Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных».
Цель: познакомить уч-ся с произведением Ю. Ермолаева « Два пирожных».
Задачи урока:
- помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Два пирожных»;
- способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
- на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость;
- познакомить детей с континентом Земли – Африкой.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).
- Глобус.
- Презентация к уроку.
I. Организационный момент. Тема и цели урока.
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- Дети, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Сегодня мы познакомимся с новым писателем, прочитаем его рассказ «Два пирожных»,(Слайд 1) осмыслим содержание рассказа, поговорим о хорошем качестве человека.
II. Повторение по изучаемому разделу.
- Как называется раздел, который мы читаем? (Слайд 2 ).
Я И МОИ ДРУЗЬЯ
- Что мы выясняем, читая произведения этого раздела?
Дружелюбие – доброжелательность, дружеское отношение.
Преданность – верность, привязанность.
Сопереживание – сострадание, сочувствие, жалость,понимание.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III Актуализация знаний.
Речевая разминка. (Слайд 3 ).
Наши руки были в мыле
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
РАБОТА С ПОСЛОВИЦЕЙ
Сердце матери греет лучше солнышка.
-На какую тему пословица?
-Как вы ее понимаете?
-Почему именно эту пословицу я вам предложила?
IV. Сведения об авторе. (Слайд 5 ).
Юрий Иванович Ермолаев окончил театральное училище имени Щепкина в Москве в 1943 году. По профессии он был актёром. Играл главные роли в спектаклях московских театров.
Но талант писателя пересилил талант актёра. Поэтому прославился Ермолаев не как драматический актёр, а как детский писатель.(Слайды 7 -9 ).
Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе».
Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ ЭТИ КНИГИ В БИБЛИОТЕКЕ.
V. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева « Два пирожных».
1) Первичное знакомство с текстом
Учебник с.85-86.
Чтение учителем
2). Вопросы по первичному восприятию произведения:
- Понравился ли вам рассказ?
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ(10 СЛАЙД)
- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.
КТО ЗАПОМНИЛ КАК ЗОВУТ ДЕВОЧЕК?
КАК ЗОВУТ МЛАДШУЮ, КАК ЗОВУТ СТАРШУЮ?
- Чем занята Наташа?
- Какое у неё выражение лица?
- Как изображена Оля?
3) Словарная работа. ( Слайд 11).
ПРОЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ
Задание: Перечитать рассказ. Обратить внимание на слова. Все ли слова вам понятны?
После чтения дети называют слова.
Словарная работа. ( Слайд 12- 13)
- Назовите действующих лиц рассказа.
- О чём попросила мама дочек?
- Чем занималась старшая сестра Наташа?
- Что делала Оля?
- Хотелось ли им мыть посуду?
- Кто из сестёр пошёл помогать маме?
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
( Слайд 12).
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. ( Слайд 13).
Река Конго- название реки. Очень крупная река Африки.
( Слайд 14).
Долина реки Конго – удлинённая впадина реки Конго.
Тропические лианы – вьющиеся растения с длинными стеблями, растут в тропических лесах, обвиваясь вокруг деревьев, цепляясь за них.
Слайд 15).
Пальмы- деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными листьями.
(Слайд 16).
Музыкальная физминутка « У жирафа пятна…» ( Слайд 17 ).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
VI. Работа над текстом.
- Наташа в своих мыслях была в Африке. Сейчас мы с вами тоже побываем в Африке.
( Просмотр слайдов 18 - 28 ).
- А если ваши родные попросят вас в это время помочь им? Как вы поступите?
VII. Работа с рассказом:
- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Кто его написал?
- Как вы считаете, это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?
- Какая из девочек вам больше нравится и почему?
- За какое качество характера вы выбираете Олю? (отзывчивость)
- Знакомя вас с автором – Юрием Ермолаевым, я сказала, что некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками». Как вы считаете, рассказ « Два пирожных» - грустная шутка?
- Как вы думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?
Оценивание детей. .
Рефлексия.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Какой этап урока вам больше понравился?
-В начале урока вы высказывали свои мысли, что ожидаете от этого урока. Оправдались ли ваши ожидания?
- Нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение после этого урока.
- Спасибо за работу на уроке.( Слайд 29 )
Домашнее задание
1) Чтение по ролям.
2) Нарисовать рисунок к рассказу « Два пирожных».