительные задания). А что делать тем, кто справился с работой? (помочь тем, кто допустил ошибки или выполнить более сложные задания)
Физминутка.
«Друзья»
Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.
Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга.
Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.
Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз
Дружим с лесом, полем, лугом.
Остановиться, обозревают верх и низ.
Крепко дружим мы друг с другом
Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх.
4. Коррекция выявленных затруднений.
Работа в парах.
Соедините стрелками авторов и их произведения (документ - камера)
«Хорошее»
В. Осеева «Я и Вовка»
Ю. Ермолаев «За игрой»
В. Лунин «Почему?»
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
В. Берестов «Два пирожных»
«Волшебное слово»
5.Обобщение затруднений во внешней речи.
-Кого можно назвать другом? (одноклассников, родителей, учителя, собаку…)
Продолжите предложение: «Друг – это …»(по цепочке)
Вывод: Друг – это человек, который всегда поймет и поддержит, выскажет свое мнение и даст совет. Другу можно верить как самому себе … - Конечно, в трудные минуты нам нужен человек, на которого можно было бы положиться. А в минуты радости с кем приятно проводить время?
Задание по группам «Угадай произведение». Необходимо собрать пазл – картинку и по плану ответить на вопросы (отвечает каждый член группы, командир распределяет).
План: (на доске)
Автор и название произведения.
Главные герои.
Главная мысль произведения.
Чтение отрывка по ролям (по учебнику)
Пословица к произведению.
1 группа Н.Булгаков «Анна, не грусти!» (Слайд 3)
Выбрать пословицу к произведению и объяснить её смысл:
1.Не мил и свет, когда друга нет.
2.Учение – свет, а неучение – тьма.
Доп.вопрос. Придумайте продолжение рассказа (2-3 предложения).
2 группа Ю.Ермолаев «Два пирожных».(Слайд 4)
Пословицы:
1.Мир освещается солнцем, а человек знанием.
2. Всякая помощь хороша вовремя.
Доп.вопрос. Чему хотел автор научить читателя?
3 группа В.Осеева «Волшебное слово». (Слайд 5)
Пословицы:
1.Вежливости открываются все двери.
2.Книги читать – скуки не знать.
Доп.вопрос. Какую силу имеют волшебные слова?
4 группа В.Осеева «Хорошее». (Слайд 6)
Пословицы:
1.Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
2.Всё хорошо, что хорошо кончается.
Доп.вопрос. Почему мальчик не осуществил своей мечты?
5 группа В.Осеева «Почему?» (Слайд 7)
Пословицы:
1.Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
2.Красив тот, кто красиво поступает.
Доп.вопрос. Почему мальчик признался в своём поступке? (Его мучила совесть).
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(5 мин)
- Ребята, какой будет следующий шаг?
- С/р №2. Работа с теми заданиями, в которых были допущены ошибки.
С/р №2
№
Задание
Ответ
1.
Какое произведение написал В.Лунин?
А) «Я и Вовка»
Б) «Почему?»
В) «Хорошее»
2.
Как зовут одну из героинь рассказа Н.Булгакова «Анна, не грусти!» ?
А) Оля
Б) Лена
В) Катя
3.
В каком рассказе из раздела вы услышали упоминание о континенте Африка?
А) «Волшебное слово»
Б) «Два пирожных»
В) «Почему?»
4.
К какому рассказу можно отнести пословицу: «Добрый человек добру и учит»?
А) «Почему?»
Б) «Анна, не грусти!»
В) «Волшебное слово»
5.
Продолжи фразу: «Друг – это тот, кто…»
А) Всегда поймёт и поддержит.
Б) Может обмануть.
В) Расскажет другому твою тайну.
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий:
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
№ 4 – … чел.
№ 5 - … чел.
Проверка по эталону. (Слайд 8) (А,В,Б,В,А)
Повышенный уровень (дополнительная карточка).
Вставьте в стихотворение пропущенные слова.
1.Мы ссорились, …
И спорили порой,
Но очень …
За нашею игрой.
Назовите автора и название произведения.
2.Запиши однокоренные слова к слову дружба.
Диалог.
-Смогли ли вы справиться с затруднением?
-Что вам помогло ликвидировать затруднения?
- Тренировка.
- Вот и результат! Молодцы!
7.Включение в систему знаний и повторение.
- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть настоящий друг?
Кто из вас может составить словесный портрет своего друга? (2-3 человека).
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (5 мин)
-Какую цель вы ставили в начале урока?
-Достигли ли поставленной цели?
-Что помогло вам достичь хорошего результата?
-Чей ответ помог вам лучше разобраться с материалом?
А теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Раскрасьте ладошку жёлтым цветом, если на уроке всё было понятно, нет вопросов.
Зелёным цветом, если были незначительные ошибки
Красным цветом, было неинтересно, осталось много вопросов.
- Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь ….
А кого вы вспоминаете? (Дети называю своих друзей)
Да! Для некоторых из вас «друг» - это одноклассник, для других - мама, которая всё понимает, для третьих - верный пёс. Другом может стать умная книга, интересный человек, даже любимая игрушка.
Умению дружить учатся с детства. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям.
В конце урока … прочитает вам стихотворение о дружбе.
Домашнее задание на выбор.(Слайд 9). 1) Составить правила дружбы.
2) Ответить на вопрос: «На какого героя из прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим?»
Резерв. Какие качества ты хотел бы воспитать в себе? (На магнитной доске — карточки со словами, описывающими различные действия и поступки.
Качества настоящих друзей.
Слова на карточках: помогать, ругать, драться, играть, делиться, жадничать, уважать, завидовать, радоваться чужим успехам, обижать, обзывать, выручать, быть внимательным, поддерживать, говорить правду, сочувствовать, сопереживать.